Бой местного значения

Вот пройдёт лет сто, уйдут поколения, для которых война — это боль, и станет эта война историей. В. Смирнов, И. Болгарин. Обратной дороги нет.Но останется Память...
В фильме  А зори здесь тихие 1972 года  одна из главных героинь Рита Осянина произносит такую фразу-ну ,люди же они,спят наверное.Это она отвечает на вопрос старшины,где же немцы.Старшина сначала недоумённо смотрит на неё,а потом говорит-это я не подумал,что люди они.Вот и написал я рассказ,как бы взгляд с той стороны.Ведь немецкие солдаты были одурманены своей идеологией.А дома у них тоже оставались близкие...Но я ни в коем случае их не защищаю.Они враги и пришли убивать.Итак-рассказ.

                Дневник обер-лейтенанта СД  Пауля Крюгера.15.05. 1942 года.                Директива имперской службы СД за № С219/702 с грифом «ТОЛЬКО ДЛЯ КОМАНДОВАНИЯ»  была подписана и принята к исполнению.Нашей группе предстоял рейд по тылам противника.Ставилась задача уничтожения  важного военного объекта в районе Кировской железной дороги и Беломорско-Балтийского канала.  Нас  было шестнадцать человек.Я  шёл старшим.Лично мною были отобраны люди,которые знали русский язык.У некоторых уже был подобный опыт заброски во вражеский тыл.Я выбирал сильных и выносливых,так как нам предстояло постоянно передвигаться. Метр восемьдесят как  минимум, отлично вооружённые, знающие все приёмы ближнего боя,крепкие, обученные убивать мужчины.
Мы были соответственно экипированы и несли с собой тол для подрыва этого объекта. Перед этим  я долго изучал карты местности,данные воздушной разведки.Нам предстояло пройти через Синюхину гряду между двумя озёрами--Вопь- озеро и Легонтово.И вот мы были готовы.Выброска прошла нормально,мы приземлились в лесу,в заданном районе.По данным разведки,где то рядом была зенитная часть.Но у нас была другая задача.Предстояло самое трудное-пройти незамеченными к нужному нам объекту.Я послал двоих вперёд посмотреть дорогу.Вернувшись они доложили,что дорогу разведали,но один из них , рядовой Краузе сказал,что когда они проходили мимо кустов у разъезда,ему показалось,что кто то в них прячется.Но проверять времени не было и даже если там и был кто то,то это не военные.Они бы начали стрелять или бы попытались захватить их.Я придаю мелочам большое значение.Я взял его и мы пошли к этому месту.В кустах были следы босых ног и лежала обронённая на земле женская заколка.Значить вас видели,сказал я ему.Эта женщина наверняка уже сообщила своим.Нас будут искать.Но отменять операцию мы не можем.Это важный объект и он должен быть уничтожен.Мы отошли в лес и стали наблюдать  появятся ли поисковые группы за нами.Противник должен был прочесать весь лес.Но он почему то не сделал этого.Мы выждали и отправились к объекту,сверяясь с имеющимися у нас картами.Затем я дал команду остановиться на отдых,чтобы утром снова выйти в путь.У нас было четыре часа на еду и сон.Мы расположились в глухом и безопасном месте.И вдруг услышали один удар колокола.Глухой и продолжительный.Может в близь лежащей деревне кто то позвонил,а может мы приняли за удар колокола что то  другое.Звук этот показался мне зловещим.Один из моих солдат сказал,что это не к добру.Я напомнил ему о приказе и о долге солдата,о том,что объект должен быть уничтожен.Он кивнул головой. После того,как мы поели, я отдал команду отдыхать.Вскоре мы поняли почему русские не стали прочёсывать лес.За нами пошла группа захвата.Видели двоих,решил я.Значить пошлют не менее пяти человек.Попытаются взять живьём.Что ж ,будем  выполнять приказ.А группу,идущую за нами надо обнаружить и уничтожить.Мы шли ,выставляя дозоры.Но вот перед нами появилась река.Мы долго изучали тот берег в бинокли ,но ничего подозрительного не обнаружили.Тогда мы вышли на опушку и продолжили путь к Синюхиной гряде по берегу Вопь -озера.