Однажды в Китае. Гонконг, 1991

Проект: «250 самых лучших фильмов всех времён и народов (свой собственный, своеобразный список, частично совпадающий с мировой общественностью и различными сайтами кино. А также расширенный со 100 позиций до 250 из-за нескончаемости картин!)».

№ 228. «Однажды в Китае» (Гонконг, 1991).


Работа пишется под шум дождя и грозы (программу для релаксации, сна, учёбы и медитации).


Кинокомпания “Golden Harvest”, а также “Film Workshop Co., Ltd” представляют...



Бом!-Бом!-Бом!.. 

«Наступает ночь! Осторожней с огнём! Опасайтесь воров!..».

Бом!-Бом!-Бом!..

«Наступает ночь! Осторожней с огнём! Опасайтесь во…».

Эта история случилась в могучем Китае... Не так давно, как можно было предположить... В XIX-ом веке, когда правила последняя имперская династия Цин («Чистый» - в переводе), сумевшая объединить всю большую страну, а также значительно расширить её границы (1644-1911, манчьжурская династия)…  Состояла Цин из нескольких народов, но «китаизировалась» для общего дела. Особенностью её правления являлось то, что помимо расширения территории и продажи собственных товаров (экспорта, вывоза), страна была закрыта для всего остального мира, что, конечно же, не устраивало Британию, господствовавшей в то время на морях и океанах, победив в прошлом великую золотую Испанию, а также Францию с её Наполеоном, и став супердержавой, как в экономическом, так и в торговом плане. Про её колонии же и вовсе промолчим…

«Мы растём, развиваемся», говорили британцы, «идём вперёд, а одним, видите ли, золото девать некуда! Другие же не хотят впускать нас, меняться и нормально вести дела, торговлю. Не бывать этому!». И одних потопили, а ко вторым вторглись, навязывая свой европейский образ жизни, своё мышление, веру…

Хм… Товары, образ жизни, веру, мышление… Экономику, торговлю, европейский быт…

Китаю! Могучему Китаю, у которого и своих забот хватало!.. Ещё бы! Такая огромная территория, которая того и гляди, вновь станет меньше, слабее!

Китаю, у которого вспыхивают восстания, резня происходит сплошь и рядом, не дают покоя секты, везде воры, грабители, авторитетные шайки бандитов, разбойников… Убийства, грабежи… Попытки сохранить свои традиции, культуру, язык, дома и постройки… МИР среди многослойного населения различных регионов!.. А тут эти… Европейцы…

Н-да… Конечно, кому-то покажутся заманчивыми все эти перемены: новая религия, одежда, еда, язык, говор, произношение слов, предметы, быт, привычки, повадки… Но… Китай старее, мудрее, опытнее, чем эти европейцы. И у него всегда было чему поучиться…

«Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток» (Конфуций). Мудро…

Со временем стало ясно, что без Европы не обойтись, что великая имперская династия Цин сама загнала себя в тупик, поставив всё своё существование под большой вопрос. Изначально неверные шаги - к развитию не привели. Не тот подход был избран. Но, теперь уже поздно. Китай слаб, Британия сильнее и европейская жизнь уже здесь…

А как теперь сохранить то, что называлось когда-то великим, мудрым, могучем Китаем? Ведь не поможет нам больше император… Как? С помощью народных героев… 

И данный фильм рассказывает об одном из них…

Народный герой Вон Фейхун (или, как я любя называю его - ВОНГ ФЕЙ ХУН) существовал на самом деле... 1847-1925, 77 лет жизни. Это был врач, мастер боевых искусств, учитель, основатель школы стиля хунгар (боевой стиль семьи Хун, провинция Гуандун, Китай), обучивший множество учеников. Но не этим он прославился на весь Китай. О, нет… Знаменитым он стал тогда, когда начал путешествовать по всей стране и наводить порядки, ПЫТАЯСЬ СОХРАНИТЬ КУЛЬТУРУ, ОБЫЧАИ, ПОВАДКИ, ТРАДИЦИИ И ИСТОРИЮ СВОЕГО КРАЯ. И одно это заслуживает уважения, так как взгляните ещё раз на годы жизни: 1847-1925. 77 лет прожил этот человек!..

77! Одно это меня потрясает и приводит в полный восторг! Вы попробуйте остаться в живых, наводя порядок в огромной стране при разбойниках, ворах, наёмных убийцах, мастеров, бросающих вам вызов, имперской Династии Цин, которая всё делает не так и потому в начале XX-го века прекратит своё существования. А ещё тут международные войны, соседи, не дающие покоя. Британцы, русские, японцы… Короче, я не понимаю, как человек выжил, намеренно нарываясь на неприятности, но одно я могу сказать точно – он был действительно великим бойцом, воином, мастером, учителем и врачом, раз смог дожить до 77 лет!!!!!!!!..

