Библиотека

Глава из сборника «Забытый разговор, диалог сто шестнадцатый»
Родным, соседям, близким и не только… посвящается.

Дела-дела…
дела – лишь пыль!
Слова? Слова!
хранят нам быль,
а с нею мысль
и нашу жизнь!..

     Середина сентября.
     Начало пятидесятых.
     Деревня Верещено Шимского района Новгородской области.

     …
     — Дядя Саша, дядя Саша…
     — Ну, чего тебе ещё, Валентина, — останавливается на окрик у школьного крыльца невысокого роста худосочный поджарый мужчина.
     — А когда вы библиотечный уголок в этом году откроете? — переведя дух, шумно выдыхает несколько растрёпанная от бега чернобровая девчушка лет десяти.
     — А тебе вот прямо не терпится?!.. — качает головой тот. — Ты ж у меня на лето, почитай, всю подборку одна выбрала.
     — Да какой там всю, — смеётся, — вы ж мне только девять из двадцати пяти книг, привезённых книг, разрешили взять. Они давно закончились. А теперь мне ещё и по школьной программе полтора десятка новых прочесть нужно.
     — Послушай, неугомонная, ты у меня не одна.
     — То-то не одна, — таращит глаза, — потому и прибежала сразу, как только вас увидела.
     — Да ты старое вначале верни, сдай.
     — А у меня всё с собой, — радуется, — я с первого сентября, каждый день с собой ношу, вас дожидаюсь.
     — Да ты что? — вскидывает глаза, с недоверием вглядываясь в огромную холщовую мужскую сумку девочки перекинутую через плечо. — Тебе ж три с половиной километра до школы, а ты  такие тяжести на себе каждый день таскаешь.
     — Ничего, — хохочет чернобровая. — Я привычная.
     — А, если б я только к Новому году школьный уголок читателя открыл, так и таскала бы?
     — Так и таскала бы, — упрямится девчушка. — Или, может быть, не выдержала и в октябре уже сама к вам в город в библиотеку за книгами поехала бы.
     — Да когда тебе их теперь читать-то, — разводит руками, — вечера с каждым днём всё короче и короче, пока уроки делаешь, и вовсе темно станет.
     — А я со свечкой, в чулане, как только мамка спать ляжет, а то, не ровён час, заругает.
     — Правильно заругает, — качает головой мужчина и, прихрамывая на правую ногу, направляется в нехитрое двухэтажное строение к своему столу на первом этаже небольшого холла с гордой надписью «Уголок читателя». — Мало того, что все глаза себе попортишь, да все домашние запасы свечей изведёшь, так ещё, того и гляди, не дай Бог, и дом подпалишь.
     — И ничего не подпалю, — обиженно надувает губы малышка, — что я маленькая, что ли, я под те свечи стеклянную колбу от керосиновой лампы приспособила, а сами свечи ещё летом из церкви в Горцах, пока у бабы Прасковьи гостила, натаскала и приберегла.
     — Вот оглашенная, — обречёно вздыхает мужчина, — ты ей слово, она тебе десять.
     — А насчёт зрения, — будто и, не заметив, его вздохи, продолжает та, — вы, дядя Саша не беспокойтесь, я глазастая.
     — Давай книги, глазастая, — усевшись за стол и, открыв свою книгу учета, улыбается её трескотне старый библиотекарь, Александр Васильевич… (хм) Суворов, добравшись до этой, одной из пару десятков других сельских школ, приписанной к его районной библиотеке.

     Деревня Верещено Шимского района Новгородской области.
     Начало пятидесятых.
     Середина сентября.
25.02.2022г.


      Автор благодарит своего критика ЕМЮ за оказанную помощь, а также приносит свои извинения за возможное совпадение имен, событий, диалогов, потому как рассказ, безусловно, является художественным, вымышленным, хотя и случайно подслушан в разговоре с ЕВИ.
      Да, и ещё: рассказ написан на ходу и в нём наверняка всего масса стилистических и орфографических ошибок, при нахождении которых автор, в очередной раз извинившись за неудобство перед скрупулезными лингвистами, просит направить их администратору группы «Питер из окна автомобиля», на любой удобной Вам платформе (ВК, ОК, ФБ), либо оставить их прямо под текстом.
     Спасибо за внимание и… сопереживание.


Рецензии