Старый дом

Я очень люблю районы старых дач, где пахнет историей. В одном таком дачном посёлке живет мой давний друг. Ему посчастливилось родиться в семье военного генерала, которому в советские времена за большие заслуги перед отечеством выдали большой лесной участок размером в гектар. На этом участке он построил красивый и даже роскошный по тем временем деревянный дом с просторной верандой и кружевным балконом. Строили тогда добротно, дом по сей день стоит. Но он уже не выглядит таким роскошным на фоне дворцов, возведённых в лихие 90е нуворишами. В те жуткие времена старики обнищали и продали свои бесценные участки с любимыми старыми домами торговцам, которые строили новую рыночную экономику в уже новом государстве России.

Когда я приезжаю в гости к другу, мы часто гуляем по дачному посёлку, любуясь старыми соснами и дубами, которые нам в прапрадеды годятся. Среди этих стариков стоят новоделами особняки в три этажа. Какие-то построены со вкусом, какие-то совсем без. Видно, что много денег залили в цемент и кирпичи, но красоты строению это не прибавило. Все они на фоне пропитанной историей природы выглядят огромными нелепыми детьми. И только один дом гармонично вписывается в окружающую среду, такой же старый, как и дом моего друга. Это дом с душой. С чувством собственного достоинства он стоит немного в стороне от остальных. Чем-то напоминает старика, один глаз которого, устав смотреть на этот меняющийся мир, помутнел. Присмотревшись, я понял, что половина дома словно заброшена. Через едва просвечивающие окна виднеются горы хлама. А вторая половина – светится жизнью. На подоконниках цветы, тянущиеся к свету через окно, внутри виднеется свет уютной настольной лампочки, печная труба дымится. Что-то особенное в этом старом доме с нарядным балконом и просторной верандой, спрятанном от соседей высокими соснами и дубами. Мой друг не был знаком с хозяином дома. Может моё журналистское чутьё подсказало, что это жилье полно секретов, а может моя бурная фантазия расшалилась. Как бы там ни было, я решил установить наблюдение за этим впечатлившим меня гордым «стариком».

Каждый раз, приезжая в гости к другу, я спешил на прогулку, чтобы повидать своего «старика». Меня удивляло, что около старых скрипучих ворот всегда были припаркованы дорогие автомобили, преимущественно тёмных цветов и со специальными государственными номерами. То номера ФСБ, то военные, то администрации президента. Бывали и просто чёрные роскошные машины с обычными номерами. Всегда разные. Явно, что это не дети приезжали навещать своих старых родителей. Зимой подъезд к дому чистили какие-то мужчины в модных джинсах, а то и в дорогих пальто. Весной красивые девушки носили корзинки с ароматными фруктами. К Новому Году кто-то украшал старый дом весёлыми гирляндами. А летом на веранде всегда стояли букеты из полевых цветов. Странное место, словно мёдом намазанное. Так мне хотелось туда попасть, да всё повода не было.

Пока однажды не прогремела новость о том, как одного олигарха средней руки захватили за совершение государственной измены. Я, будучи независимым журналистом, заинтересовался этим делом. Мне было важно понять, как такое произошло, что набитый деньгами бизнесмен решил предать своё отечество. Но еще интереснее было то, как и кому его удалось разоблачить. Какие силы сегодня могут противостоять большим деньгам? 

Чутьё подсказывало, что помимо денег в этом грязном деле замешена женщина. Своими предположениями я поделился с другом во время прогулки по дачам. Это было солнечным весенним утром. Мы как раз проходили мимо моего любимого загадочного дома, когда я вскрикнул: «Клянусь своей журналисткой честью, что в раскрытии этого дела не обошлось без женщины!».