Через час  мы настороженно остановились и спрятались. На той стороне раздавались голоса,слышался шум падающих деревьев.Видимо это были лесорубы.Нужно было проверить.Мы продолжали наблюдать.Затем я послал двоих проверить,что там за люди на другом берегу.Они уже начали переходить речку по камням,как вдруг на берег вышла молодая женщина.Мои люди мгновенно отступили и спрятались в кустах.Раздевшись,она запела песню про Катюшу и прыгнула в воду.Я знаю русский и не раз слышал эту песню.Вода была очень холодная.Должно быть у этой женщины было крепкое здоровье.Мои солдаты замерли и пожирали глазами стройное женское тело.Но вот ей ответил мужчина,которого она назвала Иваном.Он подошёл к ней и сказал,что сейчас должна прибыть машина из района.Это было не кстати.Мы хотели захватить их и допросить,но теперь их исчезновение вызвало бы переполох и я дал команду отступить обратно в лес. Затем  дал команду отдыхать и принимать пищу.Но отправил дозор посмотреть дорогу вперёд.Не дождавшись их, я дал команду сниматься и идти вслед,осторожно осматривая окрестности. Позже мы  нашли свой дозор.Один из наших был убит ножом.Скорее всего русский прыгнул сверху ему на спину и перерезал горло.А у второго была разбита голова.Так бывает от удара прикладом. Трава на поляне была измята.Значить наш второй разведчик боролся с русским,видимо начал одолевать его,пока  русскому на помощь не пришёл второй.Я сразу понял,что русские прошли через болото напрямик и ждали нас уже давно.Видимо им был известен брод.На наших картах болото было помечено как непроходимое.Но это было позже.Мы осторожно продолжали движение по лесу,ничего не зная о своих дозорных. И тут мы столкнулись с  русскими.В нас полетела граната,затем ударили очереди из автоматов.Я понял,что наш  дозор  уничтожен,так как стреляли из нашего оружия.Завязался встречный бой.По нас стреляли из нашего оружия и из русских винтовок.Было слышно два автомата  и одна трехлинейная винтовка.Но вот  один  автомат заглох--видимо у русского закончились патроны.Мы поднялись в атаку,но тут ударил второй автомат,что дало русскому возможность перезарядить свой автомат.Мы снова залегли.По звукам выстрелов я  уловил,что русских было немного,но дал приказ отойти.Нужно было выяснить обстановку.У нас  были потери.Один убит, другой тяжело ранен.Мы не могли ничем ему помочь,поэтому пришлось пристрелить его.Мы спрятали убитых и принялись прочёсывать лес.Вдруг кто то выскочил из кустов и с криком кинулся бежать.Ближний ко мне солдат дал короткую очередь и бегущий упал. Мы наклонились над убитым и с удивлением обнаружили,что  это девушка лет девятнадцати.Видимо она испугалась и побежала.Затем по нам начали стрелять.Мы попытались поймать стрелявшего,но он ловко убегал и кружил нас. Он хорошо знал эти места.А мы не знали.И поэтому бегали осторожно,старались не высовываться.А тут еще наполз туман и мы почти потеряли его из вида.Мы увидели по следам,что он  решил переправится через болотото.Оно значилось на наших картах как непроходимое.Мы решили,что русский утонул и прекратили преследование.Наконец мы добрели до какого то строения-избы и расположились там.На карте это строение было помечено как Легонтов скит.Позже я узнал,что там жил монах Легонт.Искал безмолвия. А безмолвия тут действительно хватало.У нас был раненный в ногу.Я оставил его с одним солдатом,а сам с группой,поглядев на карту, пошёл дальше.Но вот до нас донёсся через несколько минут  выстрел из пистолета,затем другой.Я послал четверых посмотреть ,что случилось.Они вернулись с раненым.Сказали,что рядовой Мюллер застрелен двумя выстрелами с близкого расстояния.Поэтому они вернулись вместе.Я спросил рядового Шульца, почему он не выстрелил из автомата. Он сказал,что решил затаиться,поскольку не знал,сколько русских было,а вы бы могли не успеть.