Клио и закон парных случаев

               
      
                КЛИО  И  ЗАКОН  ПАРНЫХ  СЛУЧАЕВ*

Светлой памяти  русского историка-социолога и антрополога Бориса  Федоровича ПОРШНЕВА (1905-1972) посвящается…
       
                Бывает нечто, о чём говорят:
                «смотри, вот это новое», но ЭТО   
                было уже  в веках, бывших прежде нас.
                Нет  памяти  о прежнем (времени);
                да и о том, что’  будет, не останется
                памяти у тех, которые  будут после  нас.
                Екклесиаст или  Проповедник, Гл.1:10-11
               
       
      Интерес людей к историческому и мифологическому времени, к историческим параллелям и повторениям-возвращениям, к непонятной   повторяемости событий, связан с подсознательным (глубоко архаическим) взглядом людей древности  на Мiр,   пугающий своей  бесконечностью и бездонностью. И, конечно же, тем взглядом на  своё якобы  «золотое и светлое прошлое», которое противостоит  этому  безумному, жестокому конкретно-историческому времени и  омерзительной реальности планируемой истории. (Александр  Зиновьев)   
       В симметрии негативных и позитивных событий наблюдается движение истории мира сразу в обе стороны от Нуля, как центра мировой истории по оси времени — и в будущее и в прошлое.  Именно в результате такого  хода «расширяющегося» времени и  возникают невероятные  и драматические  исторические параллели,  событийные рефрены   и  порой срабатывает закон парных случаев, заключающийся в том, что если случилось некое редко повторяющееся событие, то  оно обязательно произойдёт ещё раз: либо одновременно, либо вскоре. При этом,  иногда на всех уровнях социального бытия срабатывает фактор повторного  везения и тогда  он   в основном носит почти мистический характер, загадочный и необъяснимый.
         Особенно впечатляет нас закон  парных случаев, который так зримо и так убедительно опровергает собой  другой закон артиллеристов: «снаряд в одну и ту же воронку дважды не попадает».
    Увы, ещё как попадает дважды  в одно и то же место (в дом, в землянку  или в блиндаж) и «пуля-дура», и  снаряд, и мина  даже  авиабомба! И особо впечатляет при этом  всех чудом  оставшихся в живых их двойное чудесное спасение от смерти.
       Интерес людей   к загадкам истории связан,  прежде всего, с историей страданий  своих древних  прапредков (протогоминидов, предчеловеков)  и не совсем древних предков (эпохи крепостнической России и реального коммунизма) в контексте  основных волнующе тревожных тем: «Несчастья и история» (история как два вида  иерофании  — теофании и кратофании) и «Ужас перед историей» (история и философия  Вечности, историософия).
      Не будем забывать о том, что  за всё историческое время, по подсчётам историков, произошло около  14 с половиной  тысяч  войн, в которых было убито приблизительно  4  миллиарда  человек.      
       Внутривидовой  палеоантроп-каннибал  за сорок тысяч лет  привнёс  в мир гоминид  страх перед ближним своим, потомки которого  до сих пор  с дубиной, ножом, топором, винтовкой утверждает свою власть под солнцем. 
        Именно  длительный процесс умерщвления    и поедания диффузной  части  представителей  своего собственного вида породил практику самоистребления, великое множество монстров высшей власти  —  племенных вождей, их опричников-телохранителей (забойщиков двуногого скота), королей, деспотов, тиранов. Эти мрачные и свирепые существа, зафиксированные в людской памяти ещё со времен доисторических в мифах и сказаниях народов мира, продолжают проявляться до сих пор в образе диктаторов и авторитарных «красно-коричневых» вождей и кормчих  Нового времени.. 
       Только после смерти Мао миру стало известно, что  «деяния» этого Красного Монстра Власти стали причиной гибели почти  70 миллионов его подданных, это почти столько же, сколько уничтожили людей  Сталин, Гитлер  и Пол Пот  вместе. (Томас Аберкорн).
