У нас была цель- победить

   
            «Мы не ждали посмертной славы,
             Мы хотели со славой жить.........»
   Воспоминания ветерана войны, жителя деревни Раглицы Н. В. ФИЛИППОВОЙ
   - Мне очень хочется описать почти самые последние дни войны моих боевых подруг. Мы были саперами, наводили переправы, мосты. Сами готовили бревна, перевозили их. В 20 - х числах марта мы закончили возведение самого крупного моста через реку Висла. Ни дня отдыха. Новый приказ- срочно двигаться к Одеру. Срок 10 дней, а расстояние 580 километров. Нельзя останавливаться ни на сутки. Короткий привал и снова марш вперед. А весна, дороги раскисли, ноги вязнут, да у меня еще и подметка на сапоге оторвалась. Ребята нашли ботинок, привязали так и шла, пока обоз с вещами не догнал нас. Приказ выполнили. Дошли в срок. Новый приказ — построить за 11 дней переправу через реку Одер. Работали можно сказать сутками, спали по 2 — 3 часа в сутки здесь же возле бревен. Топорами орудовали лучше мужиков. Знали, что это последняя переправа, лежали на хвойных ветках и мечтали как вернемся домой, снимем гимнастерки, оденем ситцевые сарафанчики и пусть мужики завидуют нашим фигуркам. Иногда пели , ой какой голос был у Маши Заводской, она же украинка. 21 апреля переправа была готова. Началось наступление. Сперва артиллерия била, затем авиация долбила, кажется весь противоположный берег перепахали. Наши танки, пехота спокойно стали переправляться, но фашисты очухались и открыли тоже сильный огонь по нашей пехоте. Появилось много раненых, санитаров не хватало. Поступил приказ нам вытаскивать раненых. У меня была подруга Зоя Марчук из Белоруссии. Поползли мы с ней, девчата за нами. На мосту уже работала медсестра Шурочка. Зоя на плащ-палатке потащила майора, а я солдата с ранеными ногами. Я все отставала от Зои и она торопила меня, подбадривала. А раненый видел, что мне очень тяжело и все просил: «Доченька, брось меня, не мучайся, сама спасайся». До берега оставалось метров  80 и здесь нас накрыл снаряд. Когда подняла голову и поняла,что я живая, а Зойка, милая Зойка, она своим телом прикрыла майора. Ее сразу на смерть, а майор жив остался. Сдала я своего раненого сибиряка в медсанбат и снова на мост. Закончился бой, последний бой. Зою мы похоронили на высоком берегу Одера, установили простой крестик. Уже после победы мы своим отделением приехали на этот берег и установили добротный обелиск с памятной надписью. Такие вот девчонки были, им всего-то по 18- 20 лет. Пилили бревна, таскали их и не разу не жаловались, что тяжело, собой прикрывали в бою. Девчата были русские, украинки, белоруски, узбечки и молдаванки. Все жили одной мечтой и целью — ПОБЕДИТЬ!


Рецензии