Саит. Сын полка. рассказ
Весть о том, что началась война, была как гром среди ясного неба, как что-то невозможное, противоестественное... Но тем не менее, это было правдой. И эта суровая, ужасная правда вошла в каждый дом, в мозг каждого, способного думать человека. От малых детей до седых стариков.
В семью, в котором рос Саит, эта новость пришла к вечеру. К горному селу, куда вела всего одна дорога, тогда кроме как по этой дороге, другим способом информация никак не доходила. Не было ни телефона, ни электричества – а значить и радио. Зато дорогу было видно за много вёрст! И пыль из-под копыт скакуна, нёсшего страшную весть, разглядели ещё издалека. Всадник нёсся во весь опор, пыль огромным облаком сопровождал его, было ясно – слишком срочная новость... Новость оказалась действительно очень страшной. Всадник, еле приблизившись к первым жителям, вышедшим навстречу, пытаясь остановить своего скакуна, прикладывая все усилия, еле промолвил:
-Война...
Слова, прозвучавшие через огромное усилие, будто переключили какой-то невидимый переключатель: в это мгновение мир изменился настолько, что даже представить, пожалуй очень трудно. Замолкли птицы. Даже ветер, в это мгновение будто остановился! Солнце померкло, хотя и было ясное небо. И, пожалуй, что-то произошло со временем: это мгновение разделило жизнь на две части, на “до” и “после”. В это мгновение началась совсем другая жизнь: чтобы сохранить саму жизнь, возможность жить дальше – надо было подняться всем. Идти туда, где решалась судьба. Народа. Страны. Мира. Исчезли все мелкие проблемы, ссоры, вопросы. Осталось только одно чувство – долг. Остался только один вопрос – как предотвротить беду. Так сложилось, уже веками, на Кавказе нет обязательной мобилизации. Даже Военные кмиссариаты – и те были не везде. Комендатуры – да! Они были. И были повсеместно. Видно от того, что характер горца – это характер воина. Ещё мальчишкой они чувствуют себя защитником, взрослея, становятся воинами. И на службу эти вчерашние мальчишки просятся сами. Главным отеческим напутствием звучат слова: “Чтоб слава твоя вернулась раньше тебя самого!”
Нет, не говорят “Береги себя!, или “Ты уж там поосторожней”... А чтоб гордиться можно было! Чтоб... В общем – чтоб был настоящим воином.
На следующее утро, чуть только начало подниматься солнце, из деревни вышла большая группа всадников. Постепенно группа обрела строй, каждый занимал то место, что он заслуживал. Многие со своим оружием. С вещмешками на спине.
Правда, никто не знал, какой сюрприз выйдет из одного такого мешка...
Этим сюрпризом оказался Саит. Мальчик дошкольного возроста, ему тогда и 6 исполнилось только-только. Он, пользуясь моментом, опустошил отцовскую котомку и сам залез в этот мешок. Это даже удивительно – как мог отец не заметить такую подмену.
-Что ты тут делаешь?
-Еду... С тобой... На войну...
-Куда??? Это тебе не во дворе играть! Там стреляют!
-И я стрелять буду... Я тоже Родину буду защищать...
Все рассмеялись – вот ведь! Защитник ростёт!
Но на первом же пункте сбора руководство вынесло категорическое решение: ребёнка вернуть обратно! Отправили. Думали всё, порядок, теперь он возмёт себе урок, будет дома. Да не тут-то было! Саит не был бы Саитом, если бы не стоял на своём! Солдат с комендатуры, кому поручили его сопроводить, не справился с задачей – потерял его в тот же день: даже меньше! Пообедали они вместе, вместе вышли из столовой, а перед столовой за какие-то секунды – пока служивый заворачивал самокрутку, даже закурить-то не успел, Саит исчез. Солдат искал его везде, где только мог – но тшчетно. За это время наскоро сформированная часть, в которую и приписали его отца, направился дальше, к фронту.
А утром отец обнаружил, что спал вобнимку с сыном! Как он нашел часть, как добрался незамеченным – загадка! Вызвали того же самого солдата с комендатуры, опять отправили домой. Шли они пешком, солдат за это время натёр ноги, ему стало трудно идти. Чтоб Саит не убежал, связал его за пояс и держал его как на поводке. При очередном привале уже уставший солдат закемарил. Но когда проснулся от того, что верёвка дёргается – увидел, что привязана коза! А от мальчика и след простыл!
Опять утро. Опять отец просыпается. Опять сын рядом с ним! Все смеются, уже никто не хочет отправлять Саита обратно, но командир строг – опять история повторяется. День нет Саита, два... За это время однополчане отцу, притихшему от беспокойства, стараются как-то поднять настроение, но тшчетно. К вечеру уже сам командир подошёл к нему и говорит:
-Если опять в часть вернётся – назад не буду отправлять. Пусть с тобой и будет. Только под твою ответственность!
А наутро... Опять случилось то, что и в предыдущие разы! Саит спал, прижавшись к груди своему отцу. Этот день стал праздником. Быть может единственным праздником во всём фронте за этот первый год войны. Саиту сшили шинель, пилотку – каждый старался хоть как-то внести свой вклад в общее дело. А вечером его, уже всеобщего любимца, торжественно обьявили солдатом этой части. Возможно, Саит был первым мальчуганом, ставшим сыном полка, солдатом официально в годы Великой Отечественной войны – ведь события, что я описал поизошли в самые первые же дни. Правда, смелых и решительных у нас очень много – ведь так много тех, о ком просто не сохранилась память...
Вот, Саит тоже не слишком охотно рассказывает о том, как с отцом вдвоём ходили в разведку, что бывало всякое. А слушая его, я мысленно проводил черту, отделяющую пропастью тех, кто любит свою Родину от иных – разжигающих пожар войны и сеющих горе и беды на своей же земле...
Возможно, я когда нибудь решусь рассказать и о его боевом пути...
И это будет, наверно, продолжением рассказа.
Свидетельство о публикации №222033101455
Татьяна Мишкина 08.04.2022 23:43 Заявить о нарушении
Илгиз Ахметов 11.04.2022 03:54 Заявить о нарушении