К тому моменту в просторы интернета уже вышла моя небольшая заметка с размышлениями о том, что заставило влиятельного бизнесмена заняться шпионажем. В этой статье я поделился предположениями, что олигарх испугался западных санкций, которые начали повсеместно вводить против русского бизнеса. Вероятно, он надеялся, что, играя против своей страны, заслужит прощения и снисхождения всемогущего Запада. Ой как сильно он заблуждался! Ведь предателей не любят нигде и стараются от них избавиться. Мы как раз обсуждали с другом мою первую статью по этой нашумевшей теме, как с участка с загадочным домом вышел молодой человек в тёмном костюме, неуместно смотрящемся в деревне. Незнакомец решительным шагом направился в нашу сторону:

- Молодые люди, разрешите вас побеспокоить, - вежливо обратился он к нам.
- Слушаем вас, - не менее вежливо откликнулся я.
- Вы тот самый журналист, автор статьи, опубликованной два дня назад в интернете про «олигарха-шпиона»?
- Он самый. А как вы догадались? - не скрывая удивления, спросил я.
- Не то чтобы я догадался, я просто это знаю. Вы сможете уделить нам час своего времени и пройти в дом?
- С удовольствием, я никуда не спешу, - с радостью согласился я, ведь меня приглашали в мой любимый дом, о котором я так много фантазировал. - Пошли! - позвал я друга с собой. Но он отказался, предпочтя подождать на улице.

Я последовал за незнакомцем в костюме. Мы зашли на территорию просторного и светлого участка. Перед верандой дома раскинулась зеленеющая лужайка, по краям которой высились стройные кружевные берёзки. По скрипучим деревянным ступеням мы поднялись на веранду. Дверь дома приветливо распахнулась и на меня пахнуло ароматом свежезаваренного чая, трав и древесины. Аккуратно одетая пожилая женщина приветствовала нас, приглашая к большому круглому столу, на котором красовался самовар. Мне показалось, что я попал в уютное и тёплое прошлое. Молодой человек в костюме, любезно отодвигая для меня тяжёлый добротный стул, пояснил:

- Вас хотел видеть генерал КГБ в отставке. Его заинтересовала ваша последняя статья. Сейчас вы находитесь у него в гостях.
- Вот как! - только и сказал я, усаживаясь на предложенный мне стул. Многое стало понятно: тёмные официальные автомобили у ворот дома, молодые люди в строгих костюмах. Видимо, они приезжали к бывалому генералу за консультациями. - А как вы меня вычислили?
- Это часть нашей работы. Генерал вам всё расскажет.
В это время в просторную комнату зашел пожилой мужчина среднего роста. Густые седые волосы спадали на высокий лоб, В серых выгоревших глазах блестели хитрые искорки, выдающие молодую упрямую душу, спрятанную в уже дряхлом теле.
- Добрый день, молодой человек. Меня зовут Пётр Константинович, - представился генерал и протянул мне сухую руку.
- Добрый день. Очень приятно, - ответил я, вставая со стула и протягивая в ответ свою.
Рукопожатие было на удивление крепким и уверенным. Многое можно сказать о человеке по его рукопожатию, как и по походке. Петр Константинович был человеком уверенным, решительным и смелым.
- Я давно слежу за вашей журналисткой деятельностью и работами. Вы смышлёный и смелый человек. Не каждый в наши дни готов писать правду и так смело и открыто высказывать свои мысли, как это делаете вы. Подкупает и ваша независимость. Вы никогда не подыгрывали Западу, в то время как многие ваши коллеги уже давно кормятся из рук заморских «либералов и демократов».
- Спасибо за высокую оценку моей профессиональной деятельности. Я всегда считал, что основной смысл журналистики — это свобода и непредвзятость. Эти два принципа я уважаю и соблюдаю.
- Вот именно поэтому я захотел познакомиться с вами лично и рассказать о том самом деле, которые вы начали расследовать. Без моей помощи вам никогда не удастся докопаться до правды. Потому что правду знаю только я.
- Это очень интересно! Благодарен за доверие и буду рад услышать правду. Но что я за это будут должен вам?
- Мой друг, правда нынче ничего не стоит... Платят сегодня только за ложь. Я вам позже скажу, что буду ждать в знак благодарности от вас, как журналиста.

Пожилая дама тем временем хлопотала в комнате. За увлекательной беседой я не заметил, как на столе появились тарелки с пирожками, аккуратно нарезанными салатами и булочками. Оглядевшись вокруг, я отметил уютное убранство комнаты. На деревянных стенах висели картины и фотографии. С одной на меня смотрел красивый молодой офицер с пронзительными серыми глазами — Пётр Константинович в молодости. С другой, влюблённая молодая пара около цветущего куста сирени — Пётр Константинович со своей женой, хлопочущей сейчас вокруг стола. На другом фото красовалась породистая овчарка — преданный друг семьи. Как же я люблю добрую старую традицию украшать стены фотографиями. Так много можно по ним прочитать о жизни хозяев. Как и по книгам, которых в этом доме тоже было много. Они красовались на навесных полках. В основном классика в старых слегка потрёпанных твёрдых переплетах. Сразу видно, что здесь книги читают, а не выставляют напоказ.

