Шахтёрская династия Губановых Глава 4

 Пытаюсь быстрее, закончить сей «шедевр», а то жизнь преподносит сюрпризы, от которых никто не застрахован. Недавно меня вновь проверили на прочность, и дали ещё один шанс пожить. Побывав на том свете, бабу Улю я не встретила, видимо ещё не пришло моё время, но встретила других людей, которые попросили у меня помощи. В это конечно трудно поверить, но когда оттуда возвращаешься, поверьте не до шуток. Единственное чем я могу им помочь, это молиться за них, оказывается это важно. Молитесь за своих близких живых или покинувших вас, поверьте им это очень надо.

 Главой нашего Рода, Рода – Губановых, был мой прадед Губанов Алексей Иванович.
Родился в 1906 году, 30 марта в селе Большеникольское Октябрьского района Челябинской области, в семье крестьян. Он был высоким, статным мужчиной, не лишённым обаяния, в голосе металл, твёрдая рука и порой жёсткий взгляд.

 Не помню, чтобы он меня, когда-нибудь, обижал, но я всегда его побаивалась. С высоты своего крошечного роста, он мне казался великаном. Они с бабушкой Улей были такие разные, может именно поэтому,они и прожили вместе в мире и согласии более 50 лет.
 В тридцатые годы прошлого века наша страна отправляла молодёжь по комсомольским путёвкам на стройки века. Строили  у нас на Урале заводы, Магнитку. Наш дедушка Лёша строил тракторный завод в Челябинске. После строительства завода он пошёл работать мастером на шахту.

 Оттуда же его проводили на заслуженный отдых. Пенсия в то время деды Лёши составляла всего 108 рублей, сто за работу в шахте, а восемь рублей на бабу Улю, не знаю по какой причине, она пенсию не получала. Вот эти «огромные деньги», восемь рублей, государство давало на её содержание.

 В хозяйстве деда Лёша требовал порядок, сам был мастер на все руки, много умел, делал красивую, добротную мебель, одно из кресел до сих пор ещё служит моим родным. Сам собрал ткацкий станок, где баба Уля ткала всем родным половики. Из полуразрушенной землянки выстроил огромный дом. В этом доме, нашем родовом гнезде, до сих пор живут мои родственники. Я помню, как в детстве он всегда чинил мои валенки. Почему- то они у меня быстро изнашивались, и деда Лёша ставил на них заплатки, и бурчал, что мне на зиму не хватает валенок даже с заплатками. А я просто очень любила кататься на ногах с ледяной горки, вот и весь секрет моим изношенным валенкам и порванным портфелям.

 Его любимым блюдом была сухарница, он всегда её ел деревянной ложкой. Я только, сейчас понимаю, что такое кушали не от хорошей жизни, видимо была привычка с детства. Когда я приходила, и он ел сухарницу, он всегда и мне предлагал, и я правдами и неправдами старалась от неё отказаться. Сухарница это обыкновенные сухари, залитые горячей водой с большим количеством масла. Я уверена, что многие в наше время даже не представляют, как это блюдо вообще можно кушать, и очень надеюсь, что не наступят обратно те жуткие, голодные  времена.
 
Дедушка Лёша пользовался непревзойдённым авторитетом в семье. Я никогда не слышала, чтобы с ним кто-то спорил, или грубо говорил, тогда это было просто недопустимо. В старину неуважение к родителям считалось большим грехом. За детские шалости мы иногда, конечно, получали ремнём, но на этом и строилось воспитание того времени. Не доходит через голову, дойдёт через мягкое место. Об унижении детского достоинства тогда никто и не думал, мы знали, что наказание было заслуженным. Любимое выражение деды Лёши, лупить надо, пока поперёк лавки лежит, как вдоль, ляжет - бесполезно. И не надо штудировать Макаренко и Ушинского, жизнь дала своих великих педагогов в образе бабушек и дедушек.
 Но, в основном, наше воспитание строилось на беседах, читали и морали, не без этого. А ещё были пионерская организация, комсомол, они тоже вносили свою помощь в воспитание молодёжи. А когда мы совсем плохо себя вели, нас пугали дедом Иваном. Этот дед был соседом по огороду, и, якобы, плохих детей усаживал в мешок и уносил в лес. Мы принимали всё за чистую монету и побаивались этого грозного дедушку. Очень смешно сейчас об этом вспоминать. У нас с внучкой тоже есть свой дедушка, только это дедушка Дрёма, и он добрый, приносит хорошим детям подарки. Внучка всегда повторяет, что она хорошо себя ведёт, ведь плохим детям дедушка Дрёма подарки не приносит. Потом она тоже всё поймёт, но пока пусть побудет в сказке. Она всегда его очень забавно благодарит, встанет  в коридоре и кричит в дверь, спасибо дедушка Дрёма. Все мои друзья, когда приносят ей подарки, кладут их на заветное место, это значит, что их принёс именно дедушка Дрёма.

 Деда Лёша за свои трудовые подвиги, был удостоен многих наград, грамот, медалей и даже его фото висело на доске почёта в местном Краеведческом музее. В те годы это считалось высоким уровнем оценки твоего труда государством. Народ трудился за идею, за лучшую жизнь. Уважение в коллективе, благодарность от руководства в виде путёвки в санаторий, или грамоты, приносили больше радости, чем купленные новые валенки. Как всё раньше было просто, трудись и тебе воздастся. Это же так очевидно, работы много, работай хорошо и получай от государства премии и уважение. Мы были застрахованы, знали, что после школы могли бесплатно получить высшее образование, и не умирать на работе, а взять больничный лист, не думая о косых взглядах сослуживцев. Нашим предкам в этом плане повезло больше, чем нам.

 До конца своих дней деда Лёша был в здравом уме и твёрдой памяти. Только через шесть лет он встретился с бабой Улей. Он умер третьего августа 1983 года. Прожив 77 лет.


Рецензии
Вот и ещё об одном представителе семейства Губановых узнала я сегодня. Повествование красивое и яркое. Понравилось.
С уважением,

Мила Стояновская   12.01.2023 20:15     Заявить о нарушении
Спасибо Мила за поддержку и хорошие отзывы.
Ирина.

Ирина Пестрикова   13.01.2023 11:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.