Р48 Пушкин РОК о падших

В суждениях о Сущем и Смерти неизбежно возникает  тема падения – тема падшего Ангела, а за ним и Человека 

Хотя в Гавриилиаде Пушкин показал как ранее всех пример падения (в грех сводничества и рабства похоти) показал сам Творец

В финальном творении - Памятнике не блудливой нерукотворности – Пушкин в 4-ой его строфе остановил тему на паре критериев –

падших тварях и милости (милосердия к падшим)

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

I
Библейская традиция и Сатанология

Легенда об ангелах и падении (отпадении от Б-га) лучшего из них = Люция Фера – Несущего Свет. В поисках первого «падшего» обратимся к Библии – книге Берешит и читаем ее Мидраши:
На второй день Ашем создал Геином. В Геиноме есть семь различных отделений (так же, как и в Ган Эден), и грешники помещаются в одно из них в соответствии со своими делами на земле.  В тот день Ашем создал пять видов ангелов: Эрелим, Мелахим, Офаним, Серафим, Хашмалим (виды ангелов  были созданы на пятый день).
Прим. Согласно традиционному комментарию, в молитве и при чтении Торы закон обязывает заменять это имя на «Адонай» (в разговорной речи заменяется на «Ашем» (букв. Это Имя)). Как слово языка оно не имеет значения.
NB = уже во второй день Творения Ашем создает Ад! Тюрьму. ИТУ. С пыткам гршеников и подозреваемых. Еще не создан адам – его проект даже не утвержден и решения нет даже на стадии эскизного проектирования в рамках  проекта НИОКР  «Антропогенез. Людишки на Земле» (ЛнаЗ) в составе комплексного проекта «Абиогенез. Жизнь на Земле» а Б-г уже предвидел к чему вся эта затея с челокеками его приведет …
Прим. И мудрецы измерили Геином — его длину и ширину. Сказано в трактате Таанит (10а): «Земля — одна шестидесятая от размера Гана (Сада). А Ган — одна шестидесятая от Эдена. А Эден — одна шестидесятая от размера Геинома. Получается, что вся земля по сравнению с Геиномом, как крышка по сравнению с кастрюлей».
И вот настал 6-ой день Шестиднева и Б-г (Ашем) как ГК ОКБ в академии Ган Эдена собирает Совещание с ангелами перед сотворением человека.  Прежде, чем создать адама, названного потом по его же желанию Адамом, Ашем сказал: "Сотворим человека!" Подобно тому как глава государства советуется со своими министрами перед тем, как издать закон, так и Ашем начал действовать только после совещания с ангелами.

Когда Ашем сказал: "Сотворим человека!", - Он обращался к Ангелам, чтобы выяснить, что они об этом думают.

Ангелы разделились на разные фракции.
Некоторые из них были за сотворение человека, другие против. Доброта провозглашала: "Пусть он будет создан, ибо станет творить добро". Правда протестовала: "Его вовсе не следует создавать, ибо он будет полон лжи". Праведность настаивала: "Следует его создать, ибо он будет заниматься праведными делами". Мир возражал: "Не создавай его, ибо не будет в нем согласия!" Тора высказалась против: "Властелин Вселенной! Зачем Ты хочешь сотворить этого человека? Его век короток и полон страданий. Он обязательно станет грешить. Давай признаем, не обладай Ты снисходительностью, для него гораздо лучше вовсе не появляться на свет!"

Но Ашем отверг возражения всех, кто был против, и решил в пользу сотворения человека. Его окончательное слово звучало так: "Я добр и долготерпелив. Я готов создать человека, невзирая на все его недостатки!" Ашем описал человека иными словами, чем всех прежних тварей: "Человек будет сотворен по Нашему образу и подобию, он будет обладать умственной потребностью постигать Творение и служить Властелину Вселенной, как если бы он был одним из ангелов. Разум - вот что будет выделять его как человека".

И еще Ашем сказал: "Если он станет выполнять Мою волю, он будет нести в себе Б-жественный образ и царить над животными. Если же нет, то он лишится Б-жественного образа и уже не он будет господствовать над зверьми, а звери над ним".

Один Ангел – Люций Фер был особо возмущен этим актом : ( творимы) из глины и праха поучит душа от Раух (Духания) Творца и станет как все они…  Да где еще в Мультиверсе это слыхано и такое видано!?

Но возмущаться и бунтовать было еще не принято да и  был недосуг = впереди маячил День 7-ой = ШАБАТ!

