Девочки

Все началось с одного привезенного в наш клуб  югославского фильма. Это была романтическая драма, история про влюбленную пару - девочку пятнадцати лет и парня студенческого возраста. Легкая эротика, конфликт поколений и даже проблема абортов -  все эти темы казались нам, целомудренным подросткам из СССР,  настоящим откровением. Ленту крутили несколько вечеров и все сеансы были забиты нашими поселковыми девчонками. Взмокшие в своих ватных пальто, в сбитых на затылки шапках , они смотрели на экран широко раскрытыми  глазами  - так вот она какая, любовь! Грубые парни из цехов деревообработки ,  мужики -  водители лесовозов с черными от мазута руками, офицеры из охраны исправительной колонии с мучнистыми от неспокойной совести  лицами вдруг стали не нужны никому - девичью часть поселка  охватила неизбывная тоска по чему то несбыточному, по тому, чего здесь не было никогда.

Как раз в этот момент моя  мама отмочила одну штуку. В один из зимних вечеров, когда ничто не предвещало беды, она мне вдруг говорит:
- Юра,  у  моей хорошей знакомой  Изольды Ивановны  есть дочь. Она немного старше тебя, всего на пару лет. Её зовут Эрика. Изольда сказала, что Эрика очень хочет с тобой познакомиться. Я её пригласила в гости, она приедет из города завтра. У  меня занятия в вечерней школе, так что встретишь её и вы пообщаетесь, хорошо?
Что?!  С противоположным полом  до этого  у меня  были только  смущенные тисканья  одноклассниц в сумрачных коридорах нашей школы. Мама просто не понимала в какую сложную ситуацию она меня поставила с этой Эрикой. Пообщаетесь? Ещё бы предложила мне поиграть с этой взрослой девушкой. В прятки, например.
Эрика оказалась причудливой, совсем не похожей на наших крикливых  красоток. В очках, обращается на “вы”...Но я стряхнул первые секунды оцепенения - вина у нас в доме не оказалось и  я сварил кофе из цикория. Занял внимание гостьи  альбомом флорентийцев, включил фоном пластинку композитора Тухманова,  за кофе от итальянцев   удачно перескочил к обсуждению абстрактной живописи - очень кстати оказалась   разгромная статья в "Дружбе народов", которую читал на днях, а закончили мы обсуждением Юкио Мисимы и парой танку, которые  я вдохновенно продекламировал совершенно покоренной гостье. Мама потом передавала восторженные отзывы её подруги, ах, какой интересный юноша ваш юрий, но я уже не слишком слушал ее, потому что понял две потрясающие вещи:
- умные и утонченные девушки - это тоже девушки, если умеешь с ними обращаться
 - литература - это не портреты скучных классиков на стенах кабинета русского языка. Это мощное оружие, сладкий яд
Я размышлял о происшедшем с Эрикой  на киносеансе -  а передо мной шел черно белый фильм “Лифт на эшафот” - в наш  поселковый клуб случайно  привезли несколько  очень странных и красивых  французских кинокартин. Я их смотрел , забираясь в клуб  через разбитое окно в заброшенную подсобку, а далее -  на сцену  с обратной стороны экрана - там изображение было таким же четким как и для зрителей в зале, только  оно было в зеркальном отражении. Это потому, что на эти фильмы пропускали зрителей с  16 лет, на билет не было денег, а еще заведующая клубом разыскивала меня за одно происшествие, случившееся накануне. А еще за экраном можно было лежать на реквизите местного ансамбля русской песни и пляски и  курить ворованные у отчима папиросы "Волна" - с тех пор я  немного знаю жизнь за кулисами. Конечно, сколько не бегай, а  заведующая клубом за волосы меня все равно оттаскает -   рассеянно размышлял я перескочив от мыслей о Эрике к насущным проблемам. Да и репетировать , кроме как в клубе,  нам больше негде. А репетиции для меня были очень важны -  меня только что  взяли в музыкальную группу. Пару месяцев назад в  поселке появился никому не известный тут парень лет двадцати пяти. Его звали  Витя Усенков. Он был похож на молодого Боярского, сходство портило только отсутствие переднего зуба, зато Витя прекрасно играл на гитаре и пел сдавленным высоким голосом, но это смешило только тех, кто никого, кроме Лещенко и Кобзона,  не слушал. Витя тут же загорелся идеей создать при нашем клубе рок- группу, официально конечно же это был ВИА - и даже выбил денег на покупку ударной установки, электронного пианино, басовой и ритм гитар марки “Урал”. На этом успехи застопорились - Витя не мог найти ни одного человека, кто бы разделял его музыкальные пристрастия. Это немудрено, потому что не так давно в том же клубе с аншлагом прошли многочисленные сеансы фильма “Танцор диско” и весь лесокомбинат напевал