       Ещё в начале 70-х годов прошлого века, социолог и антрополог  Борис Поршнев, считал,   что человечество  должно стыдиться своего  «героического, легендарного  прошлого», как стыдятся до сих пор некоторые люди  тайной  половой связи  с родной дочерью, родной сестрой, матерью  и племянницами, как стыдятся  вчерашней  пьяной безумной  драки с брато-, отце- и детоубийствами.
      Конвейерную ленту истории Земли, живой природы, человечества и отдельного человека,  мы   чаще всего представляем  в виде мотка (бобины)  магнитной ленты, на которой       записано   множество  исторических аналогий и  параллелей, немыслимых  «реинкарнаций»  и  парадоксов, вариаций и  удивительных превращений, мифов и легенд, подделок и интерполяций в духе  классической  Comma Johanneum.  («Иоаннов  стих»   — А.А.)   
      Не будем забывать, что  число чудесных счастливых  парных случаев в мировой и отечественной истории  в стократ меньше чем исторических параллелей и вариаций-повторений, носящих в основном общенациональный  трагический и разрушительный характер. Но  и они  в трактовке современников и потомков носят  чаще всего  умозрительный, оценочный и условный, личностный  или «рамочный» клановый характер. Кроме общих черт   в них наблюдаются и/или обнаруживаются  весьма существенные  идейные и  смысловые  различия. Многие, проводимые в разное время политологами  исторические  аналогии и параллели  в силу  политической сиюминутной выгоды  превращаются   в прямое отождествление  тех или иных событий и/или  явно полярных противоборствующих тоталитарных режимов. Такое рассмотрение разных предметов (явлений и событий) реальности в разных точках  линейного времени «как одно и то же» является одним из  самых опасных массовых заблуждений в области идеологии и педагогической антропологии.
       И сам принцип тождественности и сама тождественная истинность больше относится к фундаментальным положениям квантовой физики, чем к общественным законам, ибо только тождественные частицы, имеющие одинаковые физические свойства  порождают симметрию волновой функции системы одинаковых частиц.
        В  линейном  историческом процессе нет полной повторяемости  событий и явлений, ибо в основе  большинства исторических аналогий и параллелей  лежит косная и почти  неизменная человеческая природа,  жесткая пещерно-норная психология человека умелого и его  весьма короткая («девичья») историческая память.  Этим  и объясняется известное утверждение, что опыт предков и  история никого ничему не учит.   
       В каждую эпоху складываются такие  «особые обстоятельства», в условиях которых надо принимать только  «особые решения», проводить «особые спецоперации» не оглядываясь на прошлые ошибки и заблуждения своих предшественников. В сутолоке  мировых событий и в угаре психопатических коллективных состояний не помогает общий принцип исторических аналогий и  сходных параллелей, «потому что бледное воспоминание о  прошлом заблуждении  не имеет никакой силы по сравнению с жизненностью и свободой настоящего» (Георг Вильгельм Фридрих Гегель). 
        Исторические аналоги более условны,  нежели  параллели,  их вероятностный характер усугубляется тем, что в протекании и исходе общественных событий огромная роль принадлежит субъективному фактору — сознательной деятельности людей, которая далеко не всегда может быть адекватно учтена в выводах по аналогии. (Крапивенский С.Э.)
           Из всех самых распространённых тем, богатых на исторические аналогии и параллели,  пожалуй,  самой обильной является  тема  Большой войны, ибо только она определяет место народа  в истории  и условное бессмертие его правителей.
        В мировой истории  при желании можно  найти множество аналогий, вариаций, повторений и параллелей, но не всегда они служат на пользу исторической науке  и человековедению в целом.   При особом  старании и соответствующем багаже исторических  знаний можно без труда обнаружить много сходства и параллелей между странами и  государствами на любом отрезке времени-пространства.
