Государственные деньги под культурным флагом. Очер

Государственные деньги под культурным флагом. Очерк истории российской культуры.


Еще недавно в центре внимания публики был Фонд, финансирующий кинодеятельность.

Этот фонд был постоянно в центре внимания. Уязвимой стороной деятельности этого фонда было то, что результаты его усилий – в своём большинстве – были доступны для публичного ознакомления и для составления публичных оценок.

Результаты деятельности этого Фонда оценивались весьма неоднозначно.

Возник термин – «киноолигархи». Киноолигархи – это те, кто по мнению некоторых критиков, были основными выгодоприобретателями – бенефициарами Фонда.

Естественно, культурная бюрократия, курировавшая этот Фонд, относилась к критике его деятельности с предельным раздражением.

Апофеозом этого раздражения стали попытки репрессий в адрес одного из видеоблогеров, который подробно разбирал недостатки кино-продукции. Его критические разборы были часто популярнее самых фильмов (!!!).

Эти попытки репрессий были настолько прямолинейными, что сами по себе стали предметом общественного возмущения и постепенно заглохли.

Видеоблогер, критиковавший кинопродукцию, продолжал в какой-то форме свою деятельность, но, кажется, под ограничения попала сама интернет-платформа (где размещалась критика). Так что у продолжении этой критики – перспективы неясные…

Тем временем, корабль культурной бюрократии оптимизировал свой маршрут.

Знаковая фигура Фонда (вокруг которой вращались принципиальные решения и основные скандалы) стала пробовать свои силы в другой сфере.

И вот появились новости о финансировании культурных инициатив из десятков регионов.

Более тысячи проектов получат грантовую поддержку!

Что же это за проекты?

Может быть, где-то есть список этих проектов? Где то можно узнать, какие люди сколько получили (или получат) государственных денег?

В общей форме упомянуты: образовательные и наставнические проекты, фестивали, премии, форумы в области культуры, искусства, проекты креативных индустрий, проекты в области культуры и академического (классического) искусства, межотраслевые, сетевые культурные и кросс-культурные проекты.

Особенно интересны «премии»…

Это уже не фильмы, которые каждый мог посмотреть (или о которых каждый мог прочитать) и составить свое мнение…

Теперь потенциальным критикам будет сложнее оценивать результаты деятельности грантополучателей.

Речь, - как можно предположить, - идет не о конкретных произведениях искусства, которые каждый человек может увидеть, прослушать и т.д., и составить свое мнение.

Речь, как можно понять, идет о некоторых видах деятельности, о некоторых процессах, растянутых во времени, и - с не очевидными для большинства населения результатами.

Как же оценивать эти проекты, которые получили почти четыре миллиарда рублей?

Видимо, результаты будут оцениваться также, как и заявки. Через «независимых экспертов», через "приближённых" "культурных обозревателей".

Сначала «независимые эксперты» сказали какие проекты – хорошие. Затем, «независимые эксперты» объяснят, что государственные деньги были потрачены с пользой для российской культуры.

Кинодеятельность стала поводом для разговоров о появлении киноолигархов.

Кто же получает государственные культурные деньги (при новом повороте руля)?

Команды, видимо, меняются по составу. Из одних проектов люди переходят в другие. Какие-то фигуры приближаются, какие-то отдаляются.

Всё же, состав получателей – он не случаен. Определены более 2000 социально ориентированных некоммерческих организаций, которые будут получать гранты…

Создана «новая» «культурная реальность» - удобный повод для трескотни в СМИ, «новое культурное пространство» насыщенное государственными культурными деньгами…

Тем временем, громкие – уникальные как феномен – внутрисемейные убийства (иногда – массовые) продолжают «выскакивать» - то здесь, то там…

В медиа-пространстве – восхваления культурных проектов, а в реальной жизни – самые разные социальные явления…


31 марта 2022 г. 04:37

{ 2884. Государственные деньги под культурным флагом. Очерк истории российской культуры.
MMDCCCLIV. A state finance under a cultural flag. An essay on the history of Russial culture. }


Рецензии