Шахтёрская династия Губановых Глава 13

 
  Жизнь в большом городе, кардинально отличается от маленького города или деревни. Копейск был маленьким городом, но мы на своём участке жили как в деревне. Казённых домов (как говорила баба Рая) было мало, в основном частный сектор. Понятно, что почти все друг друга знали, может, не общались близко, но что это тётя Маша, например, знали даже дети. Кто - то, с кем - то учился или работал, на каждой улице было много дворов одних родственников. Наше детство проходило, конечно, не как в столице. Но от этого оно не стало хуже, в чем - то  было даже преимущество. Мы были проще, менее избалованы, больше времени проводили на улице, гоняя на велосипедах летом и на коньках зимой. Были духовные, что ли, или может добрее. Сбор макулатуры и металлолома тоже сплачивал.
 
 Школа в наши детские годы расслабляться не давала. Дети были заняты, то кружки, то пионерские сборы, то походы с игрой Зарница. Много было интересных мероприятий, в которых принимали непосредственное участие сами ребята и готовили тоже всё они, а не их родители как в настоящий момент. А ещё на нашем участке в годы моего детства была площадка, сейчас бы её назвали, небольшим спортивным комплексом. Летом были кружки, теннис, бильярд. У детей была своя аллея Славы. Мы там  высаживали ёлки и цветы. Ухаживали за ними, пропалывали, поливали. А зимой мы практически каждый вечер там проводили, катались на коньках и на горке. Всем этим удовольствиям мы обязаны были нашему дорогому дяде Саше Тиссену.

 Этот человек много сил и здоровья отдал детям, к нему нас всех просто тянуло. А ведь он не педагог, а простой пенсионер. Отработав в шахте, на пенсии решил помочь нам занять свободное время с пользой. Выбил у города разрешение на строительство не - большого в два этажа домика. Там мы и проводили свое свободное время, в этом домике были летом кружки, а зимой выдавали коньки. Помню, мы катались под популярные в то время советские песни. Там же была организована лучшая в городе хоккейная команда. Для неё дядя Саша заливал отдельный каток, чтобы мы своими коньками им лёд не портили. Проходили городские и областные соревнования по хоккею. Мы всегда приходили поддержать нашу команду, поболеть за неё. Но всё это опять, было, только после решения домашнего задания. Уроки не сделал, сиди дома, двойку получил, про каток забудь. А мы туда рвались, там было весело, за нами следили взрослые, про алкоголь и наркотики мы в то время вообще понятия не имели. Придёшь с мороза, щёки красные, пальто от снега стоит колом, уставшие, но счастливые.

 А ещё в нашем детстве была весёлая компания девчонок. Нас собрала самая старшая  Татьяна Губанова, дочь бабушкиного брата Виктора. Она была заводная, играла на гитаре, на пианино, хорошо пела, творческая личность, постоянно, что-нибудь придумывала. Татьяна всю жизнь посвятила детям, преподаёт в школе химию. Она была и всегда останется для нас лидером.

  Придумала нашей компании название пять богов. Взяла первые буквы фамилий, и получилось богов: Бухарина, Осипова, Губанова, Олюнина, Векшина. Сочиняли разные пьесы, ставили сказку Золушка, Красная шапочка. Собирали людей с улицы и показывали им, пели песни, читали стихи, приходило много соседей, даже с других улиц. Мелом писали на воротах «Концерт», пытались сделать какие-то декорации, наряжались. В ход шли старые бабушкины шторы, тюль, покрывало. Главное - нас поддерживали взрослые, а мы, почему-то не стеснялись выступать перед большой толпой людей. Думаю, они нам даже были благодарны, за такие небольшие праздники. Придумывали разные игры, развлечения, дома нас было не застать.

 Любили ходить на озеро Курлады, наберём картошки, разожжем костёр, и поём песни под гитару. Летом играли в стрелки, в догонялки на велосипеде, в прятки, в знамя, а зимой ходили мерить сугробы. Обували валенки, на них сверху натягивали штаны и уходили к озеру, где были большие сугробы и валялись в них. Приходили домой как снежные бабы. Мы их мерили даже в годы моей учёбы в институте. Тоже ходили с подругами и ребятами, пели в лесу песни, валялись в белоснежных сугробах. Было интересно и весело.