        Например, много сходства можно обнаружить  между  процессом  стремительного  территориального расширения «за счёт земель варваров»   Римской империи  в эпоху принципата (от императора Октавиана до  правления Диоклетиана) и между  процессом  присоединения (экспансии)  земель  Российской империей (от  царствования  Екатерины Великой  до правления её любимого  внука Александра I Благословенного и правнука Александра II Освободителя).      
       Было время, когда историографы Российской империи  приписывали войне России на Северном Кавказе особенности, свойственные скорее эпохе  Столетней войны между Англией и Францией за Гиень (1337-1453), чем  XIX   веку.
      Однако, сегодня нам  эти исторические параллели кажутся больше, чем сомнительными. В самом деле, романтизированные русскими поэтами горная Чечня и Дагестан даже  середины XIX века —  совсем   не   Франция XIV века, а такие города-государства с республиканским строем эпохи Возрождения  как   Венеция, Генуя и Флоренция  далеко не  дагестанские и чеченские аулы и селения  Ахульго, Ведено  и Гимры. И вдовствующая картли-кахетинская царица Мариам, убийца генерала Ивана Лазарева, далеко не Орлеанская Дева, национальная героиня  французов. 
       И российские императоры Николай I и его  сын Александр II  совсем не похожи на французских королей Иоанна II  Доброго и его сына Филиппа Смелого.  Иными  были  фигуранты исторических событий,  несколько иными были феодальные отношения между людьми.  Единственным, что объединяло эти два исторических события, — это беспредельное насилие враждующих сторон над мирным населением, которое своих господ-правителей боялось  больше чем  врагов, ибо «они грабили  и разбойничали ещё больше, забирали всё, что могли найти за  городскими стенами, и делали это  без зазрения совести» (Хроника Сен-Дени,1415).
       В Столетней войне участвовали  две страны одной  европейской цивилизации и  почти одного уровня  развития, а  в двадцатипятилетней  Северо-Кавказской войне (1834-1859) друг другу противостояли два разных мира, два разных миропонимания, тейпового и рабовладельческого, одинаково  порождённым  диким, темным, пещерным  сознанием и психологией  агрессивных палеоантропов.
       Никто  из англичан за пленённую Жанну д’Арк не требовал выкупа в отличие от чеченских торговцев людьми имама Шамиля, которые за одного русского пленного полковника   требовали  18 телег серебра, а за освобождение грузинских княжон Чавчавадзе   —  один  миллион  рублей золотом.  У славных джигитов-горцев  изначально шла настоящая охота за теми, кого можно было   продать  дороже.   У чеченцев имама  Шамиля выгодным живым товаром были  не только офицеры  русской армии, но и красивые станичные девушки с берегов Кубани.   Особенно большой размах  торговля пленными русскими солдатами и русскими девушками на Северном Кавказе  получила в период двух войн РФ с Чечнёй-Ичкерией в конце XX  и начале  XXI вв. В  плане работорговли «живым  товаром» эти параллели не только пересекаются, но даже и «перехлёстываются» до сих пор на теневом рынке  сексуальных  услуг. 
      Не стоит при этом  забывать, что и криминально-сексуальная революция, с её  торговлей детьми «для секса» и  «на органы»,  проходила в постсоветской  России на   угрюмом фоне войны постсоветских олигархов между собой  под флагом  борьбы    с «международным терроризмом» (Михаил Полторанин)
      Третья русско-советская Смута, с её двумя чеченскими войнами и лихим разграблением достояния  советско-русского народа,   существенно определили  дальнейшее разрушение устоев  русской семьи и сказались на нравственном здоровье русского общества, породили его социальный паралич и пессимизм,  и такое явление как «русская русофобия».   (см. Анатолий  Апостолов. Русская семья: периоды  распада. — ПРОЗА.РУ) 
       Так называемый Извод  (этноцид) русского народа имеет свою давнюю историю, характерную для многих евроазиатских социумов, в той или иной  степени до сих пор  влияющих   на  поступательное  развитие цивилизации.   
