Персидская цивилизация
Цивилизация возникла 25 в. назад.
Цивилизация остановилась 15 в. назад.
---
Историческая эпоха цивилизаций на Иранском нагорье начинается в конце 4-го тысячелетия до Рождества Христова. Здесь жили множество племён автохтонного происхождения, о к которых есть сведения в Месопотамских летописях. Согласно этим летописям эти племена не были арийского происхождения.
Из племён местного генокульта исследователи называют каспиев, которые после прихода арийцев, мигрировали южнее на окраины Иранского Нагорья.
Кроме каспиев в летописях отмечаются эламиты, которые появляются в конце 3-го тысячелетия в Загросе, где создают Эламское государство со столицей Сузы. Судя по всему, эламиты пришли из Средней Азии, однако они пришли не одномоментно, они наполняли предгорья Загроса в течение ста лет. Эламиты на новом месте основали развитый социокульт, но не цивилизационного типа, хотя некоторые элементы цивилизации они смогли воспроизвести, такие, как, письменность, города, торговлю. Это было, в сущности, моноэтническое образование княжеского типа, впоследствии вошедшее в состав Персидской цивилизации.
Севернее жили кочевые касситы, долгое время противостоявшие Вавилону. Противостояние закончилось тем, что в середине 2-го тысячелетия Вавилон пал сам по себе, а согласно Библии по велению Бога израильтян, однако касситы за время торговых и миграционных контактов с Вавилоном смогли воспринять все основные социокультурные принципы вавилонской цивилизации, что позволило им на несколько столетий распространить своё влияние на Южную Месопотамию.
Севернее Загроса обитали небольшие племена автохтонного малоподвижного типа, которые назвали луллубеями и гутиями, жившие на трассе Великого трансазиатского торгового пути, пересекавшего Иранское Нагорье с западной оконечности до равнины.
Назвать все эти племена полностью автохтонными трудно. Ведь Иранское Нагорье с Библейских времён было территорией, через которую проходили и торговые, и военные, и миграционные пути, соединявшие Среднюю Азию с Малой Азией.
Начиная с 2-го тысячелетия климатическая обстановка Южного Предуралья и Средней Азии начинает изменяться, что породило активные миграционные процессы по разным направлениям, одним из которых стало движение в Малую Азию через Иранское Нагорье. Говорить о завоевании одних племён другими в эту эпоху вряд ли приходится, поскольку миграция растянулась на полтора тысячелетия, в течение которых сменялись не только традиционные социокульты поведения в окружающей среде, но генокультурные особенности этнического и антропологического характера.
Новыми мигрантами были индоарийские племена, в основе которых стояли арии, говорившие на индоарийских прадиалектах. Они же дали Ирану его имя, которое в переводе означает Родина ариев.
---
Территория, куда поселились древние индоарийские племена лежит на исторических миграционных путях из Центральной Азии, через Среднюю Азию, минуя Иранское Нагорье, в Малую Азию, а оттуда прибрежными путями в сторону Европы. Со временем этот путь начинал наполняться торговыми караванами, он ставший главной торговой артерией, связывавший Дальний Восток, Среднюю Азию, Китай со Средиземноморьем, что обеспечивало возникавшим на этом пути государствам работой, и позволяло создавать эффективные системы управления этими территориями.
Тысячелетиями осваивая этот путь индоарийцы пришли на Иранское нагорье не с пустыми руками, здесь они остановились и смогли реализовать накопленные знания и опыт, создав сначала Древнюю Персидскую цивилизацию первого поколения, а затем Персидскую цивилизацию второго поколения.
---
Именно юг Иранского Плато становится центром образования Персидской цивилизации, предтечей которой была Древнеперсидская цивилизация Первого поколения, с её неоформившимися надцивилизационными системами в виде центрального государства, религии, образования. Иранское Нагорье было окружено со всех сторон горами. Несмотря непростые природно-климатические условия с резкими колебаниями температуры, с небольшим числом рек, древние обитатели этих мест смогли приспособиться к суровым условиям окружающего мира, чему немало способствовала относительная их изолированность от внешнего мира. Они научились использовать в свою пользу влияние окружающей среды, одновременно воздействуя на неё.
