Р46 Пушкин РОК Два библейских ворона и погребение

 Пушкин РОК
 Два библейских ворона
 и погребение адамита Эвеля (Авеля, Абеля)

В 1828 г Пушкин пишет 16 стихов о Сущем и Смерти, используя библейских воронов, что научили адама ишу Адама и его ишу Хаву (Еву) похоронить первого по-братски убиенного – Эвеля (Авеля) :

Ворон к ворону летит,
Ворон ворону кричит:
«Ворон, где б нам отобедать?
Как бы нам о том проведать?»
Ворон ворону в ответ:
«Знаю, будет нам обед;
В чистом поле под ракитой
Богатырь лежит убитый.
Кем убит и отчего,
Знает сокол лишь его,
Да кобылка вороная,
Да хозяйка молодая».
Сокол в рощу улетел,
На кобылку недруг сел,
А хозяйка ждет милого,
Не убитого, живого.

Впервые — в альманахе «Северные цветы на 1829 год», СПб., 1828, с. 31—32 под заглавием «Два ворона». В издании «Стихотворений» 1829 г. в оглавлении имеет название «Шотландская песня». Пушкин взял балладу из французского перевода (1826 г.) сб. шотландских баллад В. Скотта, но переложил только первую половину. Перекладка стоила неимоверных пушкинских трудов:

Варианты:  «ВОРОН К ВОРОНУ ЛЕТИТ...»

А. Варианты чернового автографа
Заглавие: Шотл<андская> песня
3 а. Ворон: где нам отобедать
б. Как в тексте.
в. Ворон: где нам отобедать
4 Кабы мог ты знать да ведать
6—8 Будет,2 будет нам обед
Я проведал3 под ракитой
Молодец лежит убитый
Вм. 9—12 а. Конь да сокол
Про него
б. Про своего
Знает сокол лишь его5
в. Где девался госп<один> <?>
Сокол ведает один6
г. Слушай, слушай — про него
Сокол знает лишь его
д. Кем убит и для чего
Знает сокол лишь его
   Да кобылка вороная
Да хозяйка молодая
Сокол улетел
Лошадь
Воры2 лошадь увели
Сокол в рощу улетел
Лошадь увел
Сокол нашел
Лошадь за лес вор увел
Сокол за лес улетел
Лошадь вор успел
А хозяйка молодая
                припевая
А хозяйку молодую
Уж ведут в семью чужую
А хозяйка с новым4 другом
С милым <супругом>
*
Сокол за лес улетел
На кобылку недруг сел
А хозяйка ждет милого
Не убитого — живого

   После ст. 16 начато:
Полетим да поклюем
Его<?> т<ело> <?>
*
Полетим же полетим
Мертва тела поедим —
Очи

Б. Варианты печатных текстов.
Заглавие: Два ворона СЦ — (Ворон к ворону летит). Шотландская песня СП2 (в оглавлении)

________________________________________
Два ворона - это вариация мыслей о Сущем и Смерти…Полетим же полетим  Мертва тела поедим —
Да-да, фра, именно так…
Ибо вот мидраш (сказ) о погребении убитого Каином в споре об ише и сестре, а затем и о владении миром,  Эвеля :
Спор Каина и Авеля (Абеля, Эвеля)  и их поединок привел  к тому, что Эвель не догадался КАК, а Каин смог совершить убийство брата своего единоутробного. Первый же сын  иши адамита Адама и его иши Хавы ( у вас – Евы) стал киллером. Спор начался о владении женщиной (одной из двух сестер и жен Эвеля) и перешел в спор о том кто будет владеть всем миром. Князь Мира был на стороне Каина.
 
 ха-Шем наказал Каина за его честолюбивое стремление стать единственным владельцем мира. Мида-кенегед-мида, мера за меру: все вышло наоборот — отныне Каин будет скитальцем на земле. Каин внял ужасному проклятию, которым был проклят, и признал, что поступил плохо. «Мой грех больше, нежели можно снести, — признался он ха_Шему (Ашему) в раскаянии. — Я осознаю, что он настолько тяжел, что ему нет искупления». Каин внял ужасному проклятию, которым был проклят, и признал, что поступил плохо. «Мой грех больше, нежели можно снести, — признался он Ашему в раскаянии. — Я осознаю, что он настолько тяжел, что ему нет искупления».
 