     В  крепостнической России XIX века,   в эпоху модернизации (научно-технической революции) царил  европейский феодализм XV века, который был  категорически неприемлем не только для русского купечества,  российских промышленников и предпринимателей, но и для  многих воинственных народов и народностей Северного  Кавказа, которых не прельщала «добровольная лояльность», ограниченная имперским рабством.   
            Имперский, русский  народ, пребывающий в многовековом рабстве,  выглядел со стороны и на расстоянии  народом  непонятным, непредсказуемым,  опасным и в  интеллектуальном плане   народом недоразвитым и даже ущербным. Имперское рабство, которым всегда  гордились русские в лице их авторитарных  правителей и вождей,  никого из соседних народов не прельщало. Надо не забывать, что у армии имама Дагестана Шамиля, как и у отрядов Емельяна Пугачева не было артиллерии и гранат, что горцы продолжали вести   дикий (разбойничий) образ жизни времён  казачьей вольницы  и Смуты   начала XVII века. Они продолжали  жить в горах вне системы просвещения и элементарного образования, набеги на русские  села и станицы, грабёж и насилие стали нормой жизни, были основным способом   их безбедного существования и даже  процветания. 
          При этом надо знать, что и русское крестьянство той поры  в основной своей массе  было неграмотным, темным и невежественным, а Россия, как показала Крымская война, была  огромной империей, но в научно-техническом отношении  отсталой. Надо  помнить и не забывать,  что через два года после  отмены крепостного права в России, в Лондоне стало функционировать метро, первый поезд прошёл   9 января 1863 года —  между Паддингтоном и Фаррингтоном, а по тоннелю  под Темзой — в 1869  году. Это так. И с этим глупо спорить.   
           Увы, любое сравнение здесь неуместно, оно   изначально  будет не в пользу  правителей России. В Дании, например, торговля  соотечественниками, своими «братьями и сёстрами  во Христе», была запрещена ещё в начале XVI века, в 1519 году король Христиан II запретил помещикам продавать крестьян, а в России продажа крестьян вместе с женами и детьми продолжалась до 1861 года.  Дания оказалась одной из первых  западных стран, где в 1814 году было введено всеобщее, обязательное (бесплатное) школьное обучение детей в возрасте от 7 до 14 лет. 
        Большая (межконтинентальная, мировая) война всегда (была и остаётся)  в России главной, основной  духовной скрепой, сакральной и священной, не подлежащей  даже слабой критике и сомнению, за исключением первой мировой войны, которая была названа большевиками-пацифистами на час  «империалистической и позорной», в которой нет,  и не может быть героев.  В  истории Большой войны  намного больше запретных  глав, чем в истории гражданских войн, внутренних смут и нестроений. 
     До сих пор   строго табуированными, остаются  темы, связанные с войной: настоящие, реальные потери в живой силе, пленные и их количество, а также послевоенная судьба, участь населения на оккупированных территориях.       Чтобы делать какие-то трезвые  аналогии и   профессионально проводить  исторические параллели,   исследователю необходима   специальная подготовка, владение  смежными  историческими дисциплинами.   
          Для глубокого,  сравнительного исторического анализа необходимы также глубокие знания в области  мировой и отечественной культуры, этнографии и этнопсихологии на стыке пяти  наук — классической истории, археографии, источниковедения, палеографии и  IT-технологий,  а иначе неизбежны  новые  заблуждения, новые исторические мифы и легенды, обильная пища для конспирологов и манипуляторов  массовым молодёжным сознанием.
