Шахтёрская династия губановых Глава 5

  Всё что знала, помнила и со слов моих близких, которые более долгое время провели с бабой Улей и дедом Лёшей я уже написала. Настала пора переходить к новой жизненной страничке нашей семьи. Начну повествование с рассказа о жизни моей бабушки, бабы Раи.

 Раиса Алексеевна Осипова, в девичестве Губанова, родилась 26 августа 1928 года в селе Большеникольское, там же где и её отец. Она была самой старшей из шести выживших детей Губановых. Не могу вспомнить конкретных эпизодов из её детства, но думаю, там особо было не до игр. Забота о младших братьях и сестре, помощь по хозяйству, занимали практически всё её время. В школе училась хорошо, но война помешала ей закончить седьмой класс. В четырнадцать лет, она уже работала на шахте, заряжала аккумуляторы. За свои трудовые подвиги в тылу, во время войны, была отмечена наградами и грамотами. Они лежали в отдельной коробке, и она, как все в то время, очень этим гордилась.

 Баба Рая была, высокая, дородная женщина с красивыми кудрявыми волосами, приятной внешности, волевым характером и добрым сердцем.
Она в семье считалась лидером, мозговым центром, к ней прислушивались, а деда Миша выполнял все её распоряжения. Если бы у неё была возможность получить высшее образование, баба Рая достигла бы больших высот. Она, как и в детстве, несла ответственность за сестру и братьев, и они очень часто бывали у нас. Дом, где я выросла, всегда считался гостеприимным. Баба Рая была замечательной хозяйкой, и прекрасной рукодельницей. Блины, которые она делала, я больше за свою жизнь нигде, не кушала. Они были, какие - то особенные, тоненькие, хрустящие, похожи на кружево и выпекались только на одной стороне. Как она их так делала, не - понятно. А какие у неё получались пышные и вкусные калачи, булочки, беляши, это только её секрет. В вышивании и вязании ей не было равных, она часами могла сидеть и прясть пряжу или вязать.

 Особенно любила делать это по вечерам, сядет около натопленной печке, а я стою сзади и расчёсываю её прекрасные волосы. Слушаем радио, или бабушка рассказывает какие-нибудь истории из жизни. Рядом мурлычет кошка Муська, а деда Миша смотрит телевизор, или  за столом читает книгу. Вазы, которые она плела крючком, достойны особого внимания, они были связаны сразу с цветами, а для того чтобы эта красота стояла нужно было просто опустить её в воду с сахаром, а потом натянув на трёхлитровую банку высушить. В наше время на таких шедеврах ручной работы, она могла бы сколотить капитал. Опять очень сожалею, что была возможность всему научиться, а я ею не воспользовалась.Тоска по детству, наверно, есть у каждого. И самые волнительные  воспоминания проходят через всю жизнь.

 Я застала ещё времена, когда баба Уля с бабой Раей ткали половики, станок стоял у бабы Ули в кухне. Мне тоже давали попробовать, как это делается, но у меня не хватало сил, и умения тоже. Тканые половики лежали на полу в доме долго, только ближе к моей юности мы их поменяли на паласы. Сейчас мода опять нам вернула старинные половики, и я с радостью их постелила у себя в спальне.

  На нашей улице Яблочкина, недалеко друг от друга, было пять дворов семейства Губановых. Поэтому обходить их, когда есть время, не считалось сходить в гости. Гости это когда кто-нибудь, приезжал издалека, или хотя бы из Челябинска. А так можно было несколько раз в день, сбегать к бабе Уле, к тёте Вале, к дяде Вите или к тёте Поле. Все семьи всегда помогали друг другу, выручали продуктами или деньгами.

 Я, помню, картофеля высаживали много и его копание, всегда было делом коллективным. Собирались все родные и шли на поле копать, сначала у одних, на следующий день у других и так пока у всёх не выкопаем. Осень всегда была горячей порой, свой дом, работы много, особенно в огороде.

 Огород - это бабушкино детище, ровные как по линейке грядки, ни травинки, большое количество цветов. Она очень любила гладиолусы, когда они расцветали, мы ставили их дома в простенькую зеленую вазу. Много было смородины и яблок, которые тоже нужно было собирать и перерабатывать. Зато зимой мы пожинали плоды своего труда. Баба Рая всегда делала очень много заготовок на зиму, солила овощи, грибы, варила варенье, погреба были завалены картофелем и соленьями. Я прожила с бабой Раей и дедом Мишей шестнадцать лет, они меня вырастили и дали образование. Огромное им за это спасибо. Я называю, их баба Рая и деда Миша, хотя когда я жила с ними, они для меня всегда были мамой и папой. И только так, а не как иначе.

  Я знаю, бабушка тоже некоторое время работала на шахте, но в годы моего детства, я помню только её работу на заводе. Организация называлась гор водоканал, от них я постоянно ездила в пионерский лагерь имени Зои Космодемьянской. Была такая молодая партизанка в годы Великой Отечественной войны, которую за поджог фашисты казнили. За проявленное мужество и героизм, ей было присвоено звание героя Советского Союза. В пионерском лагере мне очень нравилось, иногда я отдыхала там по две смены, и, прошу заметить, бесплатно. Место было очень красивое, озеро Еткуль считается жемчужиной Урала, хвойные леса с вековыми елями, изумительные берёзовые рощи, а рядом деревня со смешным названием Печёнкино.
 На заводе баба Рая работала оператором, работа сменная, частенько и я ходила с ней в ночную смену. Завод был построен на озере Курлады, это рядом с нашим домом, ходили туда пешком или ездили на велосипеде. Велосипед, а потом и мопед были главным транспортным средством в нашей семье.


Рецензии