Однако, Талмуд истолковывает каиновы слова не как покаяние, а как упрек Ашему: «Разве мой грех тяжелее прегрешения шестисот тысяч людей (поклонение Золотому тельцу), которые, тем не менее, получат прощение?». - Я признаю Твою волю, обрекающую меня стать скитальцем, но боюсь, что меня сразу же убьют. Все живое знает, что я заслуживаю смертной кары. Теперь, когда Твоя Шехина меня покинула, дикие звери перестанут меня бояться. Ашем ответил: «Обещаю, что тебя не убьют сразу. Семь поколений Я буду ждать с местью за смерть Эвеля». И Ашем дал Каину особый знак, чтобы никто его не убил. Её зовут печатью Каина… но никто так и не узнал что это такое… Кто-то уверяет – это рога или борода… кто-то телесную немощь…
Почему Ашем позволил осуществиться смертоносным намерениям Каина и не защитил избранного им Эвеля? Мудрецы иудеи поясняют: Эвель заслужил смертный приговор =  он подлежал наказанию смертью с того момента, когда Небесный Огонь спустился и поглотил его жертву. Вместо того, чтобы скромно удалиться, Эвель стоял и получал удовольствие от сияния Шехины. С другой стороны, возможна и моя версия: Эвель  избран был как … жертва!

А что Адам и Хава?

Обнаружив Эвеля мертвым, они погрузились в скорбь. Тело Эвеля было нетронутым. Его сторожевой пес стоял рядом и защищал труп от хищных птиц и полевых зверей. Адам и Хава были в замешательстве, не зная, что делать с мертвым телом. Никогда еще они не видели, как кого-либо хоронили.
Тогда Ашем послал в поле двух воронов и умертвил одного из них. Оставшийся в живых сказал: «Я покажу Адаму, что делать дальше». Он выкопал в земле яму и схоронил в ней своего мертвого товарища. В виде награды за этот поступок Ашем не дал умереть с голоду птенцам погибшего ворона, ибо сказано  (Теплим 147:9): 
«Он дает пищу зверям и воронятам, громко жалующимся».
Несмотря на то, что вороны, как правило, черного цвета, иногда у них рождаются белые птенцы. Взрослые птицы не признают их за своих детей, бросая на произвол судьбы. Но Ашем обеспечивает воронят едой и всем необходимым.
После того, как Каин был проклят, Адам встретил его и спросил: «Какой приговор произнесли над тобой?»
— Я совершил тешуву, самоисправление, и поэтому правосудие обрушило на меня свой гнев не в полную силу, так что мое наказание было смягчено, — ответил Каин.
— Неужели сила самоисправления так велика! — воскликнул Адам. — Неужели оно бесследно стирает прошлые злодеяния человека, и Ашем считает их как бы не совершавшимися?
После этого Адам сам раскаялся в своем прегрешении:130 лет он постился и воздерживался от близости с женой.
Свое обещание отомстить за убийство Эвеля Ашем выполнил ровно через семь поколений.

Прим. Каин и Эвель символизируют два разных типа людей. Эвель представляет собой человека, жизнь которого направлена к приобретению олам аба, будущего мира. Такой человек не стремится к накоплению имущества и отдает Ашему лучшее из того, чем владеет. В свою очередь, Каин — это прототип человека, привязанного к материальному миру и тратящего большую часть своего времени и талантов на то, чтобы превратить свою жизнь в сплошное материальное процветание. Успехов он, как правило, не достигает. Наоборот, его действия губительны для него самого. В конце концов он становится не знающим отдыха скитальцем, который ни в чем не находит удовлетворения, ибо «Тот, кто любит деньги, не насытится ими» (Коэлет 5:9).


Рецензии