Я расценил это как трусость и сказал,что в бой он пойдёт в числе первых.Мы не знали,где и сколько русских.Нам нужно было перейти через реку.Мы двигались осторожно,рассыпавшись,но первыми нас заметили и начали стрелять русские.Завязался бой.Один из моих людей бросил пару гранат туда, откуда прозвучали   выстрелы и там всё смолкло.Я понял,что одна огневая точка подавлена.У русских произошла небольшая остановка в стрельбе,а потом в нас начали стрелять с другой стороны.Я бросил все силы на выстрелы.Стрелявший убегал от нас,коротко отстреливаясь из автомата.Наконец мы увидели ,кто стрелял по нас.Это была молодая женщина ,лет девятнадцати.Я узнал в ней ту девушку,что купалась в реке.Она была ранена в бок.Мы поняли всё.Что нас постоянно вели.Она была ещё жива и нам пришлось пристрелить её.Мы постояли и посмотрели на неё.Не ожидали мы такого.Думали ,что нас преследуют солдаты,а это оказались женщины.Скорее всего их вёл опытный военный,знающий местность.Мы пошли дальше.Обнаружили вещь-мешки и винтовки противника.Рядом лежало женское разорванное,шёлковое  бельё.Наши догадки подтвердились.Спрятали  всё. Там на земле была кровь,много крови.Я понял,что русских было шестеро.Пять женщин и один мужчина,их старший.Что бы сделал я на месте русского,узнав что врагов не двое,а шестнадцать.Конечно послал бы вестовую за помощью.  Помощь не пришла,значить вестовая проходя болото, утонула.Наш дозор  встретился  видимо случайно с другой женщиной.Скорее всего русские что то забыли и она побежала на прежнее место их дислокации.Там столкнулась с нашим дозором и была убита.Русские не дождавшись её пошли проверить в чём дело и увидев убитой эту девушку,выследили и  неожиданно напали и  убили  наш дозор.Затем была убита ещё одна женщина. Испугалась и кинулась бежать,когда мы прочёсывали лес.Затем опять бой.Убита ещё одна женщина броском гранаты.И последнюю мы догнали и застрелили.Эта последняя до конца уводила нас от своих.Значить остался один русский,их командир.Мы понимали,что у него почти не осталось оружия,скорее всего его личное.Мы понимали,что вскоре начнутся поиски этого отряда русских.Но нам надо было выполнить задание.Поэтому я решил не искать этого русского,а передохнув в Легонтовом ските,продолжить выполнение задания. Мы  вернулись в избушку ,выставив часового.Наши потери составили  десять человек.Нам предстоял последний бросок к цели.Мы спали.Но вот кто то влетел в избу и крикнул- руки вверх.Один наш попытался выстрелить в русского,но тот успел первым. Затем зажав в руке гранату прокричал нам-- руки вверх.Затем-лечь,всем-лечь.И начал ругаться русским матом. .Я сразу же узнал в нём того русского,которого купавшаяся в реке девушка назвала Иваном.Уже тогда нас  провели,как мальчишек.Нас осталось четверо , часовой был убит и мы не знали сколько русских ещё тут.Я подумал,что это подошла помощь к русскому,что не осмелился бы он один напасть на нас.Он велел и мы связали друг друга.Он кричал,что убьёт нас всех,что с ним было пять девушек,но они всё равно нас победили.И он бы наверное привёл приговор свой в исполнение,но тут заговорило наше  радио.Диктор по русски   объявил ,что на фронтах существенных изменений не произошло,а были БОИ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ.После этого русский опустил оружие и повёл нас.Он шёл еле передвигая ноги,был ранен в руку  и мы ждали удобного случая,что бы убежать от него,но  тут   его окликнули по русски  и он обернулся. А затем  упал ,потеряв сознание...                10.05.1949 год.Продолжаю писать.Дальше был плен до конца войны,лагеря,нас разбросало.Мне удалось вернуться на Родину,уже после войны.Я работал тогда на одном из заводов Германии и должен был сопровождать груз в Россию.