Статья. Об Архитектурной Концепции
31.03.2022
• Я расскажу о ходе моих мыслей в работе над собственным видением архитектуры.
• То, что задумано следует проверять и рассматривать с разных сторон.
• Цель моей статьи в следующем.
• Рассказывая о своём поиске новой архитектуры, я имею возможность рассматривать мои работы с точки зрения слушателя.
• И даже если я не вижу вас, так как вы в своём мире читаете мою статью, это, наверняка поможет мне разобраться во многом и по-другому увидеть измысленное, так как,
• я формулирую и наблюдаю за ходом доводов
• На мою статью возможен ваш онлайн отклик
• Мысленно вы помогаете мне.
• Возможно также, что мои слова сподвигнут вас на новые размышления в работе над собственным стилем.
• О РЕАЛЬНОМ ЗАКАЗЧИКЕ И ЛОВУШКЕ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА
•
• Когда вы общаетесь с заказчиком, у кого был такой опыт, то замечаете, наверное, что озвученный запрос часто лежит в области привычных стереотипов:
• «сделайте мне интерьер в «лёгкой классике»» или «я хочу дом в петербургском стиле».
• Человек далёкий от искусств мыслит аналогами.
• Этот факт невозможно игнорировать
• Нет ничего страшного в работе с историческими стилистическими языками.
• Но в реальной архитектурной работе на сегодня необходима трансформация языков прошлого
•
• ОБ ОБРАЗОВАНИИ И ИСТОРИЧЕСКИХ ВЕХАХ
•
• С другой стороны:
• Классическое образование основано на изучении истории архитектуры, которая в свою очередь привязано к стилистическим вехам Архитектура Древнего мира, средних веков, готика, классицизм, ампир, барокко, модерн, арт деко, эклектизмы, конструктивизм и только потом — разновидности ПОСТМОДЕРНА
• Здесь мы попадаем в хронологию, которая формирует пошаговое развитие нашего мышления.
• Мы словно программируем себя придумывать в рамках стилистических категорий.
• Наблюдая за процессом своего мышления, я обнаружил, что если откинуть вариант в классическом стиле в сознании возникает нечто из барокко, а за ним уже следует идея в стиле модерн и только потом – конструктивизм или брутализм.
• Сознание очень медленно трансформирует язык из языка и делает это сообразно последовательности, совпадающей с переменой исторических стилевых эпох.
• Так значит начав с классицизма к современному виду мы придём не сразу и не быстро.
• В рамках одного проекта нам просто не хватит времени.
• Тем более, что Заказчику это и ненужно. Он сразу запрашивает у вас классический стиль в соответствии с общепринятыми стереотипами.
•
• ОБ АМБИЦИЯХ ПЕРЕД ПРОШЛЫМ
•
• В каждом стилистическом этапе есть свои подлинные мастера.
• Мы неосознанно и осознанно примеряем себя на место того или иного выдающегося архитектора и
• с интересом рассчитываем в какой период жизни ту или иную постройку создал Росси, Монферан или Френк Гери. При каких обстоятельствах возникают ключевые творения.
• Как они к этому пришли?
• А смогу ли я так?
• Когда представляется задача сделать здание в определённом стиле мы не осознанно или сознательно вступаем в соревнование с этими мастерами.
•
• ИЛЛЮЗИЯ ТВОРЧЕСТВА
•
• Но в этом таится ловушка!
• Подобные состязания, я вижу, спустя время, можно рассматривать лишь как продолжение образования.
• Этакая своеобразная Наработка уверенности.
• Казалось бы, нет ничего страшного в работе с историческими стилистическими языками.
• Но и в реальной работе эти языки в чистом виде приводят нас к омертвению.
• Мы останавливаемся в размышлениях о возможностях современных технологий,
• И не создаём собственного языка.
•
• О НЕДОСТАТКЕ ВРЕМЕНИ
•
• В реальных сроках, отпущенных на конкретную задачу никогда не хватает времени на изыскания новой концепции.
• Я уже говорил, о том, как устроено мышление, что сознание работает от привычной и простой темы.
• Для того, чтобы не попадать в лузы сознания, связанные со стилем, необходимо создавать заготовки.
• Необходимо перестроить голову начинать мышление от собственных наработок, а не от исторических стилей.
• Я расскажу о своей работе в этом направлении.
•
• ОБ ИЗУЧЕНИИ СВОИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ
•
• В создании своего стиля необходимо превратить своё хаотическое движение в профессии в лабораторию по изучению собственных предпочтений.
• Рассматривайте то, что вы делаете с пристальной серьёзностью. Так как будто вы пришли на выставку мастера.
• Что есть нового и необычного в ваших эскизах?
• Что привнесено извне, а что является сугубо личным ни на кого не похоже?
•
• ОБ АЛГОРИТМАХ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ
•
• Соберите крупицы своей индивидуальности и структурируйте в собственное направление.
• Достигните идеала.
• Развейте этот идеал, нарабатывая варианты для использования вашей концепции для разных типов здания.