       Однако, для любителя истории, образованного дилетанта и разностороннего профанного книгочея   совсем не требуются глубокие исторические знания, — нужны лишь   Радость Познания, любознательность и умение работать с  нынешними бурными  потоками информации в условиях информационных (и психотропных) войн. Пытливому читателю необходимо видеть  каждое событие и явление   (прошлого  и  настоящего)  в разных ракурсах, в оттенках, в полутонах, в противоречиях, и в итоге —  в  диалектическом единстве. Необходимо и умение выслушивать иное мнение умного (опытного) человека, который тоже носитель своей живой исторической  Памяти и  своего багажа   накопленных знаний.
      Нельзя в своих выводах исходить  только из одной крайности или из одного источника, из одной только отечественной печати, или только — зарубежной.   Всегда следует мыслить шире, выходить за рамки официально сказанного и общепринятого. Всегда полезно  читать не только газетный или научный  текст между строк, но читать и текст  альтернативный, параллельный, другой. (см. Анатолий  Апостолов. О  познавательной пользе авторских  примечаний. – ПРОЗА.РУ)   Нужно  всегда понимать и помнить, что «никогда  текст    неотделим от контекста, а чёрное от белого. В этом и есть суть гармонии Познания».  (Михаил Веллер)
        Кроме глубоких знаний о предмете, от историка-публициста  и просветителя  требуется ещё и научная, безоглядная  «слепая смелость», чтобы, не боясь прослыть «агентом-провокатором», мизантропом и «фашистом», или наоборот — трусливым пацифистом и «подлым пораженцем», пойти против тотально  идеологизированного общественного мнения.  (см. Анатолий  Апостолов. Женская душа  русского пацифизма. —  ПРОЗА.РУ)         
        Каждому героическому  событию на ленте истории при старании  можно отыскать   антисобытие (смуту, нестроение), национальному  герою — антигероя (врага народа и  тирана), созидателю и строителю — властительного маньяка-разрушителя и вандала. История иногда  возвращается и начинает мстить всем без исключения сегодня, завтра и послезавтра — невероятно долго и мучительно. Этот «бумеранг» мировой истории  давно  отмечен древними мыслителями и пророками, гуманистами эпохи Возрождения и Просвещения. И сегодня   многие исследователи социальной и политической антропологии  продолжают изображать исторический процесс в виде спиралей, логично  отмечая (и обосновывая) начальные и конечные точки (вехи) каждой спирали.  Развитие любой цивилизации, в том числе и русской цивилизации,  происходит по спирали, обрыв которой никому в мире  до сих пор  не известен.
        При особом старании и буйной историографической фантазии в любом значимом событии, в любой социальной катастрофе   континентального  масштаба   можно легко найти самые  удивительные исторические  параллели,  косвенные и прямые аналогии и  немыслимые, удивительные  вариации, которые  в первую очередь обнаруживаются в свете политической антропологии, геополитических и глобальных экономических  проблем.
       Исторические параллели и их временные пересечения, «переводные  стрелки исторической  Магистрали», легко находить, например, в истории международных сношений России  с соседними  странами и государствами.
    Так, например, много параллелей (вариаций и  сходных черт) обнаруживается как между тремя разделами Речи Посполитой, так и  тремя  национально-освободительными польскими антироссийскими восстаниями  —  1794 (под  руководством  Т. Костюшко), польскими восстаниями  1830-31 и 1863-64.
      Национально-освободительную параллель (с элементами экстремизма и терроризма)  можно провести между  двумя антироссийскими  польскими восстаниями в XIX  веке  и  двумя  войнами с Чечнёй-Ичкерией в конце  XX и  в начале XXI века.
Ещё больше исторических параллелей (иногда пересекающихся) и аналогий можно обнаружить между войной Российской империи  на Северном Кавказе  с горскими племенами имама Дагестана Шамиля в XIX веке   и двумя  гражданскими войнами в Чечне в 1994-1996 и  1999-2009 годы во время третьей Русской Смуты  в «лихие» 90-е и нулевые годы.