Это были станки и точное оборудование. Город,куда мы доставляли оборудование был недалеко от места тех самых боёв в  мае 1942 года,когда наша диверсионная группа должна была уничтожить тот самый важный объект.Я хорошо запомнил те места.  Группа,с которой я приехал,  попросилась осмотреть  их.Конечно никто не знал,что я тут воевал.Нас повели по местам боёв,показали захоронения как русских воинов,так и немецких.Отдельно была могила с пятью фамилиями.Женскими.Их было пять.И мне рассказали их историю.И я услышал,что с самого начала за нами шли девушки и тот самый старшина,что взял нас в плен.Рассказали,как утонула в болоте их вестовая, как напоролась на наш патруль девушка,побежавшая за кисетом того старшины,который он случайно забыл на их прежнем месте дислокации,как струсила и побежала ещё одна девушка-сирота и была убита, ,как они выслеживали и перехитрили нас,как у одной из девушек в городе остался  малолетний сын.Как эта девушка держала оборону,пока наша граната не ранила её смертельно в живот,как последняя девушка уводила нас от своего командира и раненной подруги.Мне показали человека без руки и рядом стоящего мальчика подростка.Этот человек глянул на нас ,но не узнал.Я подумал тогда,что война отвратительна сама по себе.Но мы верили.Каждый в свою идею.Но вот молодые немецкие парни и  русские девушки нашли  свою гибель вот  тут.А могли бы жить,родить детей,радоваться жизни.Я сам женился после войны и родил двух детей,мальчика и девочку.Когда вернусь,обязательно расскажу им эту историю.Пусть помнят...Да,вот ещё дописываю.Когда наша делегация уезжала,мне передали письмо и небольшой пакетик.В письме, написанном  на немецком языке было сказано,что меня всё таки узнал этот старшина.А в пакетике была красная звёздочка с русской пилотки и стрелянная гильза от немецкого автомата.В письме говорилось,что бы я никогда не забывал о том бое МЕСТНОГО  ЗНАЧЕНИЯ,а уж он никогда не забудет!                11.04.1954 год.Мне довелось ещё раз побывать там,через  несколько лет,с женой и детьми.Мы посетили ту могилу с пятью женскими фамилиями.Там стоял памятник- большой камень,с прикрученной мраморной доской.На ней были фамилии тех пятерых девушек,что переиграли и остановили нас...
P.S.12.03.1964 год.Через десять лет я приехал с сыном в эти места.Тех троих,что взяли со мной в плен я не нашёл.Узнал,что один из них уехал в Америку,второй умер,а третий осел где то в России.Может мне и удастся разыскать его.Мы  с сыном опять побывали в этих местах.Обнаружили там туристов.Сын изучал русский-это было связано с его работой в России.Познакомился с русской девушкой.Их лагерь был расположен на берегу прекрасного озера.Там было много окуней и хариусов в речке.В лесу было   много грибов.Раз в неделю к ним приезжала моторная лодка--привозила продукты.У  моего сына и этой девушки  завязался роман.Собираются пожениться в скором времени.Что ж,это наверное очень хорошо.Так и должно было быть тогда,в войну.Когда погибли мои люди и те пять девушек.Они не должны были воевать между собой.А каждый у себя дома должен был растить детей и радоваться жизни.Будь проклята война...
16.04.1972 год.Прошлое снова властно напомнило мне о себе.Война.Та война,которую мы проиграли...Мой сын по работе был в России.Опять попал в те самые места,где мы воевали в 1942 году.Он сообщил мне,что там снимают кино про эти события,что разыскали одного из моих людей,который осел в России.Должен приехать из Америки ещё один из нашей четвёрки,что выжила тогда...Ждут только меня.Четвёртый умер в Германии ещё в 1945 от старой раны на ноге.Приедет его сын.Я спросил сына-для чего это всё?Нужно ли это?Он сказал,что это нужно новым поколениям,как русским,так и немцам,всем.И ещё сказал,что у русских есть поговорка-русские зла не помнят.Я вылетел туда,где 30 лет назад шли бои...