•
• ЗАКАЗЧИК КАК ПРИВНЕСЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО ХАОСА В ИДЕАЛ ВАШЕЙ КОНЦЕПЦИИ
•
• Часто архитекторы говорят: мы точно выполняем все пожелания заказчика.
• Это верно не во всех аспектах.
• Важно помнить: человек пришёл к вам не только как к техническому специалисту. Он пришёл к художнику, к импровизатору.
• Какой бы ни был стилистический язык: ардеко, классика, постмодерн или ваш собственный стиль, вы делаете произведение искусства.
• Время жизни человека ограничено и, каждое ваше единичное творение это ваш разговор с вечностью.
• У каждого человека есть свой диапазон восприятия.
• И вы можете пройти в нижнем уровне и легко сдать проект и получить деньги.
• А можете поставить себе высокохудожественные цели и нащупать максимальный уровень восприятия не своего заказчика, не ваш максимум, а верхнюю возможность данного взаимодействия.
• В этом случае вам придётся делать больше работы, убеждать, заинтересовывать, доказывать.
• В работе с реальным заказчиком в вашем собственном идеальном архитектурном языке будет возникать живые слегка неправильные изменени.
•
• АРХИТЕКТУРА, КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЦЕНА ДЛЯ САМОПОЗНАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ.
•
• Архитектура и дизайн тесно связаны с психологией.
• Вот здесь важно не угождать, но внимательно прочувствовать пользователя будущего дома.
• Своей импровизацией вы можете раскрыть лучшие качества вашего Заказчика.
• Таким образом Заказчик является партнёром, привносящим некий дополнительный эмоционально окрашенный ШУМ в вашу идеальное представление и в вашу концепцию в том числе.
•
• О КАРТИНЕ В АРХИТЕКТУРЕ
•
• В живописи существует такое понятие: придумывать картину.
• Вы пишете множество натурных этюдов, делаете фигурные зарисовки а потом подчиняете, собираете это всё в одной композиции, через концепцию подводите зрителя к определённой философии, которую создали или прочувствовали.
• Картина присутствует в любом виде искусств: в живописи, литературе, театре.
• Что такое картина?
• Картина, это законченный информационный блок, выраженный через изображение, звук, слово или действие, содержащий начало, продолжение, кульминацию и развязку.
• Я считаю, что
• Качества Картины – мерило Всякого зрелого произведения.
•
• О РОМАНТИЗМЕ ЭМОЦИИ И
• ЧУВСТВЕ
•
• Я считаю, что человек ближе воспринимает эмоционально окрашенные образы.
• Именно эмоциональная составляющая отличает образы, которые мы называем романтическими.
• Произведение, заряженное эмоциональной вибрацией, глубоко запоминается зрителем.
• Но для того, чтобы наши произведения были запоминающимися мы сами должны быть чувственно и эмоционально наполнены.
•
• О ПОДХОДЕ
•
• Но как мы можем решить эту задачу и превратить архитектурное произведение в картину?
• По моему наблюдению, Архитектура никогда не являлась концептуальным искусством. Всегда – изобразительным ФОРМОТВОРЧЕСТВОМ
• Или служила ПОВЕРХНОСТЬЮ, ХОЛСТОМ, КАРКАСОМ ДЛЯ СИНТЕЗА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ.
• Между тем, другие искусства: литература, театр, живопись.
• Активно используют концептуальный подход.
•
• ТИПЫ КОНЦЕПЦИЙ В ДРУГИХ ИСКУССТВАХ
•
• О типах концепций можно много интересного прочитать в специальных и популярных источниках.
• Это тема многих лекций.
• Не все концепции легко воплотить в форме.
• В особенности – в архитектуре, сильно связанной с инженерией и технологическим наполнением многими функциями для жизни и работы людей.
• КОНЦЕПЦИЯ ЭНЕРГИЙ ПАОЛО ПОРТОГЕЗИ.
•
• Очень интересная концепция у итальянского архитектора Паоло Портогези.
• Он считает, что каждое пространство внутри здания – есть центр всплеска расходящейся во вне Энергии, которая распространяется и на фасад и на генплан в виде кругов и ступенчатых амфитеатров
• Энергии многих пространств пересекаются, создавая сложные формы архитектуры внутри и снаружи.
• Когда-то я использовал эту концепцию в своей дипломной работе: здании цирка с цирковой школой.
•
• СТИХИИ И ФОРМЫ
• Очень интересный подход к архитектуре может быть со стороны древних технологий организации пространства, таких, например, как Фэн-Шуй или Васту.
• «Школа Формы» в Фэн-Шуй использует активацию пространств и сторон здания через знаки стихий в виде простых форм и цвета.
•
• О НАТЮРМОРТЕ
•
• Взять, например, натюрморт.
• Голландцы называют инсталляцию предметов не натюрморт, как это принято нами от французов, а – штильлебен, что переводится, как «тихая жизнь».
• С точки зрения голландцев, получается, что предметы в натюрморте общаются между собой, как в сказках Андерсена.
• Следовательно, мастер – живописец способен придать сочетанию предметов и форм качество картины – того самого информационного блока, несущего зрителю законченный, цельный рассказ и, вероятно, эмоциональную реакцию художника на событие и спрятанное за эмоцией изначальное чувство.
