Шахтерская династия Губановых Глава 7

 Бабушка Рая замуж вышла в семнадцать лет, деда Миша пришёл с фронта в сентябре 1945 года, а в декабре уже была сыграна свадьба. Люди женятся по любви, по расчёту, по обстоятельствам, а эта свадьба, можно сказать, была поневоле. Огромное количество мужского населения, не вернулось с войны, выбор женихов прямо скажем, был не велик. Но не замужние девчата, чтобы не остаться одинокими, рассматривали любые, даже не очень лестные предложения о замужестве. Бабушка Рая тоже не была исключением. Они с дедом Мишей даже внешне очень были разные.

 Она - высокая, умная красавица, а дедушка скромной внешности, не - высокого роста, с израненной войной душой. И ещё на восемь лет её старше. Но ему по наследству досталась, небольшая землянка, что во все времена считалось немаловажным фактом. И, конечно же, большая, постоянно голодная семья, это тоже сыграло особую роль. Баба Рая мне всегда говорила, что любви к деду она никогда не испытывала, но как бы горько это не звучало, они дожили до золотой свадьбы и родили троих дочерей. Судьба порой даёт людям тяжёлые испытания, и нужно научиться, с ними справляться, не смотря ни на что. Но прожить всю свою жизнь с человеком, который тебе не мил, это действительно подвиг. Мы, правда, никогда не видели, чтобы баба Рая откровенно это показывала. Только в конце своей жизни, когда я их поздравила с юбилеем свадьбы, думаю, она даже обиделась, сказав, что я, как никто другой знаю, как она прожила все эти годы. Но мы всегда любили их одинаково, не выделяя кого-то отдельно. У каждого человека много недостатков, а к людям,  пережившим войну и видевшим страх, боль и смерть, нужно относиться намного терпимее.

 Я думаю, баба Рая вообще в этой жизни во многом не реализовалась, любви не испытала, были способности в учёбе, но помешала война. Не каждый человек способен с этим справиться, для этого нужен стойкий, мужской характер, коим она и обладала. Насколько, я её помню, она всегда в нашем роду считалась лидером, думаю, это качество ей перешло от прадеда Лёши. Она даже внешне была больше похожа на него, строгость и стать тоже присутствовали в её характере. От своей мамы прабабушки Ули, она взяла доброту, гостеприимство, способности  к кулинарии, вышиванию, и вязанию.

 Как я уже писала, что наш род был крестьянским, но дома родных были крепкими. Всегда всё вовремя ремонтировалось, если что-то сложное, то делали сообща. Чтобы перекрыть крышу или поставить новую печь не звали кого-то со стороны, а делали все вместе. В период моего детства у всех родственников был домашний скот, у д. Вити даже корова, куры, утки. Огороды приносили хорошие урожаи, все основные продукты были свои, без пестицидов и химии. Сейчас о душистом и вкусном помидоре или огурце можно только вспоминать, едим какое- то подобие. Помню, баба Рая всегда заставляла меня кушать яблоки, сочные, наливные помоет, положит в вазу, только ешь. Так нет, крутили носом, вот бы сейчас хоть одно настоящее яблочко скушать, вспомнить вкус детства. А пельмени из домашней, свинины, откормленной на комбикорме и хлебе, не сравнить с пельменями из магазина. Нам бы раньше и в голову не пришло покупать их в магазине, да и не знаю, продавались ли они там. Продукты были на порядок качественнее, чем сейчас, всё – таки, ГОСТ стандарт работал, и контролировал. Огурцы, выращенные у нас на грядках, на улице были самые первые. Деда Миша первые урожаи всегда отвозил на базар, была у него коммерческая жилка. Высаживали, овощей много, поэтому на нас это ни как не отражалась. Баба Рая умела приготовить из овощей вкусные, разнообразные салаты на зиму. Некоторыми её рецептами, я пользуюсь до сих пор.
 
 В жизни баба Рая была строгая, это что касается излишеств. Например, уши мне прокололи только после пятого класса, и то было поставлено условие, закончить с одними пятёрками. А так как я получила за год две четвёрки, то долго её невесткам (тёте Поле и тёте Гале) пришлось бабу Раю уговаривать  выполнить моё желание. Можно сказать, мне это обошлось нелёгким трудом целый год и долгими уговорами родных. А часы я вообще выпросила только в восьмом классе.