17.04.1972 год.И вот я в России.Опять  в том самом месте,где нас перехитрили и взяли в плен...На этом  месте вырос целый палаточный город,суетились люди ,гримировались актёры,устанавливались камеры.К нам подошёл режиссёр,представился и предложил пройти в большую палатку.Там по одну сторону стола сидели двое приехавших моих однополчан и молодой человек,сын четвёртого,умершего солдата.По другую сторону стола сидел тот самый русский.У него не было левой руки.Рядом с ним сидел молодой человек в форме подполковника  ракетных войск.Это был его сын.Чуть дальше за столом сидели актёры. Я сразу узнал того русского. Нас представили. Оказалось что его зовут Федот Евсеевич Восков. Да,тот самый бывший старшина. Он всего лишь повернул голову в мою сторону  и посмотрел на меня.  Я отвел глаза в сторону и взглянул  на актрис, исполняющих роли девушек из из его команды и поразился схожести их с теми,с кем мы воевали тогда ,30 лет назад. Всё было продумано до мелочей- форма, причёски,оружие.Я  узнал всю их историю,почему вместо мужчин тут оказались женщины.  Двое из моей группы рассказали о себе.Один, осел в России, другой прилетел из Америки.Тот ,что осел в России повстречал женщину,которая его полюбила.После освобождения из лагеря они поженились.У них родились дети,мальчик и девочка.Есть уже внуки.Они живут в сельской местности,  у них своё хозяйство.У того,кто перебрался в Америку тоже есть семья,свой бизнес.Он выпускает колбасу и старое доброе немецкое пиво.Третьего из моей группы,умершего,представлял представлял его сын, очень сильно похожий на на своего отца.Сын привёз фото своего отца и показал нам.Я поразился,как сильно изменился человек вследствии болезни ноги. Мы  поздоровались. Девушки с любопытством смотрели на нас. Режиссёр попросил внимания. Он говорил, что что сам участник войны, что ненавидит фашизм  и что надо снимать именно такой фильм в назидание будущим поколениям.Предложил и нам  и старшине  хотя бы на время забыть события тех лет и помочь ему со съемками картины, показать свои маршруты. Старшина глухо сказал- кто старое помянет тому глаз вон , а кто забудет, тому оба вон. Вот поэтому ради памяти моих девчат и всех погибших , я и согласился. Мы показали на карте каждый свой маршрут. Режиссер со своими людьми прошли оба маршрута, расставили , где  нужно камеры и начались съемки. Немецких солдат играли обычные солдаты из соседней части, а вот их командира молодой актёр, удивительно похожий на меня. Мы вели  каждый свою группу. Он вёл актрис девчат, а я солдат.  Съёмки шли долго и старшина так и не разу не поговорил со мной. Я воочию увидел как было трудно ему, его бойцам и поразился их мужеству и смелости. Вот наконец съёмки подошли к концу. Он подошёл  ко мне и и сказал , что хочет поговорить со мной.Мы отошли в сторону. Он сказал, что часть его тогда умерла вместе с девушками.Я сказал, что тоже потерял тогда много своих друзей. Он глухо произнес--Я не могу подать тебе руки, но у тебя есть дети, а у меня есть уже внуки. Так вот я хочу чтобы они могли бы подать руки друг другу и жить в мире. За этот мир все мы  заплатили слишком большую цену. Он передал мне небольшой сверток и не прощаясь ушёл. Я развернул его, я там оказался кинжал СС, тот самый, которым  убили одну из его  девушек. Там была записка- русские зла не помнят,  но и  не забывают... А фильм получился отличный. Дома  у нас его смотрели все.И говорили, что русские удивительные люди и ругали, проклинали войну...
От автора.Если мы берёмся серьёзно исследовать историю той или иной войны,то  без изучения позиций противника нам просто не обойтись.Для того,что бы сделать какие то выводы,нужно понять о чём думал и что чувствовал неприятель,взяв в руки оружие.Вот поэтому  и  появился этот рассказ...


Рецензии