• Представьте, что вы подходите к формированию силуэтов корпусов здания, как к предметам в натюрморте.
• Остаётся только концептуально обосновать взаимодействие форм.
•
• О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ФОРМ И СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОДХОД
• Как в скульптуре, так и в архитектуре – мы создаём взаимодействие форм.
• Следовательно, как этот мы вывели в примере с натюрмортом, и скульптурная архитектура, может в мастерских руках стать картиной, рассказом.
• Фантазия Архитектора или дизайнера, а так же, - ваше психологическое прочтение заказчика определяет ваш рассказ при построении формы или пространства.
• Недостаточно создать простое взаимодействие форм. Очень многие архитекторы останавливаются на формообразовании.
• Да это может быть сделано профессионально и пропорционально красиво.
• Но этого, повторюсь, недостаточно!
•
• НЕОБХОДИМА КАРТИНА!
• О ДЕРЕНЕ И ПРОЧТЕНИИ ЗАПАКОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ
•
• Как-то я шёл по третьему этажу Эрмитажа.
• Там тогда располагались импрессионисты и постимпрессионисты.
• Сезан, Ван Гог, Пикассо всё это в разное время интересовало и трогало меня.
• Но, однако, к художнику Андре Дерену я относился в то время достаточно безразлично.
• Да — я видел красивый колорит хорошую композицию.
• Но нагромождения кубистических форм ни трогало меня.
• Этот день в Эрмитаже мне запомнился очень хорошо.
• Проходя через анфиладу залов, я увидел в конце ряда проёмов крупный холст с пейзажем Дерена.
• Там были изображены домики, составлявшиеся друг над другом в вертикальную композицию. И овальные купы деревьев.
• В этот раз что-то заставило меня повнимательнее вглядеться в ткань композиции картины. Некое новое чувство
• Я вдруг, как мне показалось, почувствовал нечто передающее мне чувство художника.
• Не уверен, что так это было точно то, что чувствовал Дерен.
• Важно, что я стал сам придумывать и импровизировать.
• Тот холст Дерена запустил во мне процесс творчества.
•
• ДРУГОЙ МИР
•
• Я распознал в картине больше, чем было изображено.
• Художник видел за предметами и домами другой мир - лица, шевеления теней,
• Казалось мне открылись тайны душевных переживаний автора, его миросозерцание и миро познание.
•
• О СОБСТВЕННЫХ ОБРАЗАХ В ОТВЕТ
•
• Таким образом, информация, зашифрованная в произведении-картине способна возбудить поток ответных образов в воспринимающем зрителе.
• Я считаю, что именно свойство картины, и ее способность создать отклик в зрителе – обязательное качество зрелого произведения искусства.
•
• ЭСТАФЕТА ПОСТИЖЕНИЯ ТАЙН БЫТИЯ
• Именно посредством произведения- картины художник передаёт эстафету чувств и образов последующим творцам.
•
• О ВОСПРИЯТИИ В ДВИЖЕНИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ФОРМ
•
• Архитектура воспринимается в движении.
• В архитектуре меня привлекает объём. Мне нравится делать скульптуры из домов.
• Но теперь мы пришли к выводу, что простое формообразование недостаточно.
• Архитектурная скульптура должна обладать качеством картины и содержать сжатую информацию, рассказ, чувство, эмоцию.
• Формы частей зданий или комплекса построек по-разному взаимодействуют друг с другом.
• Как, например, японский сад камней.
• Между ними возникает музыка, танец, разговор, эмоция – всё что вы способны воспринять в силу личной подготовленности и настроя.
•
• О НЕОБХОДИМОСТИ ВЫРАЖАТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ НА ЗАДАЧУ ЧЕРЕЗ СТИЛЬ.
•
• Через произведение, Архитектор выражает свою точку зрения на задачу.
• Стиль может быть любой.
• Каждой задаче соответствует свой язык.
•
• О ВОЗМОЖНОСТИ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ЗРИТЕЛЯ ЧЕРЕЗ АРХИТЕКТУРУ – СЦЕНУ
•
• Пространством и формой Я создаю театральную сцену для пользователя и одновременно, самостоятельное действующее лицо, говорящее со зрителем и насыщенное тихой жизнью внутри себя.
• Архитектурная сцена призвана помогать человеку раскрыть себя.
•
• МОЙ АРХИТЕКТОНИЧЕСКИЙ ИНФОСКУЛЬПТУРИЗМ
•
• Я называл свой стиль, который мне интересно развивать, «Архитектонический Инфоскульптуризм».
•
• НЕТ ГОТОВЫХ РЕШЕНИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СТИЛЯ. НОВОЗМОЖНО, ЭТОТ РАЗГОВОР РАСПАКУЕТ В ВАС СОБСТВЕННОЕ НЕЧТО САКРАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ИЗМЕНИТ ВАШУ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ НА СПОСОБ СОЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА.
•
• В моём рассказе, возможно, вы найдёте способ запустить процесс изучения себя через собственно творчество.
Свидетельство о публикации №222033101688