Дело в шляпе

 Что самое сложное в любом деле?
 Начало!
 И не важно, собирается человек вышивать гобелен или конструировать космический корабль.Самое трудное и проблематичное – не работа, а именно её начало! С такой ситуацией столкнулся и я.Вроде бы есть истории, можно спокойно писать книгу, а с чего стартануть?
 Если бы сегодня был солнечный майский день, то
первая фраза звучала бы так:«В один майский денёк…» и т.д.
 Но сегодня не весна и фраза про майский денёк сразу проваливается.Поэтому начну,как есть.

 Октябрь.Раннее утро.Сегодня выходной,а это значит,что можно никуда не торопиться,не спешить,а просто насладиться уютной домашней атмосферой.
 Чайник заливается громким свистом,призывая меня на кухню.И вот аромат любимого кофе уже заполняет собой всё пространство, весь мой дом. Кажется, что это уже было:и приятное осеннее утро,и любимый напиток,и хорошее настроение. А ведь это правда! Точно так же начинался день двадцать лет назад.Я вдыхаю терпкий кофейный аромат и пытаюсь вспомнить всё в самых мельчайших подробностях.

 Октябрь. Утро выходного дня. Я читаю вчерашнюю газету, пью кофе и слушаю любимую радиостанцию.Музыка поднимает настроение, я планирую встретиться с друзьями в одной хорошей кафешке, и тут раздаётся телефонный звонок.Звонит
старший менеджер компании, в которой я в то время работал. Мне сообщают, что необходимо срочно явиться в офис на совещание ведущих специалистов. Собственные планы лопнули, как мыльные пузыри, кофе остался недопитый, и, спустя несколько минут, я уже еду в такси, недоумевая о том, что за срочность такая возникла именно в мой выходной?

 Вхожу в кабинет управляющего. Все уже в сборе и, теряясь в догадках, ждут начальника. Дверь открывается, и входит он, Милорад Милорадович, старший менеджер нашей строительной организации. По его взгляду я сразу всё понял – «кошка поймала мышку». Именно так, «мышкой», Милорадович называл богатого и доверчивого клиента. Ведь только такой человек мог поверить обещаниям менеджера сделать капитальный ремонт в двухэтажном доме за один месяц! Своё желание провести все работы быстро нынешний клиент объяснил тем, что у супруги день рождения как раз в ноябре, и ему очень захотелось преподнести ей подарок в виде ремонта их загородного дома.

   – Начинаем сегодня, часть денег заказчик уже перевел на расчётный счёт нашей компании, – быстро проговорил Милорадович, постоянно поглядывая на часы.
   Создавалось впечатление, что ему поскорее хотелось закончить совещание.
   – Через десять дней будет переведена остальная сумма и… дело в шляпе, – закончил он.
   Это было одно из любимых выражений нашего руководителя. При этом он прищуривал глаза и становился похожим на хитрого кота, поймавшего свою мышку.
   «Дело в шляпе», – как часто я слышал это словосочетание не только от нашего менеджера. Предполагаю, что Милорад Милорадович и не подозревал о том, какая интересная история есть у данного выражения, причём непосредственно связанная со строительством. Да, да, именно со строительством!

   В давние времена у славянских народов существовал очень интересный обычай. После того, как был вбит последний гвоздь, а постройка дома завершена, хозяин вместе с мастером, который его строил, должен был всё внимательно осмотреть, проверить и если его устраивала работа, положить деньги в шляпу мастера, брошенную на землю. Дело было сделано, а деньги в шляпе. Каждый получал своё: заказчик – качественно выполненную работу, а мастер – гарантированную плату. «А у меня уже дело в шляпе», – хвастались в то время мастера друг пред другом, когда получали положенное вознаграждение. Вот такое интересное выражение, смысл которого раньше был совсем другим, нежели сейчас.

   А теперь я вернусь к истории, с которой начал свои воспоминания. Естественно, «быстрый» ремонт у заказчика продолжился не один месяц. Октябрь промчался со скоростью света, ноябрь со скоростью мысли, год уже подходил к концу, а работы так и не собирались заканчиваться, хотя деньги были уже «в шляпе». Долго не могли утвердить дизайн проект, т.к. возникло недопонимание у дизайнера с клиентом.

Электромонтажные работы и отделка начались с опозданием на целых два месяца! Это и понятно, потому что просто не реально сделать проект и воплотить его в жизнь за такой небольшой промежуток времени. Параллельно возникали споры, касающиеся отделочных материалов. Заказчик рассчитывал на одну сумму, а наш менеджер предоставил товарные чеки с завышенными ценами. Одним словом, поверив фантастическим обещаниям управляющего, клиент сам себя загнал в ловушку.
   Ведь главная цель любой фирмы, оказывающей ремонтно-строительные услуги – «зацепить» заказчика. Пообещать можно всё, что угодно. Главное, чтобы «мышка» не выскочила из лап «кошки» и клиент не сорвался с крючка. А обычные люди, далёкие от строительства, часто не могут объективно оценить ситуацию. Приходиться выбирать между «быстро» и «качественно». И здесь необходимо понимать, что у каждого проекта есть свои реальные сроки исполнения. Поэтому, чтобы не «прошляпить» дело, никогда не отдавайте сразу всю сумму денег за ремонт. В договоре чётко прописывайте сроки. Запомните! Качественный ремонт не бывает быстрым!
   Где-то ближе к апрелю месяцу ремонт у доверчивого клиента был завершён.


Рецензии