ЛС5 Пушкин Метафабула и метасюжет Пушкина

Метафабула и метасюжет творчества Пушкина

Фабула и сюжет как термины взяты из разных языков  и до сих пор не имеют у проф. литературоведов строгих согласованных формулировок. Если быть предельно близким к оригиналу, то:

 1) фабула это материал рассказа (fable) или повествования, 
 2)  сюжет это предметное приложение материала в конкретной среде и построение его элементов в целевой хронологии событий — это как-бы одна траектория жизни материала. 

Метафабула — это основной материал, используемый автором в его творчестве

Метасюжет — это скелетный основной сюжет или схема, лежащая в основе разных историй, как архетип лежит в основе множества персонажей
 
Проще : Фабула – материал. Сюжет – вариант построения материала в конкретном предметном действии с конкретными набором персонажей и траекторией событий 

Мы говорим, что у Пушкина есть метафабула — во всех его произведениях есть один принципиальный материал:

Человек с его страстями — Порядок Вещей — Финальное Возмездие

Мы говорим, что у Пушкина есть сквозной метасюжет —  есть один скелет событий, состоящий из типовых реперных точек (узлов), которые развиваются от Встречи со Злом (его явления) и до финального Возмездия.

 1.
 Метафабула творений Пушкина

Основная метафабула в творчестве поэта  - Встреча человека со Злом и ее последствия. 
Идея Зла им не обсуждается: у него  нет исследований генезиса Зло.
Оно у Пушкина в Порядке Вещей.
Зло — необходимая сущность мироздания.
Оно является или как  лукавый демон в черновом «Бывало, в сладком ослепленье», или как злобный гений в Демоне, или как шестикрылый серафим в Пророке, или как армия бесов в Бесах.
Можно взять любое произведение Пушкина и увидеть в его основе этот концептуальный материал — Пушкин  работает со Злом.
Оно является и овладевает выбранной жертвой.
Эта жертва всегда не просто страстная натура, она наделена сверхстрастью до гипомании, она ее порабощена и с маниакальностью делает всё (ибо «...лукавый демон ... мое существованье  с своим навек соединил») делает всё возможное, чтобы ее насытить и удовлетворить

 2.
 Метасюжет Пушкина

Метасюжет Пушкина это цепь событий в их причинно-следственной связи по следующей сквозной скелетной схеме:

1. Явление Зла в виде  Сатаны, Демона, Бесов
2. Обаяние Зла
3. Соблазн  и Бесовщина
4. Грехопадение окученного страстями адамита
5. Неотвратимое Возмездие 

Метасюжет Пушкина - это характерный для разных произведений ход событий (независимо от среды, персонажей и  времени) по схеме :

“Встреча Человека со Злом, Обаяние Зла и Соблазн, Грехопадение и Возмездие».

Персонаж или герой произведения Пушкина это всегда страстная натура.

Иная натура — это чернь и она ему не интересна до презрения.

Страсть у  его персонажа всегда чрезмерна и потенциально греховна.

Нахождение у неё в плену  и маниакальное её удовлетворение всегда связано с риском соблазна и чревато  неотвратимым возмездием.

Этим возмездием за сверхгрех, свободу воли и выбор  всегда является безумие и (или) смерть.

Таковы его евгении и германы

 3.
 Магистральный сюжет Пушкина   =  рогачество и кокюаж

Пример: у Пушкина есть несколько фабул о мужьях рогоносцах, о соблазнителях, о верных или развращенных женах; в совокупности, лишенные конкретики, они образуют один метасюжет метафабулы Зла — «Рогачество и кокюаж». 

Использование материала в конкретном сюжете осуществляется по скелетной схеме метасюжета — от Встречи и Соблазна до Возмездия.    

Пинский: магистральный сюжет — «сюжет всех сюжетов» — метасюжет трагедий Шекспира как «большого текста», единого целого. Для АСП этим магистральным сюжетом была «встреча со Злом и идея соблазна с последующим возмездием за выбор пути с Перекрестка» . Частным и наиболее частым вариантом изложении этого магистрального метасюжета Пушкина было рогачество мужей.

Материал (фабула) этот раскрыт в разном (часто комплексном, объединенном) художественном (литературном) построении (сюжете), но присутствуют в творчестве АСП неизменно с 1813 по 1836

прим.
Есть схема перевертыш = сюжет — это некий предмет, материал, тема; фабула — конкретное повествование, конкретный рассказ об одной траектории жизни материала … Не суть важно = это лишь имена. Важна идея: Пушкина интересует одна тема: Люди с их Страстями; в своих творениях он показывает разных людей с разными страстями на их Встрече со Злом (Перекрёстке Судьбы)  с последующим развитием событий по скелетной метасхеме  = Обаяние греха,  Соблазн, Грехопадение и Возмездие.
 
Поэтому можно сказать и так: каков бы не был конкретный материал  Пушкин вводит его в свою метасхему

***

Пустоты Леди Абсурд
«Наше предназначение - есть, пить и быть свободными». - А.С. Пушкин


Рецензии