Этот день Ашем сделал особым  Шабат был благословен превыше всех прочих дней недели – в это день недопустимо было вообще что-либо делать. Благословен Шабат: 1) в пустыне (на полигоне испытаний)  опытные образцы проекта «ЛнаЗ» получают двойную порцию мана (у евреев иудеев не манна небесная, а ман!)
2) человеку компенсируются любые денежные затраты на соблюдение Шабат
3) Ашем благословил Шабат еще и вкусной едой и общей трапезой 
4) каждый седьмой день грешники в Геиноме получают передышку в пытках и наказаниях.

Но навсегда согласиться со своей участью Люцифер не мог … И он отпал от  Ашема и стал падшим…

У де Виньи читаем в поэме «Элоа, или Сестра ангелов. Песни 1-3. Рождение. Падение. Смерть» :

: "Должны предостеречь,
О ЭлоА! хотим предупредить мы Вас
Об Ангела падении, он лучшим был из нас,
Но добродетели святой уже с ним нет,
Из-за которой назван был Несущий свет,
Когда любовь и благо сеял много лет
И звездам нес указы Божьи, а в ответ
Земля дивилась несравненной красоте,
Дав имя Люцифера утренней звезде.
Алмаз во лбу его сиял и диадема рдела,
Как солнце, в кудрях золотом блестела.
Без диадемы он сейчас и нелюдим,
Дрожит от холода и всеми нелюбим,
Он разучился говорить на языке небесном
И мрак накрыл лучистый взгляд завесой;
В словах - дыханье Смерти, тех, кто отзовется,
Сжигает взглядом, губит все, чего коснется;
Ни боли он не чувствует, ни сострадания,
Но злу не рад творимому, не рад закланию.
Вздыхает Небо, пытаясь что-то вспомнить,
Не смеют Ангелы о нем другим напомнить
И вслух произнести утраченное имя»,

Но еще до этого Ашем спровоцировал великую смуту (ибо без Провидения ничего не делается на земном полигоне ОКБ!): Ангелы, раззадоренные Люцифером воскликнули на Небесах : "Придумаем план, как заставить Адама согрешить перед своим Творцом!". Главой провокации избрали самого великого среди ангелов – Самаэля (Сам Эль!) и тот полетел на землю, дабы найти существо, подходящее для того, чтобы искусить Адама и Хаву и заставить их преступить заповедь Ашема = мицву не сть плода Древа Познания Добра и Зла под страхом стать смертными (будто иш Адам или, тем более, его иша Хава что-то в этом (Смерти) понимали..).

В конце концов он не встретил никого, кто по хитрости мог бы сравниться со змеем. Спустившись с небес, он оседлал змея, как если бы тот был верблюдом, и вселил в змея свой дух. Впредь все, что змей ни говорил, было внушено ему Самаэлем.

Далее известно = Хаву совратил Змей и она пала … Потом Хава совратила своего ишу …  и он развесив уши будто ослик или ишак, ел плод ДПДЗ (скорее всего этрог (Citrus medica). Потом было дознание, гнев Ашема, справедливый (Элоким) приговор Его и наказание =  изгнание пары из Ган Эдена … = плодиться, размножаться, мучительно рожать, страдать, стариться, болеть и умирать смертью … да еще и лететь потом в Геином  … а ледяные объятья Люцифера. И первенец этой пары был киллером и братоубийцей!

Итак, уже сразу после Творения ангелами был изобретен грех, произошло по коллективному ангельскому сговору отпадение от Ашема Самюэля  и было спровоцировано грехопадение.

Вина Ашем. Ее нет. Был проект «ЛнаЗ» в  составе проекта Творение и Жизнь на Земле» с самодержавием Творца, силой Провидения и Предопределения.  Ашем создал Порядок Вещей. Ад (Геноим) был уже вторым делом в  Шестидневе! 

Значит он всё предвидел и знал. Но это проект. 

Разумному существу Ашем дал возможность и право выбора, ограничив его ТРЕБОВАНЕИМ ЖиТЬ ПО ТОРЕ  и ШЕСТЬЮ ЗАПОВЕДЯМИ (!) :

1. Назначение судей (задача которых в том, чтобы обеспечить выполнение остальных пяти мицвот).
2. Запрет на б-гохульственное осквернение Имени Ашема.
3. Запрещение идолопоклонства.
4. Запрет на кровопролитие.
5. Запрет на прелюбодеяние.
6. Запрещение воровства

Прим. Во времена Ноаха Ашем добавил еще одну, седьмую заповедь: запрещение употреблять в пищу кровь или плоть живой твари. Эти семь законов составляют Семь Заповедей для потомков Ноаха, обязательных для всех людей на земле.