песенку джимми-джимми. А вот у меня уже был катушечный магнитофон Маяк, я на него заработал в лесокомбинате летом, обвязывая пачки досок толстой проволокой, а еще был толстый портфель набитый катушками с магнитными лентами , который оставил мне мой дядя ,  младший брат мамы. Там были Led Zeppelin  и  Nazareth, Deep Purple и Black Sabbath. Там была даже рок-опера Jesus Christ Superstar. Нечего и говорить, что мы с Витей очень быстро нашли общий язык и он стал натаскивать меня игре на гитаре. Я забросил учебу, пропадал на репетициях и был как то раз нещадно бит за это мамой - сложенным вдвое проводом от кипятильника. Витя на мамины претензии отреагировал не совсем по товарищески - сказал, что не будет меня учить , если я продолжу балбесничать. Пришлось успевать и с учебой и с гитарой. Витя вообще вел себя очень ответственно. Так, например, у него был очень хороший ганджубас и  он частенько крошил смолистый  черный камешек и  забивал жирными кропалями папиросу - но затянуться он мне так ни разу и не предложил, поэтому, я считаю,  в нем умер отличный педагог. Впрочем, почему умер? Надеюсь, что  он жив и поет где-то уже постаревшим поклонницам.
О поклонницах, собственно, и речь. Мы нашли девчонку из старших классов на клавиши, моего приятеля Ромку обучили бить в барабаны - и он оказался настоящий талант, я, худо-бедно,  освоил бас и вот, наконец,  мы играем на новогоднем вечере. Играем на сцене, под переливы самодельной светомузыки - большей частью какую то хрень, которая  нравится публике, но в середине выступления запилили Sail Away от  Deep Purple  - очень сильно лажая, но, поверьте, счастливей меня в тот момент не было никого на белом свете. И не только потому, что высокомерная Инка Панченко, за которой я безуспешно ухаживал последний месяц, бросала на меня пронзительные взгляды. Хотя Инкины взгляды - это , конечно, было очень важно, но на самом деле меня тянуло к плохим девчонкам, привет Екатерине из предыдущего рассказа. Но я этого  еще не осознавал, пока к нам в класс не поступила одна  новенькая ученица. У этой оторвы была фамилия Шумилина, ее перевели к нам  из какой то городской школы - чтобы спасти от дурной компании, но, кажется, она сама могла испортить кого угодно. Естественная блондинка с голубыми глазами и ангельским выражением лица, она была похожа на развратную фрейлину какого нибудь средневекового придворного  коллектива. Помню тот весенний день, когда я совершенным идиотом, перепрыгивая через ручьи и лужи ,  плелся за ней как будто провожая - и она вдруг спросила: “А кто у тебя сейчас дома?”
Дома у меня никого не было и там, после  поцелуя,  меня стало трясти крупной дрожью - и я ничего не мог с этим поделать. “А что будет с тобой, если я лягу рядом?” - спросила Шумилина, затем засмеялась и сказала привыкай и готовься. Но ничего потом не случилось -  вдруг по школе пронесся слух,  что она беременна от какого то городского бандита и её срочно перевели куда то ещё дальше. Наверно ,  на  зону для городских беременных шалав - мстительно думал я, не успевший, слава Богу, в неё влюбиться слишком сильно. Лет через пятнадцать я встретил  Шумилину в кабаке и мы мило поговорили, а чуть погодя  я увидел ее фотографию на странице газеты под рубрикой "Опасные преступники, их разыскивает милиция". Очень надеюсь, что милиция ее так и не нашла и  с ней все хорошо.
Окончание школы - неспокойное время. И дело даже не в экзаменах,  не в первой кружке с брагой - после которой идешь куда то в поля и твердишь себе “ах вот оно что” , не в скорой армии и не в прочитанном “Мартин Иден”, который разбередил мне душу. Просто хотелось быть ярким и  любимым. Быть журналистом или политиком. Короче - гореть звездой, а вместо этого я  шел каждое утро на лесокомбинат  и крутил проволокой  пачки досок как проклятый. В обед - общение с коллегами, портвейн и анекдоты - и я даже как то втянулся, но тут , в  выходной, я поехал  в  город  на рейсовом автобусе и столкнулся  там  со своими бывшими одноклассницами. Они поступили на подготовительные курсы университета и были полны впечатлениями  - а я мог лишь  изображать степенную усталость рабочего класса. Что я мог им рассказать нового? Анекдот от моих коллег? Мне это ощущение не понравилось и уже на следующий день я написал заявление и поехал поступать в ВУЗ. На филологический, конечно же, факультет. Это был верный выбор -  читать книги профессионально и жить в общежитии филфака мне страшно понравилось, хотя там были, как водится, некоторые нюансы. Но об этом - в следующем рассказе.


Рецензии