        Кавказская эпопея освещалась  русскими   историками в разное  время по-разному, в зависимости  от правящего режима и его основной идеологии. В Российской империи  «покорение Кавказа» трактовалось  как одна из наиболее тяжёлых и кровавых  страниц имперской  экспансии.  Термин «покорение» как и  термин «усмирение» никем  из политиков и учёных до  Красной Смуты 1917-22 годов,  не отрицался и не оспаривался.
      В Советской России, при Ленине,  «агрессивная колониальная политика царизма» резко  осуждалась, а памятники «душителям  свободы» генералам Ермолову и Паскевичу  разрушались. В СССР при  Сталине «присоединение  Кавказа» стали  трактовать как процесс прогрессивный и жизненно необходимый, а попытки вести речь о независимости горских народов объявлялись  «проявлением  буржуазного национализма» и жестоко карались.
        Во время войны с немцами, в конце 1943 года произошли  трагические события, связанные с массовой депортацией народов Кавказа, в том числе и чеченцев, породившие исторические аналогии и параллели с идеей  принудительного переселения горцев Кавказа  (мухаджиров)   царским режимом в Османскую империю. И если царское правительство  избавлялось от «диких и свирепых горцев» путем их выселения за пределы империи, то Сталин решил избавиться от них внутри страны,  путем длительной их ассимиляции в условиях, непригодных  для человеческого выживания даже на  биологическом  уровне. (Анатолий  Приставкин). В первом и во втором случае виновными в глазах  депортированных малых народов, оказались не правящие режимы, не  белые цари и не красные  генсеки, а как всегда  русский народ, «великий имперский раб». 
      Кроме этой «национальной» параллели наблюдаются и другие —  персональные, до сих пор психологически  не объяснимые, касающиеся наиболее одиозных и ярких исторических фигур.   
        Между войной России с чеченцами в середине  XIX и  между двумя войнами с Чечнёй-Ичкерией в конце    XX века, для нас  сегодня весьма загадочной и непонятной остается  параллель  в межличностных отношениях   знаковых имён эпохи  —   избирательное  отношение российской высшей власти к бунтовщикам и злейшим врагам России. Так, например, имам Дагестана Шамиль после капитуляции в ауле Гуниб, вместо  пожизненной  сибирской ссылки, был обласкан императором Александром II, возведён в российское  дворянство с огромной пенсией — 15 тысяч рублей серебром, получил полную свободу и разрешение совершить хадж в Мекку.  За что спрашивается? За какие такие заслуги? За то, что добровольно  сдался в плен? Или за то, что учинил жестокую расправу в ауле Дарго над 29  пленными русскими  офицерами? Или за бойкую торговлю красивыми русскими (кубанскими) девушками и за разорительные, грабительские  набеги на казачьи села и станицы? За что имаму  Шамилю такая честь, а его последователю Аликбеку-Хаджи Алдамову, попытавшемуся в 1877 году  установить на Кавказе имамат —  бесчестие и казнь?
       Почему и за что именно  так же  великодушно и щедро  был вознаграждён  президентом РФ Владимиром Путиным  во второй  Чеченской  войне в 2004 году  муфтий Чечни  Ахмад-Хаджи  Кадыров?
       Неужели за   прекращение им же объявленной  «священной войны» (джихада) с Россией он стал Героем Российской Федерации и полномочным главой Чеченской республики?  Или за нечто большее и весомое, за что можно и полцарства отдать и половину своего народа уморить?   
        За что  именно, за т.н.  «свободную лояльность» или за  «борьбу с международным терроризмом  на Кавказе» стал главой Чеченской республики, генерал-майор полиции и Герой РФ Рамзан Кадыров, сын муфтия Ахмада Кадырова,  его телохранитель? За что им, отцу и сыну Кадыровым,  такие почести,  и така   дарованная, ничем   неограниченная  власть?
За умение схватить  безбородого Белого  царя за бороду  с помощью Аллаха?