Каково было удивление ученика Пушкина на уроках правоверного еврея когда он ,как громом пораженный, узнал, что до Творения Ашем предусмотрительно ввел 7 понятий (по Раши) и вторым из них после Торы (Плана Мира, Сущего  или Порядка вещей)  было … Раскаяние!

II
Пушкин и падшие

В четвертой строфе «Памятника» Пушкин, среди прочих достоинств своей лиры, называет милосердие (см. В.М. Есипов. Милость к падшим…) :
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал

Традиционно со школьной скамьи Гравировальным резцом (одним из 10 чудесных предметов, которые в конце шестого дня, прежде чем завершить Творение, Ашем создал средства для десяти будущих чудес) нам на одинокой извилине одичавшего мозга выбито: это Пушкин призывал царя оказать милость, простить и вернуть  декабристов с каторги к дворянской кормушке. Даже такой пушкинист и текстолог как С. Бонди нес эту политпургу в массы (см. Бонди С. Памятник. О Пушкине, 1978).

Как декабристы могли у Пушкина оказаться в «падших»!?

В  одной из черновых редакций четвертой строфы было прозрачнее :
 И долго буду тем любезен я народу,
Что звуки новые для песен я обрел
Что вслед Радищеву восславил я Свободу
И милосердие воспел

Слово "падший" в русском языке (как и во всех европейских языках) имеет лишь два значения: погибший (в бою) и отпавший от Бога (падший в Духе); ("падшая женщина" относится к этому же второму значению).

Впервые падшего (как отпавшего от Б-га и Веры в Него) я нашел в пушкинском Безверии (1817):

Напрасно вкруг себя печальный взор он водит:
Ум ищет божества, а сердце не находит.
Настигнет ли его глухих Судеб удар,
Отъемлется ли вдруг минутный счастья дар,
В любви ли, в дружестве обнимет он измену
И их почувствует обманчивую цену:
Лишенный всех опор отпадший веры сын
Уж видит с ужасом, что в свете он один,
И мощная рука к нему с дарами мира
Не простирается из-за пределов мира

И поэт и себя самого любимого находит среди падших: отпадший веры сын

Затем в оде Вольность :
Питомцы ветреной Судьбы,
Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Ты потому раб, что отпал …

В 1836 в период созданя Каменноостровского цикла лирик о сущем и Смерти Пушкин вернулся к падшим в Отцы пустынники и жены непорочны и обращается к Творцу с молитвой Раскаяния:

Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

III
Версии толкований падшего у Пушкина

Непомнящий В.С. в «Поэт и Судьба»: Поэт « призывал смотреть на людей без злобы, на падших – с милосердием, на несчастных – с состраданием. Призывал к терпимости и человечности. Ибо нет никакой свободы – ни политической, ни духовной – без человечности и сострадания. Четвертая строфа Памятника – не «список благодеяний», а человеческое кредо Пушкина».

Не очень удовлетворяет = чего-то да не хватает и это уловила А.А. Ахматова:

"С Пушкиным никогда не знаешь a quoi s ` en tenir (чего держаться)»".

Шувалова Е.: Пушкин призывает милость к царю Николаю Первому.
//критик С.М. Бонди рассматривал пушкинский "Памятник" в соотнесении с державинским. Каждая пушкинская строчка отвечает такой же по номеру строчки стихотворения Державина.* Так вот, строчка "И милость к падшим призывал", - соответствует строчке: "И истину царям с улыбкой говорил".   Таким образом, "милость к падшим" должна быть соотнесена вовсе не с декабристами, а - наоборот, - с царями. Пушкину довелось жить при "падших" царях. Мы бы написали без кавычек, - да нас осудят.  Пушкин считал падшим Николая I, - и он прямым текстом пишет об этом в письме к Наталье Николаевне, - в июне, кажется, 1834, - что для того, кто живёт в нужнике, вонь его уже не противна...  Царь - помазанник Божий, представитель Бога на земле - "живёт в нужнике", - даром что джентльмен. ("Король - первый джентльмен..."). Куда ещё глубже можно пасть? //
(см : Пушкин не призывал милость к декабристам. Орловой Елена Шувалова)

***
Ликбез мозгопротез:
Первым грешником была сама Мать Земля!  Ашем распорядился чтобы она рожала плоды все съедобные и сладкие. Но Земля что-то запротивилась, плутонула, взбрыкнула и … создала горькую древесину. Но ей вроде бы ничего за это не было… И начлабы Ангелы, глядя с Небес смекнули …  = а Нас надули!


Рецензии