Р49 Пушкин РОК и литературный поэтический язык

Пушкин РОК 
и литературный (поэтический) язык страны

план-конспект статьи:

1. Пушкин (АСП) понимал свою уникальность и желчно отзывался о непонимании его большинством поэтического цеха:

он дал новоиспеченному языку тройки Дмитриев-+Жуковский+Батюшков особую напевность гармонии и сладкозвучия, взбешивших потом Бродского … Ёсю.

2. Этим языком каждый его современник по цеховому делу и воспользовался по своему в меру талана и разумения:

- Жуковский приспособил для своих баллад

- Боратынский — для мастерских элегий

- Вяземский — для умничаний и рассудительности

- Крылов — для басен

- Катенин — для красивостей и правильностей классицизма

Особняком в этой плеяде творцов русской поэтики и ее языка стоит Батюшков: он делал все возможное, чтобы его стихи были максимально настоящими и честными. Значение Батюшкова в истории русской литературы и главная заслуга его заключается в том, что он много потрудился над обработкой родной поэтической речи и придал русскому стихотворному языку такую гибкость, упругость и гармонию, каких ещё не знала до тех пор русская поэзия.

3. Все его конкуренты и оппоненты  использовали этот язык тройки для своих нужд ремесленников, а  Аристофаны нового времени требовали одного — исполнения гражданского долга в стране где не было граждан, а одни дворовые и крепостные.

Один лишь Пушкин остался верен одной формуле:

Цель поэзии — поэзия! 

И никаких гвоздей и грудей.

Он стал мир-искусником …

Он не связал свой напев ни с одним из ограничений формы, жанра или стиля.

Он был поэт и ничего больше!


Рецензии