Поехали... блин. 82. Раневская

82. Раневская.

Читаю с упоением книгу Ф. Раневской «Все афоризмы». И вот что со мной произошло: почувствовал в Фаине Георгиевне родственную душу. Её современники говорили о ней следующее: если скажет, так скажет.
Не буду углубляться в её искания и в то, что она по жизни была одинока. Имела в наличии тяжёлую форму диабета и пагубное увлечение курением. Собственно, сама она об этом своём увлечении говорила так, что с возрастом стала в этом находить удовольствие. Несмотря на это, прожила 88 лет. Как ей удалось? Полагаю, что причина кроется в её иронии и сарказме.
Ну, не буду «лить воду» и перейду к её афоризмам. Взять, к примеру, вот этот её перл: «Без ошибок в жизни не жизнь, а отбывание срока на Земле». Коротко и ясно. Тут тебе и все наши с вами «грабли» и «дрова», после чего, как правило, пересчитываем приобретённые «шишки» и пробуем начать жить с начала. Классика!
Фаина Георгиева была самокритична и в первую очередь к себе. Все остальные потом, ибо считала, что живёт с высоко поднятой головой, поскольку по горло в говне. Несмотря на это, умела поддержать любого в зависимости от своей симпатии или совсем наоборот. Например, она как-то в разговоре посетовала:
- Бог любит простаков.
- Почему?
- Иначе он не размещал бы морщины на лицах. Их же не бывает на жопе.
Вот почему-то её это постоянно волновало: «Интересно, а у тех, кто думает жопой, на ней есть морщины, как на лбу?»
Она часто употребляла это слово – «жопа». Ей делали замечания:
- Фаина Георгиевна, ну что вы всё «жопа» да «жопа»…
- А как надо?
- Сказали бы «пятая точка»…
- Это у вас, милочка, точка, а у меня жопа. 
Всё конкретно и в тему. Да, женщина она была крупная и это её нисколько не смущало. Как-то она пожаловалась коллеге по театру на то, что её не возьмут, скорее всего, в шахматную секцию. И объяснила это так: «Моя жопа не уместится на стуле».
Кстати, в своих афоризмах она не забыла упомянуть и американцев:
- Американцы дураки – своей статуей Свободы хвастаются.
- Это почему?
- Она же к ним жопой повернулась.
Фаина Георгиевна благосклонно относилась к молодому артисту Геннадию Бортникову. Они были дружны. Он сторонился женщин и всю жизнь прожил с кошкой. Вместе с тем имел кучу поклонников, за что ему завидовали коллеги по театру и постоянно обсуждали его личную жизнь, делая акцент на его ориентации. Как-то на очередном собрании его песочили по-взрослому и Фаина Георгиевна не выдержала и выдала: «Что же это за страна такая, где человек не может распорядиться своей жопой, как ему нравится?» Вполне справедливое замечание.
Да, настоящая фамилия Фаина Георгиевны – Фельдман. А Раневской она стала от большой любви к творчеству А. П. Чехова. Его пьеса «Три сестры» дала этому толчок. Близкие же звали её так: Фуфа.
Как-то она опоздала на собрание и замешкалась в дверях. Докладчик обратился к ней:
- Проходите, садитесь. В ногах правды нет.
Раневская хмыкнула:
- А в жопе есть?
Кстати, она часто говорила о том, чтобы слово «жопа» внесли во все словари, поскольку оно очень ёмкое, мол, назвал кого-нибудь им и не нужно долго объяснять, как ты к нему относишься.
И всё-таки ей постоянно делали замечания по поводу частого его употребления.
- Фаина Георгиевна, вы обещали прекратить говорить непристойное слово «жопа», но обещание не сдержали.
- Обстоятельства не позволили.
- Какие?
- Жоп вокруг слишком много.
Как ей удавалось сохранить себя вот такую? Она не была меркантильной. И когда надо было чем-то поступиться ради кого-то, она шла на это легко. Её любили и боялись. Главные роли, как правило, доставались другим. Тем не менее, зритель ходил на многие спектакли только из-за неё. В последнее время она стала забывать реплики. Для этого в боковых кулисах всегда находился суфлёр. Были случаи, когда Фаина Георгиевна выходила на сцену, поворачивалась к боковым кулисам и чётко произносила: «Мне помогать не надо. Сегодня текст свой я помню». Весело!
Читая её афоризмы, понимаешь, насколько она точна в определении той или иной ситуации. Вот такой пример: «Есть люди с большими руками, есть с большой головой. А есть такие, что состоят из одной жопы». В точку! Браво!
Она была настолько раскрепощена, насколько чувствовала себя свободной среди людей. Как-то у неё спросила одна близкая подруга:
- Фаина, тебя мучают эротические сны?
Раневская в ответ мечтательно:
- Ну почему же мучают?
Как-то её попытались вывести на откровенность:
- Фаина Георгиевна, а вы в кого-нибудь влюблялись?
- В себя.
Достойный ответ.
Она всегда на полкорпуса была впереди своих коллег по театру. Многие помнят вот это её выражение: «Ничто человеческое мне не чуждо: ни руки, ни ноги, ни жопа…»
Раневская если что-то говорила, то уже потом ничего исправить было практически нельзя. И вот ещё один её перл: «В собственном мнении он Эверест, а посмотришь – прыщ на жопе». Или вот это: «У неё кругозор замочной скважины».
Несмотря на свой статус одинокой женщины, она никогда не унывала. По утру к ней в комнату заходит домработница, обеспокоенная тем, что Раневская долго не встаёт. Лежит, дымит и все дела. Домработница пытается у неё узнать причину такого её состояния. Раневская выдаёт, не вставая с кровати:
 - Жду счастья.
Дом работница говорит удивлённо:
- Так вы его вчера ждали?
- Вчера я его ждала сидя, а сегодня лёжа.
Вот, а когда ей приходилось сталкиваться в жизни с людьми недалёкими, Раневская всегда была на высоте: «Глядя на него, я сокрушаюсь о несовершенстве противозачаточных средств». Ну, с этим даже спорить не надо.
Она удивлялась: «Что за странный вопрос задают иногда люди, когда приходят в дом: «У вас есть туалет?»? Как будто не видно, я не сру по углам».
Давняя приятельница интересуется:
- Фаина, как у тебя жизнь?
Раневская со вздохом:
- Мухам понравилась бы… Особенно большим и зелёным.
Кстати, когда ей дали звание «Заслуженного…», то в представлении указали роль не самую яркую. Вот такая особенность системы, которая в каждой букве что-то там постоянно выискивала. Фаина Георгиевна придумывала множество всяких причин, чтобы не оказаться в рядах членов партии. Как-то прочитала вслух лозунг на стене: «Партия - наш рулевой!» Тут же выдала на той же самой громкости: «Вот почему она всегда жопой к нам стоит». Классно!
По сути она была добрейшей души человеком. Вот, и работала до изнеможения, чем снискала уважение у своих коллег по театру. Её любили. И это несмотря на все её «вензеля», которыми она одаривала окружающих людей. К примеру, на вопрос: «Как понять хороший ли он человек?» Раневская объясняла так: «По тому, завидует он успеху других или радуется».
Ещё она говорила: «Правильные люди скучны. Они как лист из тетради в клетку – правильные линии есть, а читать нечего».
Между прочим, это она придумала фразу: «Красота страшная сила». Есть и продолжение её: «А её отсутствие ещё страшнее».
И в заключение ещё один абзац. Раневская как-то сказала, что на своём памятнике велит написать: «Привет всем! До встречи». И ещё она говорила, что нужно написать на нём и вот это: «Умерла от отвращения».
 


Рецензии