 Почему сейчас всё не так, наши детки, как маленькие старички и старушки. Огромная, нагрузка в школе не даёт им не только бегать, ходить нет сил. Куда делись такие игры как прятки, знамя, догонялки, ведь они развивали детей физически, без дорогих секций и бесплатно.

 А ледяные горки, они столько нам здоровья зимой прибавляли. Мы их строили вместе с взрослыми, заливали водой и катались не как сейчас на ледянках, а на простом картоне. Но испытывали огромную радость и восторг. Мир меняется и отнюдь не в лучшую сторону, детство стало более взрослое, с взрослыми проблемами. Меньше время дети проводят в коллективе, больше дома за компьютером. Детская дружба, это ведь самое дорогое, что потом вспоминаешь в этой жизни. А наши дети поменяли прятки и друзей на компьютер и стрелялки.
 
Хочу туда, где «плохо» жили,
В страну с названием СССР,
Туда, где счастливы мы были,
И брали с Ленина пример.

Где у ребят кумир Гагарин,
А Терешкова у девчат.
И где мой дед ещё - тот парень
В свои неполных шестьдесят.

Хочу назад в страну советов,
Где пятилетка, стройка - БАМ.
Туда, где нет «авторитетов»
и есть доверие к «ментам».

Хочу туда, где рубль деньги,
И настоящим был пломбир.
Где я иду с отцом в шеренге,
Крича по- детски «Миру - Мир».

Хочу на школьные «линейки»,
где барабан и медный горн.
Где газ вода за три копейки,
За «двушку» в будке телефон.

Хочу туда, где я с авоськой,
Бегу за хлебом в магазин,
И с хулиганом местным Колькой,
Дерёмся просто без причин.

Хочу с «Алёнкой» шоколадку,
Съесть на морозе «Эскимо»,
Нотаций мамы, для «порядку»,
за то, что с другом был в кино.

Хочу туда, где жив, Высоцкий,
И в ноябре идёт парад,
Где диссидент Иосиф Бродский,
В стихах ругает Ленинград.

Как хорошо мы «плохо» жили,
Когда генсек был «дорогой»
Лишь потеряв, мы оценили,
Как мы любили тот «застой»

Хочу в страну без олигархов,
Без проституток и бомжей.
Без губернаторов - монархов,
И власть хочу без сволочей.
                Н. Васильев.

 Сейчас модно ругать социализм. Хотя при нём все были более, или менее равны, ученики были одеты в школьную форму. Она не выделяла кто чей сын, не вызывала завести у детей. Дома ходи, в чём хочешь, а в школе только в форме и с белыми воротничками. Не было так много импорта, в основном одежда была русской, дети не страдали вещизмом. Государство много делало для развития молодёжи, были разные льготы, и профсоюз работал не на словах, а на деле. Выделялись путёвки, в пионерские лагеря, детские сады тоже в большинстве случаев были бесплатными.

 Много разных кружков в школах, и домах пионеров только ходи. Государство уважало и прославляло рабочих, крестьян и интеллигенцию. Больше говорили в новостях о хорошем, о наших достижениях в науке и технике. Наша страна действительно была огромной и сильной. Много стран брали с нас пример. Мы гордились, что наши отцы и деды из крестьян и рабочих. Пусть сейчас критикуют ту власть, но мы были ответственные и трудолюбивые. Помогать старым людям считалось не зазорным, а наоборот попробуй ещё попади в "тимуровский" отряд. Был тщательный отбор, двоечников и ребят с плохим поведением туда близко не брали. Помогать старым и больным было, как сейчас говорят, престижно. Мы гордились, когда на пионерских сборах, при всей школе нас хвалили и награждали простенькими грамотами за наш детский труд. А как радовались одинокие старички, когда мы приходили им помочь полы помыть или сходить в магазин. Наше поколение та же советская власть научила делать добрые поступки.

 То, что ценилось в середине прошлого века, сейчас считается дурным тоном. Бросить своего новорождённого ребёнка или престарелую мать, уже многие считают нормальным явлением. Очень хочется, чтобы всё - таки, наши внуки и правнуки не потеряли человеческого достоинства. И помнили, что всё всегда возвращается на круги своя.


Рецензии