Подождав, пока я осмотрюсь и немного перекушу, Пётр Константинович приступил к рассказу, суть которого легла в мою новую разоблачительную статью и которой я кратко, опустив детали, поделюсь здесь с вами.

***

Жил был олигарх. Жил и не тужил. Имел он большие деньги и некоторую власть. Выгодные ему законы лоббировал через продажных депутатов местной и государственной думы. Экспортировал общенациональный товар на Запад. Туда же и доход свой «экспортировал». На этот доход покупал в Европе дома и яхты, потому что считал, что зарабатывать надо в России, а тратить за её пределами. Всё бы было и дальше хорошо для крупного бизнесмена, если бы Мир не стал радикально меняться. И меняться он стал в пользу России, что сильно злило Запад, который в порыве отчаяния и ярости начал вводить «наказывающие санкции». Очень испугался олигарх, что Запад, славящийся ранее своим уважением к принципу неприкосновенности частной собственности, всё богатство отнимет у него. Потому согласился помогать своим зарубежным партнёрам, делясь с ними информацией, которую удавалось добывать через знакомых ему продажных чиновников. Но дело в том, что олигарх был выходцем из мелких торгашей, потому хоть и обладал, так называемой, предпринимательской жилкой, но интеллекта в широком смысле этого слова был напрочь лишён. Как и его западные «товарищи». Посему многие вопросы они обговаривали прямиком по мобильным телефонам или в электронной незашифрованной почте.

Поскольку жил этот олигарх по соседству с Петром Константиновичу в одном из богатых, но безвкусных домов, наш добрый слуга все эти деловые переговоры легко перехватил. Да-да, у Петра Константиновича было одно хобби — изучение новой прослушивающей техники. Подобную технику привозили ему молодые служащие ФСБ в знак благодарности за мудрые советы и грамотные подсказки в их расследованиях. Испытывая эту технику в подвале своего дома, Пётр Константинович прослушивал беседы состоятельных соседей. В результате вот такой увлекательной прослушки, генерал в отставке и поймал переговоры олигарха-предателя. Далее он изо дня в день читал всю его электронную почту и смс сообщения. Однако собранную таким способом информацию официально предъявить никуда нельзя. Потому, ломая голову, как вывести этого предателя на чистую воду, Пётр Константинович решил воспользоваться старым проверенным способом — пустить в дело красивую женщину. К счастью в России это очаровательное «оружие» против мужчин ещё работает.

Для этого пришлось привлечь молодое поколение сотрудников ФСБ. Среди них нашлось немало привлекательных молодых женщин. Одна из сотрудниц согласилась на роль «засланного казачка». Марии подготовили подходящую «легенду» с западными корнями и устроили неслучайную, но романтичную встречу с олигархом. Шарм, красота и острый ум девушки сработали отлично! Олигарх был очарован.

В попытках добиться полного расположения и допуска к телу Марии, бизнесмен не скупился на деньги и рассказы о том, какой он молодец. После месячной осады уже было отчаявшийся мужчина перешёл к тяжелой артиллерии и, совсем потеряв бдительность, всячески демонстрировал, как доверяет даме своего сердца. Тут-то он и начал хвастаться своей «безмерной властью» и связями с Западом.Увлекательно рассказывал о попытках просветить русское общество на тему истинной демократии и свободы, путём покупки на западные деньги местных СМИ. О защите «свободы слова» и агитации молодёжи к свержению «тоталитарной» власти. О передаче государственных секретиков западным «друзьям» нашей страны. Мария выражала весьма скептическое отношение ко всем его бравым рассказам, потому, чтобы не быть голословным, олигарх перешёл к демонстрации нужных бумаг. Тогда девушка изменила свою тактику и принялась бурно восхищаться его «хитростью» и смелостью, демонстрируя модное в наши дни преклонение перед «прогрессивным» Западом. Усыпив его бдительность громкими восхищениями, она тихо всё записывала и фотографировала. Когда пакет законных доказательств продолжающейся государственной измены был собран, Мария передала его коллегам. Уголовное дело было возбуждено без промедлений. Основанием для расследования со стороны ФСБ послужил внешний сигнал. Всё законно, официально и красиво. Вот олигарх уже сидит за решёткой, а его дома и яхты выставлены на продажу для покрытия многомиллионных штрафов, которые пойдут в бюджет преданной им страны.

