Р62 Пушкин Композиция цикла духовной лирики Каменн

 Пушкин. РОК
 Композиция цикла духовной лирики Каменного острова 1836-го

рис. автопортрет в образе старца

Графический дневник с признанием : Пора, брат, пора… Кончина близка… :
 
рис. автопортрет ноября 1835
 
рис. последний автопортрет – февраль 1836 с цифрами долгов …

5-6 (по разным версиям и трактовкам) стихотворений, сотворенных Пушкиным на даче Каменного острова летом 1836-го, пушкиноманы нашли циклическими, финалом «законченной (совершенной?) незавершенности» и вершиной «поэтической фрагментарности».

Эту или такую незавершенность итальянский философ-эстет Агамбен назвал сутью поэтического воображения (мании) истинного Поэта и главным смыслом Поэзии:
«… Стих… определяет себя лишь в той точке, в которой он заканчивается… Стих – существо, обитающее в разрыве между звуком и смыслом … укорененный в восприятии … границ и окончаний»

В финале последнего (по Гиллеспи) стих-ния КЦ @ Когда за городом..@ автор лишил себя даже чревовещательного голоса – лишь шум листвы дуба (забвения?) = на кладбище.

Самый громкий финал – вопль жильца загробного царства мертвых поэтов = @Я памятник@ - о жизни Поэта после смерти в беспредельно Запредельном

Состав и композицию КЦ разные толкователи осознают и толкуют по-разному:
 
(по Приложению А к Разделу III @Поэтическая этика Пушкина@ книги Гиллеспи «Поэтическое воображение Пушкина» (Библиороссика, 2021)

Когда за городом, задумчив, я брожу
И на публичное кладбище захожу,
Решетки, столбики, нарядные гробницы,
Под коими гниют все мертвецы столицы,
В болоте кое-как стесненные рядком,
Как гости жадные за нищенским столом,
Купцов, чиновников усопших мавзолеи.
Дешевого резца нелепые затеи,
Над ними надписи и в прозе и в стихах
О добродетелях, о службе и чинах;
По старом рогаче вдовицы плач амурный;
Ворами со столбов отвинченные урны,
Могилы склизкие, которы также тут
Зеваючи жильцов к себе на утро ждут,—
Такие смутные мне мысли всё наводит,
Что злое на меня уныние находит.
Хоть плюнуть да бежать...
Но как же любо мне
Осеннею порой, в вечерней тишине,
В деревне посещать кладбище родовое,
Где дремлют мертвые в торжественном покое,
Там неукрашенным могилам есть простор;
К ним ночью темною не лезет бледный вор;
Близ камней вековых, покрытых желтым мохом,
Проходит селянин с молитвой и со вздохом;
На место праздных урн и мелких пирамид,
Безносых гениев, растрепанных харит
Стоит широко дуб над важными гробами,
Колеблясь и шумя...
 
рис. Могила Пушкина в Святогорском монастыре. Литография Клюквина по рис. Соколова - 1837

Фотокопии страниц Приложений А и Б этой умной и честной книги о живом Поэте Пушкине, о законченной незавершенности его поэтики и о симметрии и композиции его последнего творения измученного духа живого мертвеца:
 
 ***
 
 
В финале КЦ Пушкин вещает оттуда – из свободной дали своего романа загробного жития в стихах и прозе,
 
Где дремлют мертвые в торжественном покое,

и объясняет зачем-то о причине, по которой он предпочел деревенское кладбище родовое публичному кладбищу за городом …

Как будто есть разница …

А ведь есть = он уходил сознательно и суицидально, ибо верил – Загробная Жизнь есть .. И уж лучше воскреснуть среди родных и обнаружить себя голым среди толпы народной с преобладанием черни адамитов. А рядом Памятник – нерукотворный и не зарастающая тропа … для той же толпы …

А «вот и муза, резвая болтунья…» , вызванное которой ВдохНовение Пушкин называл Дрянью … искренне её, кормилицу и поилицу, любя


Рецензии