А фильм? Конечно, перед нами китайская сказка с юмористическим, развлекательным уклоном, сделанная в лучших традициях Джеки Чана и Саммо Хунга! Здесь будет много сказочного и необычного, что вам захочется улыбнуться. Это не военная драма. Нет. Но, так как я знаю фильм с раннего детства, то скажу, что историю о великом воине и китайском Робин Гуде не испортили!..

Режиссёр Цуй Харк (также он один из сценаристов и продюсеров). Э-э, что? Не сплёвываете, не надо. Это его так зовут. Да у меня и урны под рукой нет. А на пол – как-то некрасиво. В квартире-то… Ха-ха! Ладно. Пошутили... Мне понравилось то, как этот человек снимает. Я, конечно, не видел ничего, кроме серии фильмов «Однажды в Китае» (пять частей, кажется), но и этого было достаточно, чтобы отнёсся с уважением. Понравилось всё. Бои, фантастичность моментов, реализм, юмористическая, развлекательная составляющая, драматизм, романтические нотки. Всё!..

Про музыкальное оформление (композитор: Чау Камвин) скажу так…

Январь 2009-го года… Зима, холод, минусовая температура. Мировой Экономический Кризис… Я, безработный парень (на тот момент), выхожу на улицу с чайником в руках и двумя небольшими пиалами. Включаю на плеере основную мелодию из «Однажды в Китае», «улетаю» от неё, вдохновляюсь и, наливая в чашки воды из чайника (тёплая вода, не горячая), становлюсь в стойку... Это правда. И это можно было бы снять, сфотографировать, показав на семинарах по психологии, мол, как я воспринял очередную разруху, перемену к худшему, безработицу, чёрную полосу в родной стране и своей жизни... И это при том, что я простой человек, сильно зависящий от богатых и сильных мира сего. Но! Если вы внутри не умерли, то вас сломит только болезнь и смерть! А всё остальное - переживёте! Ведь всегда можно найти решение! Наметить новые шаги, стремления в жизни! Всегда! Но для этого нужно было настроиться, встретить этот самый новый неприятный, холодный день, год. И я встретил... Мне, кстати, было всё равно, что подумают люди, увидя парня в спортивном костюме, в стойке, с чашками с тёплой водой на коленях (зима, не забывайте!). Пока шла музыка, пока она крутилась у меня в мозгу, я был далеко… Я был в КИТАЕ… Вот, что такое для меня эта заглавная песня и мелодия из фильма!!!.. Между прочим, сейчас, в 2022-ом году, я также под неё тренируюсь, но по-другому. Без чашек. А само упражнение с чашками, я, конечно же, взял из другого фильма – из «Пьяного мастера» с Джеки Чаном в главной роли!..      

Про Розамунд Кван (13-й тёти – кузине И) я полагаю, ничего говорить не нужно. Иначе отправлю вас глядеть золотые фильмы с Джеки («Доспехи Бога», «Проект А-2»…), чтобы восстановили память. Скажу лишь, что кинематографисты правильно сделали, что пригласили её в этот большой проект! Она украсила его, придала романтики, немного лирики, юмора, да и, вообще, красивая женщина ничего не боялась. Тут её даже, ой, бог мой, и злодеи полапали, и в морду, э-э, в лицо плюнули, выказав своё презрение, пытаясь сделать шлю… куртизанкой. Мол, наша, а одевается, как иностранка (ну, да, она же за границей жила. Всё логично). А поскольку она баба, э-э, женщина Вон Фейхунга (что-то я разговариваю, как эти бандиты, хо-хо!), то продадим её в рабство, в американский бордель. Не смогли. Злить мастера не стоило…

Ещё понравился друг Джеки Чана, его напарник и помощник по нескольким фильмам - Юэнь Биао (он сыграл парня Лён Фуна, ищущего постоянную работу, место и школу боевых искусств, так как хотел попроситься в ученики, хотя сам уже многое умел). Как говорится, не хватало только самого Джеки, да толстяка Саммо Хунга, ха-ха!

Привлёк внимание и Зубастый Со (Джеки Чун). Он не дерётся, зато по-английски лапочет только так. А им как раз связной нужен. В Китае же теперь много иностранцев! И даже бандиты. Нужно знать язык врага!