***
 
Меня восхитила эта история! Мне хотелось сразу же сесть писать статью. Это же будет информационная бомба! «Генерал в отставке поймал олигарха-шпиона». Но не тут-то было. Пётр Константинович настрого запретил мне в статье ссылаться на него. Я мог рассказать всю историю в красках и присудить все заслуги только действующим сотрудникам ФСБ. Выдавать генерала, который планировал под прикрытием немощности и старости раскрыть еще не одного такого предателя, категорически запрещалось.

После угощений, Пётр Константинович показал мне свою «лабораторию», оборудованную в подвальном помещении дома.  Я был восхищен. Если, находясь в доме, я ощущал себя в прошлом, то в подвале я ощутил себя далеко в будущем или на космической станции. Столько сложной техники с бесконечными кнопками, антеннами (которые тянулись в закрытую «слепую» часть дома) и экранами было там установлено. Такого даже в фантастическом кино не показывали.

- То, что ты тут увидел — никому! Это большой секрет.
- Как вы с этой техникой справляетесь? - наивно спросил я, даже не подумав, что тем самым обидел генерала, намекнув на его старость.
- Это только вы думаете, молодёжь, что для освоения новых технологий нужен особый, только вам свойственный, ум. А я тебе так скажу — интеллект во все времена одинаковый.

***

Уже через час я мчался домой, даже забыв забежать попрощаться с другом, который меня не дождался. Мне не терпелось скорее сесть за написание статьи. Я печатал всю ночь, запивая сон крепким кофе. Я верил, что статья произведёт фурор — разоблачение нашумевшей истории с крупным бизнесменом. Правда, мне пришлось немного нарушить уговор. Уж если быть честным журналистом, то честным до конца. Потому я хоть и туманно, но всё же намекнул на заслуги старого генерала разведки в отставке. Только под утро, с чувством полного удовлетворения, мне удалось заснуть.

Проснувшись, я первым делом включил компьютер. Моё журналистское эго жаждало славы! Открыв свою страницу, я подготовился считать количество просмотров и репостов, но не тут-то было.... Статьи вообще не было! Неужели я забыл опубликовать её вчера в ночи? Не может быть, точно опубликовал. Помню потом перечитывал повторно. Может интернет не сработал, она зависла где-то в сетях... Пока я размышлял, пытаясь раскрутить недоспавший мозг на более быструю реакцию, за окном послышался настойчивый сигнал автомобиля. Подойдя к окну, я увидел во дворе чёрный автомобиль вроде тех, что подъезжали к дому генерала. Из автомобиля вышел молодой человек в тёмном костюме и помахал мне. «Неужели за мной?». - подумал я, почёсывавшая свалявшиеся от подушки волосы на затылке.
Быстро натянув свежие джинсы и рубашку, я посмешил вниз.

- Доброе утро, вас хочет видеть Пётр Константинович. Просил вас срочно привезти.
- С чего такая срочность? Поехали, раз так надо.
Под конец дороги мы разговорились с до сих пор молчаливым молодым человек. Он поведал мне много интересного о Петре Константиновиче. Я обратил внимание, как молодые сотрудники ФСБ уважают и побаиваются его. Буквально трепещут перед ним. И даже в его отсутствии говорят о нём, аккуратно выбирая выражения и с нескрываемым восхищением. Я понял откуда цветы на веранде летом, гирлянды на Новый Год и чистильщики снега. Старый генерал никогда не берёт деньги за свои консультации и бесценные подсказки. Зато охотно принимает благодарность в виде любой человеческой помощи по мере возможностей и способностей благодарствующего. Принцип бартера сильно облегчает быт пожилого мужчины.

Пётр Константинович встретил нас у калитки своего участка. Его серые глаза светились стальным блеском.

