Красный поезд по судьбе

Спектакль по произведению А.Солженицына "Красное колесо" в театре Российской армии.
 
Страшный, трагичный период истории нашей страны - начало ХХ века. Николай II, Столыпин, Ленин, Крупская... И Солженицын. Для меня очень неоднозначная фигура. И его видение истории, конечно, субъективно, но имеет право быть. Однако, я и сейчас не считаю его великим писателем. тем более снимаю шляпу перед создателями спектакля: очень трудно из солженицынского повествования сделать живой спектакль. Они смогли.

Странная, но очень интересная находка - усадить зрителя на сцене. Нас провожали по каким-то узеньким кривым коридорчикам в святая святых - за кулисы и на сцену театра! Зал был отгорожен большим экраном-задником, на котором проецировались фото и видео к каждой сцене. И фотографии реальных людей, которых играли на сцене. Тоже весьма интересный ход. Актёры появлялись из проходов, из арьерсценического пространства. Какая же огромная там сцена! Три уровня движущихся кругов...

Когда актёры ходят рядом, задевая тебя полами пальто, появляется чувство соучастия в процессе, такое, что иногда не по себе становится. И кресла, кстати, всегда подрагивали, когда по экрану поезд катился... А в конце и зрителей прокатили по кругу...

Отдельный разговор про сцену убийства Столыпина. Известно, что оно произошло в киевском театре (много перекликалось у меня с сегодняшними событиями). И вот открывается занавес в зрительный зал: пустые кресла, дворцовое освещение колонн, а в ложе сидит Николай II с дочерьми. И это смотрится монументально! У нас по сцене носится царь Додон, голосящий свою арию, а по проходу пустого зала к сцене идёт Богров. Сцена теракта сделана очень эффектно, трагично, но не кроваво.

Ленин - единственный из всех, категорически не похож на знакомые нам с детства изображения. Ни внешне, ни поведением, ни убеждениями - вообще ничем. Честно скажу - я даже не сразу поняла, кто это. Видимо, такова задумка - показать вождя мировой революции нервным, взбалмошным, бабником... Нам не дают рассмотреть в этом нервном шумном эгоистичном человечке того вождя, о котором нам столько рассказывали в прошлом веке. Даже речь, которую Ленин по всем правилам ораторского искусства выдает, мы толком не слушаем, не слышим - именно в этот момент используется один из тех "спецэффектов", максимально отвлекающий зрителей от происходящего на сцене.

Очень интересен момент с памятником. Когда Богров убивает Столыпина, толпа кричит, что он открыл пути революции, ему будут ставить памятники. И памятник выкатили в покрывале, сдёрнули материю, а там ... С постамента спускается никому не известный человек (позже узнаем – Ленин). Вот так вот. Ленина с убийцей сравнивает как само собой разумеющееся. И столько кровавых предательских фраз звучит от Владимира Ильича, что сидишь и холодный пот пробивает. Неужели до такой степени имперскую Россию опустили большевики под его руководством?

Любовь. А как же без неё? Это, конечно, история Ленина с Инессой Арманд. Она пару раз появляется на сцене, такая вся эмансипированная, тонкая, шикарная. А рядом с Володей бегает Наденька, которая "ничего не понимает, ничего нормально сделать не может, всё забывает". Отношение Солженицына к Ленину настолько неприязненное, что в каждом его действии, фразе, видна жадность к деньгам, похоть, предательство. И Крупская у него - не жена и соратница, а глупая помощница по дому...

Николая II Солженицын видел тоже не совсем так, как мы читали в учебниках истории и сейчас по святым книгам. Ни разу у него он не святой - бабник, подкаблучник, мягкотелый, не способный решать государственные вопросы. По пьесе он все важные решения принимает по совету Алекс (а это точно совсем не так было). В стране революции, мировая война, голод, а он развлекается в Петергофе...

В итоге: трудный получился для меня спектакль. Непросто переоценивать историю своей страны... И теперь ещё больше непонятно кому и во что можно верить... А без веры жить нельзя. И сегодня президенту Путину я таки верю больше, чем диссиденту Солженицыну.

30.03.22, Москва.


Рецензии