Упитанный Лам Сай-Винг (Кент Ченг) понравился. Да много, кто из учеников Фейхуна! А вот злодеи…

Я смотрел фильм 1000 раз, но не видел в мастере Име Чунтуне «Железная Рубаха» (Йэм Ши-Кван) главного врага, отрицательного героя. Не видел. Он, как и многие безработные, пытался лишь найти своё место в жизни. Странствовал по землям Китая, желая открыть школу. И с презрением относился к слабым, якобы, «мастерам», у которых всё было. И вызывать на бой он их вызывал, но посмотрите: Им потом не лез в их дом, не грабил, не занимал место, а шёл своей дорогой. И голодал… Нет, это не отрицательный герой. Просто мастер кунг-фу, не разобравшийся, мол, для чего его сила нужна. Бандиты видели в нём марионетку, спокойно купив, ну, а Вон Фейхун такого же учителя, но не врага. До тех пор, пока дело не коснулось 13-й тёти. Ох, уж мне эта 13-я тётя! Скромный в проявлении чувств великий воин, уже готов пасть в твои объятья. И навалять всем за тебя. Ах, любовь-морковь, ха-ха!..

А вот главарь местной банды разбойников и грабителей Сахо (актёр Яу Кинькуок) вызывал то смех, то отвращение. Смех, когда видно было, что это слабак, не боец, а отвращение, когда: а) пресмыкался перед американцами, прося помощи, б) когда пытался казаться крутым перед беззащитными женщинами, коих он хотел изнасиловать и продать в рабство, в бордель, в) когда грабил мирных торговцев в городе.

Кстати, американские злодеи не стоят внимания. Они тут так, для мебели. Чтобы были, ха-ха!..   

Сценаристы: Цуй Харк, Юнь Кайчи, Эдвард Лён, Эльза Тан…

Ну, а теперь поговорим о главном… Только крутой, харизматичный боец восточных единоборств мог сыграть национального героя Китая, существовавшего на самом деле в то время. И мне до боли приятно, что им оказался ДЖЕТ ЛИ!!! Я ему верил, видел, что он может и восхищался. А ведь парню было всего 28 лет! То есть, он играл великого мастера, который ещё сам до конца не набрался опыта, но уже был великим, так как странствовал по Китаю, решая различные проблемы и помогая своей стране, как только можно. И за это актёру – ВЫСШИЙ БАЛЛ!!!..

Ну, и самому фильму – 10 из 10 на века!!!

Конец… 


Стоп, стоп, стоп! Уважаемый! Какой ещё конец?!! Вы даёте фильму высший балл, так? Смотрите его с детства, а помещаете в список только сейчас, да? Объяснитесь!!!.. 

Охотно, мой друг внутренний голос. Да и тут всё просто… В детстве меня здесь привлекали драки, но я понимал, что всё это сказка. Это было видно. Столы брёвна, прочие вещи не летают (люди, кстати, тоже, ха-ха!). Потом, годы спустя, я обращал внимание на игру актёров и видел в этом комедию, но, вспоминая неземные бои, вновь не мог улыбнуться. Теперь же, глядя этот фильм (2022), я:
1. читаю про Вон Хейхуна, узнаю, что такой человек жил в реальности;
2. обращаю внимание на его мудрые слова, поступки; на то, как мастер пытается сохранить свою страну;
3. замечаю, что в сам Китай входит европейская жизнь, что меняются привычки, быт, появляются не свойственные Азии товары. Что народ приучают к иной религии… И всё это смотрится уже сильнее, чем раньше.
А бои? Те самые, сказочные бои? Я знаю их наизусть! И воспринимаю теперь иначе! Обалдеваю, как и раньше от акробатики и звуков, но смотрю на них иначе!.. Вот так!.. 

К тому же, раньше мой проект был всего на 100 фильмов. И я, являясь человеком рассудительным, не мог допустить подобной сказки. Но теперь, когда тут 250 мест (а значит, что будет и 300, и, что это нескончаемый проект, как оказалось), то нет никаких причин не вписать первую часть «Однажды в Китае» в золотой список. Фильм давно это заслужил.

Ведь я не перестану его смотреть, каждый раз находя что-то новое и интересное для себя. Не перестану интересоваться Китаем, его историей, традициями, обычаями, повадками, культурой, религией. А значит, что и не перестану восхищаться ВОН ФЕЙХУНОМ, который может служить ярким примером настоящего ЧЕЛОВЕКА с большой буквы…

И спасибо фильму, что показываете, уважаете и цените прошлое...

О людях помнят до тех пор, пока жива память о них…

Я перестал воспринимать этот фильм, как простую сказку. Для меня она стала частью истории мудрого, старого, могучего Китая. Книгой, открывая которую мы видим первую строчку «Однажды в Китае…». И этим сказано всё…


P.S. Вон Фейхун участвовал в Синьхайской революции, во время которой свергли последнюю монархию – имперскую Династию Цин. Было это в 1911-1912-х годах XX-го века. То есть, человек сражался и воевал за свободу в 65 лет! У меня слов нет…

Легенда Китая. Народный герой. Вечная память. Точка…


Рецензии