В этой борьбе за выживание постепенно сформировались предцивилизационные свойства обществ, здесь проживавших, шлифовавших свои навыки, привычки, обычаи и традиции, которые впоследствии легли в основу будущего Персидского сонма цивилизационных социокультов.
---
Иранское Нагорье, южная его часть, в течение всего времени существования Персидской цивилизации оставалась её ядром, откуда шла постоянная генерация стойких к внешним условиям традиций. Сама же цивилизация распространяла своё влияние на удалённые на тысячи километров от этого ядра окраины. Персидские владыки были в состоянии управлять большей частью Древнего мира, городами Месопотамии, несмотря на постоянные противостояние между своими Князьями внутри цивилизации, как это было в пределах Русской цивилизации через 2 тыс. лет. Это древняя традиция арийской системы управления, которая наблюдает во всех государствах, где доминирует арийский культурно-этнический элемент, а не пойти ли нам повоевать с соседями.
---
Иранские племена, принадлежащие к одной из ветвей индоевропейцев, появились здесь лишь в начале 2-го тысячелетия до Рождества Христова. Основная масса их шла со стороны степей Причерноморья через Кавказ, другая часть их, соединившись со своими соплеменниками Южного Урала и Средней Азии двигалась Прикаспийскими степями через Среднюю Азию, все вместе постепенно заполняя своим генокультом и социокультом территорию Иранского плато.
К середине 2-го тысячелетия до Рождества Христова часть ариев основала государство Миттанию на западе Иранского нагорья. Другая часть ариев смешалась автохтонными касситами на юге Иранского Нагорья.
Другой поток арийских победоносных мигрантов двинулся на юг Азии и остановился в Северной Индии. С собой эти арии принесли Ведические знания, которые были зафиксированы в сотнях вариантах на различных диалектах индоарийских диалектах, а также на языке Богов, санскрите.
Западные арийцы, пришедшие на Иранское нагорье и остановившиеся там, почувствовав там тёплые энергостримы поземных тектоник, принесли с собой зороастрийские знания, которые на новом месте оформили и кодифицировали под именем Авесты.
---
К началу 1-го тысячелетия на Иранское Нагорье вступают новые пришельцы. Это тоже племена арийской идентичности, но они уже больше иранцы. Среди них были иранизированные согдийцы, скифы, саки, парфяне, бактрийцы. Они не смогли ужиться среди оседлых местных народов и были выдавлены за пределы нагорья. На нагорье остались только мидяне, основавшие в Экбатане Мидийское царство, и парсы, осевшие в долинах хребта Загрос. Здесь парсы смешались с местным населением, создав новый социокульт, ставший впоследствии основой Персидской цивилизации.
Возникавшая постепенно, в течение нескольких веков система управления народами, которые смогли устоять на Иранском Нагорье, в конечном итоге сформировалась в Древнеперсидскую цивилизацию Первого поколения с социокультурными скрепами, сформированные в результате общения с природой. Никаких надстроечных систем здесь в то время не наблюдалось.
Только после того, как арийская миграция полностью себя исчерпала, начале первого тысячелетия до Рождества Христова, в недрах Древней цивилизации зарождается ядро новой цивилизационной системы на основе арийского этноса, на основе индоарийской лексики, на основе Персидской государственности, ставшие основой Персидской цивилизации, цивилизации Второго поколения.
---
В начале 1-го тысячелетия равнины Элама, где осели парсы начали осваивать посланники Ассирийской цивилизации. Здесь столкнулись интересы переживающей пик своего развития Ассирии, и, зарождающегося Персидского государства. В течение полутора веков Ассирия наседала на парсов, но вдруг сама распалась, уступив место Вавилону. Этого затишья вполне хватило парсам, чтобы закрепиться на нагорье, создать уникальную систему социокультов, впитавших в себя не только индоарийские, арийские, иранские, парфянские, но и семито-ассирийские цивилизационные принципы. Новое социокультурное образование получило название Персида, Парса и Фарс.