- Я же просил никак меня не упоминать в статье, - сдержанно, но пугающе строго заявил генерал, опустив всякие любезности и приветствия.
- Откуда вы знаете? Ведь же статья не опубликовалась? – словно оправдывался я, чувствуя, что под его взглядом предательски задрожали коленки.
- Она не опубликовалась, потому что я её перехватил. Подозревал, что без моей редактуры пускать статью в свет нельзя. Ты толковый и честный парень, но есть у тебя одна слабость — жажда популярности и славы. Ты знал, что именно таинственный герой в этой истории привлечёт больше всего читателей. Таким путём ты добьёшься лишь минутной славы, но сломаешь моё дело. Так не пойдёт, дружок.
- Но я же не писал, кто вы именно.
- Да, разве что не написал моего имени и паспортных данных. Но весьма определённо указал место моего проживания: «Зелёный рай олигархов недалеко от Москвы» и мою профессию: «Старый волк, имеющий чуйку на шпионов». Хотя, признаюсь, столь романтичное определение мне польстило. Журналист ты отличный, но в разведку я бы с тобой не пошёл.
- Но вы же цените то, что я пишу правду. Вот я и написал всю правду.
- Правда правде рознь. Чужие секреты — это тоже правда. Но их не стоит раскрывать даже в самом правдивом и честном журналистском расследовании. Умей уважать чужие тайны, иначе можешь скатиться до уровня жёлтой прессы, ковыряющейся в чужом белье.
- Ну вы сравнили! - искренне обиделся я.
- Ты перепишешь эту статью. И сделаешь это так, чтобы материал захватил читателя! Это будет правда про наши спецслужбы, про истинных врагов и истинных борцов. Увлекательно писать ложь умеет каждый. А вот захватывающе написать правду — это талант. И ты им обладаешь.

Полный смешанных чувств: страха и гордости, я побрёл к своему другу на утренний кофе, который так и не успел выпить дома. За завтраком на веранде под шорох листьев, танцующих от лёгкого утреннего ветерка, я кратко поведал ему всю историю. Но про роль генерала говорил весьма уклончиво. Да, умел Пётр Константинович отбить охоту трепать языком.

Вернувшись домой, я переписал статью и прежде чем публиковать, направил на согласование Петру Константиновичу. В этот раз он её полностью одобрил. Не прошло и часа с момента публикации в интернете, как статья разлетелась по всему миру. Ко мне стали поступать звонки от известных издательств с просьбой разрешить опубликовать статью в их печатном издании. Миллионы просмотров, тысячи репостов. А ведь я просто написал правду. Правду о том, как западная элита пытается разрушить нашу страну, не жалея на это денег. Правду о смелости и изобретательности нашей службы разведки. О банальных ценностях — преданности, верности, профессионализме. Об избитых слабостях — алчности, похотливости, жажде лёгкой наживы и трусости. Я только не смог написать о самом главном — о том, что старая школа, старшее поколение, глубокий ум и знания являются вечной силой! И только совместная работа, обмен опытом и знаниями между старым и новым поколениями, союз прошлого и настоящего создают успешное будущее!

С того дня, как я первый раз перешагнул порог загадочного старого дома, я стал одним из завсегдатаев. Моя маленькая скромная машинка частенько поджидала меня у скрипучих ворот, пока я пил чай и вёл беседы, а точнее внимал Петру Константиновичу. Старый волк научил меня ещё очень многому, подарил удивительные истории из своей биографии, раскрыл некоторые секреты таинственной профессии и его громких разоблачений. Я был поражён, сколько политических вопросов было решено с его участием, о чём никто не знал. Потому что он всегда скромно держался в стороне, объясняя это тем, что «неприметность» - его главное оружие. Все его рассказы легли в основу моих новых статей, безусловно с его согласия. Он помог мне вырасти, как журналисту. А я помог ему донести до общества истинные ценности, поделиться правдой этого жестокого мира и просветить молодое поколение. Потому что мы то, что мы читаем. А главное — нам удалось перекрыть ложную пропаганду, потому что количеству моих читателей мог позавидовать самый популярный блогер. А ещё я начал писать книгу про Петра Константиновича, потому что страна должна знать своих героев. Сразу скажу – книга полна тайн, потому что мне не дано право раскрывать истинное лицо Старого Волка.

Я только одного до сих пор не понял — это у меня талант увлекательно писать правду или у Петра Константиновича творить эту захватывающую правду…


Рецензии