Порядок

Николай, приедешь к нам на весенние каникулы преподавателем робототехники?
- Приеду.
Уютный коттедж детского лагеря. В кабинете пахнет пихтой от моей бороды. Передо мной сидят 8 замечательных мальчуганов лет по 10. Я объясняю, как собирать робота исследователя.
- Итак, берём синий квадратик и соединяем с двумя зелёными прямоугольниками. А теперь надеваем два колеса и устанавливаем мотор.  И  у меня возникает к вам вопрос. Как мне передать вращательное движение от двигателя к колесной оси?
Дальше ребята начинают предлагать свои варианты. И я продолжаю.
- Это можно сделать с помощью зубчатой передачи, но в данном случае мы воспользуемся ременной передачей. Видите, у меня на брюках ремень. Только вместо ремня мы будем использовать…
- Резинку! – кричат дети.
- Правильно, резинку! – подхватываю я.
Один из мальчиков спрашивает: "Николай Михайлович, а почему у вас детали в лотках не по порядку разложены, ну, например, в первом лотке шестерёнки, во втором оси, в третьем кубики,в четвёртом прямоугольники, в пятом моторы, а в шестом блоки управления".
- Хорошая идея, Сергей! - отвечаю я. – Но, видишь ли, проблема в том, что ежедневно очень много детей используют эти наборы, и детали быстро заново перемешиваются между собой.
Серёжа подумал и предложил: "А Вы прикажите им строго-настрого класть детали обратно и соблюдать тот же порядок."
- А вот это, Сережа, хорошая идея. - согласился я и задумался над тем, как это реализовать. И в этот момент коренастый  мальчик по имени Олег гневно вырвал робота у самого младшего в группе мальчика , которого звали Давидом. Мальчики делали этого робота в паре. И судя по всему Олегу не понравилось, как прикрепил деталь Давид. Я подошёл и попросил Олега вернуть робота Давиду.
Но через некоторое время ситуация повторилась. Олег опять был раздражён действиями Давида. Тут надо пояснить, что мальчики собирали робота по инструкции шаг за шагом. Один шаг Олег, один шаг Давид. И когда наступала очередь Давида, Олегу начинало казаться, что Давид делает всё неправильно, и он старался вырвать робота у Давида и сделать на свой лад.  Я обратился к детям, используя данную ситуацию как показательный урок.
- Ребята, смотрите, сейчас Олег испытывает раздражение. Как это происходит? Ум Олега через глаза и уши столкнулся во внешнем мире с тем, что его раздражает. В данный момент глаза Олега видят, как Давид собирает робота, и ум Олега говорит: "Давид собирает робота неправильно!". В этот момент в теле Олега появляются неприятные ощущения. И Олег реагирует на эти неприятные ощущения раздражением.
- Пытаясь устранить раздражение, он хочет выхватить робота, то есть начинает работать со внешней причиной своего раздражения, хотя намного правильнее было бы поработать со внутренней причиной, не реагируя раздражением на неприятные ощущения, а просто их наблюдая и осознавая их непостоянство. Давид меньше Олега почти в два раза и в данной ситуации Олегу легко накричать на Давида и отнять у него робота. А если бы было наоборот? - в этот момент Давид, судя по выражению его лица, задумался.
- Так или иначе Вам предстоит долгая жизнь и еще не раз те или иные причины внешнего мира будут вызвать в Вас раздражение. И не всегда Вы сможете повлиять на это раздражение физически. Тот, что Вас раздражает, может быть сильнее Вас или находиться вне зоны досягаемости, например, музыка за стенкой у соседей. И если Вы научитесь отслеживать неприятные ощущения в теле, которые при этом возникают, будет очень хорошо. Скажите хоть одно приятное или неприятное ощущение может быть постоянным?
- Нет! - ответили дети.
- Правильно, любое неприятно ощущение пройдёт, также, как и любое приятное ощущение. И те, и другие непостоянны. А раз так... То стоит ли за ними гнаться или бежать от них?
-Нет, не стоит. - хором согласились дети.
- Ну раз так, то единственной верной моделью поведения вашего ума будет постоянно наблюдать за ощущениями в вашем теле с осознанием их непостоянства и, не реагируя на них не с влечением, не с отвращением.
Наверняка дети почти ничего не поняли из моих слов, но до конца урока в классе стояла рабочая атмосфера. И наверняка тот внутренний наблюдатель, что постоянно находится в нас, та часть в нас, что не имеет возраста и пола, та часть, которая накапливает опыт и несёт его дальше из жизни в жизни, она то думаю всё поняла.
Во всяком случае на следующее занятие Олег пришёл улыбающийся и совершенно не обижал Давида. А вот порядок в конструкторах мне ещё предстоит навести...


Рецензии