---
Миграционный поток западных иранцев составляли кочевые племена, давние предки персов и мидян. Выходя на Южнокаспийские нагорья, они постепенно переходили к земледелию и оседлости. Здесь они вступали во взаимодействие с местным населением, которое не истребляли, но сами адаптировались к новым условиям, используя их тысячелетний опыт выживания в этой среде. Происходила постепенная ассимиляция автохтонных народов иранцами, которая почти полностью завершилась к середине 8-го века до Рождества Христова. С этого времени иранцы становятся доминантным этносом на всей территории Иранского плато.
---
По мере освоения нагорья вновь прибывшие народы разделились на мидийцев, осевших на северо-западной части нагорья и на парсов, что обосновались на юге в районе Аншана.
Первыми новые цивилизационные социокульты, консолидировавшие общество скотоводов и земледельцев, внедряют мидийцы. По всей видимости, их земли более располагали к земледелию и переходу от кочевого образа жизни к общинно-оседлому. Они быстро создают своё государство, Мидию, которое с начала 7-го века смогло объединить разнородные общины на основе иранского этноса. Многие специалисты именно от Мидии начинают отсчитывать историю Персидской цивилизации, когда она выделилась из Древнеперсидской.
Мидия вплоть до середины 5-го века оставалась центром иранской материальной и духовной культуры, обладавшим всеми основными цивилизационными качествами.
Парсы, обосновавшиеся на юге нагорья, окружённые горами, находившиеся в менее комфортных природно-климатических условиях, на 2 века позже вошли в цивилизационный союз, основанный мидийцами. Однако парсы оказались лучше закалёнными, имели более твёрдые традиции, отчего смогли сохранить своё единство и автономию от мидян. Персидское общество состояло из дюжины земледельческо-скотоводческих племён смешанного этнического состава, но основой этого союза были парсы, которые смогли создать организованную и вышколенную систему взаимодействия княжеского типа, которую они принесли с собой со степей Русской равнины.
---
Персидскую цивилизацию отделяют от предшествовавшей Древнеперсидской. Время этого деления в разных исследованиях неустойчиво и колеблется от 10 до 5 века до Рождества Христова.
Было бы правильно считать, что время конца Древней персидской цивилизации и время начала Персидской цивилизации наложились друг на друга. Новый социокульт постепенно, в течение нескольких веков, формировался внутри Древней Персидской цивилизации, дополняя один социокульт другой. Этот процесс выпестовывания Новой Персидской цивилизации из Древней начался ещё во 2-м тысячелетии до Рождества Христова и длился в течение 10-ти веков.
---
Развитой период Персидской цивилизации, её Второе поколение, исследователи ведут от начала полулегендарной династии Ахеменидов, которая воцарилась в конце 7-го века до Рождества Христова. Второй или третий царь этой династии был Библейский Кир, согласно персидской хроники его звали Кураш, который в середине следующего, 6-го века объединил под началом своей царской администрации огромные территории Персидской цивилизации, организовав систему налогообложения, приемлемую для сотен народов и этносов.
При Кире персы совершили резкий скачок в совершенствовании своей цивилизации. В Передней Азии они смогли создали огромную державу, используя силу мягкого принуждения оседлых народов, помогая им развивать свои ремёсла, предлагая для торговли огромную территорию цивилизации, а также используя их опыт хозяйствования на своей земле, воспринимая их богов и традиции, что отразилось в заповедях Заратуштры и в Авесте.
---
Персидская цивилизация во многих отношениях стала наследницей Месопотамской цивилизации, которая существовала намного раньше Персидской. Большинство важнейших городов Персидской империи располагались в Месопотамии, а история персидская цивилизации в значительной мере является продолжением истории Месопотамской.
Персидская цивилизация создала эффективную систему сбора налогов за счёт чётко структурированной административной надстройки государственного типа. Эта система смогла привлечь под свои своды не менее сотни различных племён и народов, сплавив из них оригинальную и высокоразвитую цивилизацию.
