Шахтёрская династия Губановых Глава 9

 Опять возвращаюсь к описанию жизни бабы Раи, моей родной мамочке. Я по детству всегда всем говорила, я самая богатая, у меня две мамы, одна молодая, а другая старенькая.

 Хотя на тот момент, маме Рае было примерно столько же лет, сколько мне сейчас. Но я себя старенькой не считаю, да и внученька говорит, что я не очень ещё старенькая. Её недолгая жизнь (она умерла в 67 лет) протекала в труде и заботах о семье. Я и вспомнить не могу, чтобы она, когда-нибудь ездила в санаторий, постоянно ей было некогда, дела, дела. Может если бы больше времени уделяла себе, так и прожила бы подольше. Но у каждого свой век, над уходом из жизни, увы, мы не властны. Пусть 67, но я считаю, она прожила, может не очень счастливую, но достойную жизнь.

 Родила и воспитала трёх дочерей, каждая из них заняла свою жизненную нишу. Воспитала и дала высшее образование своей старшей внучке. Её уважали, ценили и, конечно же, очень любили. Она всегда повторяла, слушайте, мы ведь плохому не научим. И верно, она всегда пыталась до нас донести, что всё нужно делать по совести, чтобы потом не мучиться угрызениями. Для неё важно было, что об этом или ином поступке подумают люди. И если сделал что - то дурное, как им потом в глаза смотреть.

Сейчас жить по совести не модно. Кто наглее, тот и на коне. Все духовные ценности наша эпоха поставила с ног на голову. Скромность и уважение к старшим сейчас не в почёте. Как теперь нам в этом жизненном хаосе донести до своих внуков, что хорошо, а что плохо. А ведь придётся, я думаю всё ровно наша страна, когда - нибудь, проснётся. И вот тогда у руля встанут именно те люди, умеющие действительно отличить что хорошо, а что плохо. Вот тут, им и помогут выжить принципы их прабабушек и бабушек. Ведь всё новое, хорошо забытое старое.

 Вы скажете, жизнь меняется, и нужно идти в ногу со временем? Но я думаю доброта, уважение к людям, скромность, взаимовыручка и много ещё прекрасных качеств есть, которые никто не отменял. Которые идут с человечеством со дня его сотворения. И сейчас есть масса хороших людей, как говорил великий педагог Макаренко, даже в самом отъявленном преступнике есть, что - то хорошее, надо просто уметь это увидеть.

 Что греха таить, не всегда в жизни, получается, жить по совести, иногда вступаешь с ней в разлад. Но на то она и жизнь, она разнообразна, плохие, на наш взгляд, проступки тоже чему - то нас учат. Иначе, зачем же мы их совершаем. Главное стараться их не повторять. Как говорили в старину, не наступать на одни и те же грабли дважды. И, с высоты своих прожитых лет, уметь анализировать свою жизнь. Чтобы как наши бабушки и прабабушки уже своим внукам передавать законы жизни. Всё ровно, что - то же отложиться в их памяти. Пусть не много, пусть чуть- чуть, и то ради этого стоило жить.


Рецензии