 Но на моё духовное, развитие денег не жалели, и никогда не отказывали. В детстве я занималась в двух кружках, они были бесплатные, но до них ведь ещё нужно было добраться. Мне давали деньги на дорогу и ещё на что нибудь вкусненькое. Так как я часто страдала ангиной, мороженое мне было нежелательно. Поэтому после кружков, я постоянно заходила в кулинарию и покупала себе томатный сок с булочкой, покрытой сладкими крошками. Вкус того сока я помню до сих пор. С их разрешения я побывала в Ильменском заповеднике, от моего дома путь не близкий, да и лет мне было всего двенадцать. Получила массу впечатлений, если прошло столько лет, а я всё помню. На концерты, в цирк я тоже ходила регулярно, бывала в театре, не говоря уже про музеи. В те годы в Челябинск приезжало много артистов, и мне разрешали с братьями ходить на их концерты. Спасибо им за всё большое. Всё- таки любовь к культуре нужно прививать с детства, в этом они были правы. Жаль сейчас многие мамы и папы делают акцент для ребёнка на материальном, а не на духовном развитии. Красиво одеть ребёнка это не значит вырастить из него достойного человека. Купить лишнюю вещь куда проще, чем рассказать, как правильно идти по жизни, как вести себя, чтобы эти же мамы и папы потом гордились тобой. А нам всё это прививали с детства, беседами, порой просто собственным примером. Может в других семьях, было по другому, значит, мне просто повезло воспитываться в семье, где отношения между людьми ценились больше, чем купленная вещь.

 Сейчас о нашей прошлой, социалистической жизни говорят с сарказмом, но в ней так много было хорошего и мудрого. Люди были сплочённые и добрее. Гордились своими успехами и достижениями в учёбе и работе, а главное ими гордилась страна. Может это конечно и звучит банально, но так оно и было на самом деле.

 Я опять вспоминаю, с какой гордостью баба Рая показывала свои награды, видно было, что человек их действительно заслужил, а не получил как бесплатное приложение к какому-нибудь празднику. Я выросла на рассказах о них, в нашем доме всё ценное хранилось в документах, куда детям лазить запрещалось. Но мы с сестрой Светой, когда взрослых не было дома, частенько их просматривали. Особенно бережно смотрели солдатскую, книжку деды Миши. Она была прострелена, и на ней даже присутствовала его запёкшаяся кровь. Книжка  была очень потёртая, и чтобы она совсем не развалилась, смотреть её надо было очень аккуратно. Так интересно было узнать, сколько же портянок и обмундирования полагалось иметь солдату в годы войны. В этой книжке как раз всё и фиксировалось. У меня тоже с детства сохранилось несколько грамот, за успехи в учёбе и спорте, хотя это не сравнить с наградами за взятие Берлина, но мне они тоже очень дороги.
 


Рецензии
Так много выводов можно сделать о прочитанном. Согласна, что жить надо скромнее, не выпячивая своё благополучие напоказ, детей следует приучать к культуре с ранних лет, награды должны распределяться честно, а не покупаться, как сейчас. сейчас всё поставлено с ног на голову, оттого и жизнь непонятная стала.
Спасибо, Ирина, за содержательный рассказ.
С уважением,

Мила Стояновская   15.01.2023 10:57     Заявить о нарушении
Вы правы Мила! Сейчас ничего просто так не делается, за всё нужно платить. Даже здесь на сайте, за участие в конкурсе стоит такса.Заплатил но минировали, и не важно достойны твои произведения этой награды или нет, главное оплачено.
С Уважением Ирина.

Ирина Пестрикова   15.01.2023 12:24   Заявить о нарушении
Всё так, Ирина. Поэтому я в конкурсах не участвую и от вступления в союз писателей отказалась. Среди этих "гениев" мне делать нечего.

Мила Стояновская   15.01.2023 12:43   Заявить о нарушении
Мне тоже предлагали вступить в "союз не рушимый", я тоже отказалась.Не тяну на "Гения".

Ирина Пестрикова   20.01.2023 16:54   Заявить о нарушении