---
Окончательное оформление Персидская цивилизация получает в 6-м веке до Рождества Христова, когда под её влиянием в различное оказывались учредители цивилизаций Первого поколения египтяне, ассирийцы, вавилоняне, хетты. До середины 4-го века Персидская цивилизация с помощью своего государства, управление которого в то время считалось чуть ли не совершенным, занимала одно из главенствующих мест в Древнем Мире.
---
Персидская империя, надцивилизационная система управления глубинным древнеперсидским социокультом, на протяжении многих веков была одной из главных доминант, формировавших историю Древнего мира в Малой Азии, Передней Азии и Средней Азии.
Цивилизация смогла сформировать уникальные технологии и знания по возделыванию земель, по скотоводству, по управлению торговыми путями не только на своей территории, но на соседних, за пределами своих окраин. Цивилизацию опоясали бесчисленные дороги с сотнями городов и крепостей. В городах были построены системы подачи воды и канализационные выводы. Коренной народ цивилизации, парсы, смогли создать свой алфавит и счётную систему на основе цифр.
Парсы не истребляли приграничные народы, а ассимилировали их в свою цивилизацию, что было новацией в устройстве типичных цивилизаций Древнего Мира. Напротив, они изучали культурные традиции окраинных народов, стараясь сделать религиозные и культурные традиции иноземцев частью своей культуры. Это позволило им создать крупнейшую локальную цивилизацию с огромной территорией, центром которой оставалось Иранское Нагорье.
По всей видимости, этот цивилизационный дух культурной ассимиляции шёл от древней Арийской цивилизации, которая воплотилась не только в Персии, но и в Индии, и на Руси.
Некоторые авторы, пришедшие в науку о цивилизациях из геологии или географии относят Персидскую и её материнскую Древнеперсидскую цивилизации к цивилизациям восточного полушария, находящимся вблизи тектонических разломов, которые могли оказать решающее влияние на успешность Персидских цивилизаций.
Не забудем, что и Древняя арийская цивилизация формировалась не только на равнинах, но и в предгорьях. Арийцы, покинувшие свою Альма-Матер, прошли тысячи километров, не останавливаясь ни в оазисных территориях Средней Азии, ни в других райских местах, а достигнув Иранского Нагорья, не ушла отсюда.
По всей видимости, арийцы умели подключаться к геотектоническим энергоинформационным волнам, которые идут из разломов земной коры, и которые несут в себе древние знания, идущие от цивилизаций, живших на первоконтинентах Гондваны, Пацифиии и других суперматериках сотни миллионов лет тому назад.
Эта близость к колодцам в бездну времён могла быть решающей в развитии Персидской цивилизации.
Кроме этой цивилизации вблизи тектонических разломов находятся ещё 12 древних цивилизаций:
1. Ассирия.
2. Ганг - Долина реки Ганг со столицей в городе Хастинапура.
3. Греческая (Коринф и Микены).
4. Древний Рим.
5. Египетская со столицей в Мемфисе.
6. Иерусалим - Западно-азиатская культура города-государства Иерусалим.
7. Инд - Долина реки Инд со столицей в Мохенджо-Даро.
8. Китайская.
9. Месопотамия.
10. Минойская
11. Тир - Западно-азиатская культура города-государства Тир.
12. Этруски.
---
В середине 4-го века Персидская цивилизация испытывает сильное эллинское влияние, которое ознаменовалось походами Александра Македонского. Греческое влияние не только не ослабило Персидскую цивилизацию, но последняя, как и в случаях предыдущих межцивилизационных проникновений, смогла восприять социокультурные новации, значительно усилившись, продолжив своё главенство в Древнем мире. Государственную систему начиная с 3-го века до н.э. возглавляли две основные династии Аршаков и Сасанидов.
Так продолжалось до 7-го века по Рождеству Христову, когда Сасаниды были свергнуты посланниками Магомета, а вместе с тем рассыпалась на отдельные княжества и сама одряхлевшая Персидская цивилизация.
++++++++++++++++++++++
Свидетельство о публикации №222033101100