        Или каждому своё? Одним героям — деньги, почести и слава,  другим героям, президентам   и неподкупным генералам армии Чеченской  Республики Ичкерия (Аслану Масхадову, Шамилю  Басаеву и другим генералам и  полевым командирам) — смерть, начисто лишённая романтики,  от рук чекистов-федералов, спецназовцев ФСБ  близ аула Толстой-Юрт или   села Экажево…
     «В полдневный жар в долине Дагестана, с свинцом в груди лежал недвижим я…» (М.Ю. Лермонтов). Увы,  это не про нас, такой романтизм в сегодняшней клептократической, олигархической РФ нашему юношеству  не приемлем…
        За что были обласканы и вознаграждены отец и сын Кадыровы, вчерашние враги России?  Может быть, за умение побеждать вышедших на честный  бой могучих и  бесхитростных   Голиафов в доспехах с помощью праща и камня? (Сергей Лукьяненко). За умение иголкой убивать слона?  За умение облагать   великий,  побеждённый имперский   народ  тяжёлой данью, жить и процветать за счёт его трудов и лишений?    Увы, и за это, и за всё другое, что связано с предательством, коллаборационизмом  двурушничеством, с ленинским компромиссом, ренегатством и компрадорством, с умением делать бизнес на страданиях собственного народа. Со всем тем, что связано с преступным сговором  воротил финансового капитала, с позорными перемириями сто лет назад  в Бресте и Хасавьюрте в начале XXI  века.   
     Обе  эти  войны с Чечнёй-Ичкерией  оказались для русского народа  двумя разрушительными морально-нравственными и психологическими  авиабомбами, упавшими в одну и ту же  воронку по Закону  парных случаев. (см. Анатолий  Апостолов. Солдатские мамы в горящей Чечне. —  ПРОЗА.РУ)  Обе войны  завершились победами  маленького  горского народа над могучей   ядерной державой.  В обоих случаях маленький и ловкий мстительный  юноша (не без помощи  «московского барства»)  поставил на колени подлым ударом  в висок  грозного великана и заставил его пожизненно  платить дань, чем  еще  раз обозначил и определил  окончательный Извод русского народа  как исторического вида. 
       Исторические параллели и вариации морально-нравственного и этического характера можно без  труда   найти между  известной Пятидневной войной в Южной  Осетии в  августе 2008 года  между Россией  и Грузией  и Специальной  военной операции России в Донбассе в 2022 году  в целях  демилитаризации и денацификации Украины и  защиты мирных жителей признанных Донецкой и Луганской  народных  республик от геноцида.   
           И тогда, четыре года назад,  и сегодня российские войска вместе с «местными вооружёнными  формированиями» (добровольцами-ополченцами)  проводили военные «операции   по принуждению к миру» с целью  «подписания плана мирного урегулирования конфликта»  в данном  регионе. Оба эти конфликта объединяет стремление русской армии воевать с противником «в белых перчатках», стараясь как можно меньше причинять страданий и смертей мирному населению. Как и прежде, обеим воюющим сторонам хочется выглядеть перед всем  миром благородными и человечными, во всех отношениях правыми и непогрешимыми, милосердными и щедрыми к побеждённому народу. 
      Как это ни удивительно, но сегодня исторические параллели обнаружились даже  между нынешней войной на Донбассе при президенте Украины Зеленском  и гражданской войной на Украине в 1919-21 годы,  во времена Центральной Рады и Директории, гетмана «Украинской державы» Павла Скоропадского (1873-1945) и вождя украинских «буржуазных националистов»   Симона Петлюры (1879-1926). И тогда, и сегодня налицо  всё та же  самая   нехитрая игра  пещерного палеоантропа  в  показное благородство воина-освободителя и воина-защитника: «Я добрый, я нежный, мы будем друзьями — я сгребу, я  убью, но не съем!»
       Не причуды Кроноса, бога  Времени, а прихоти людей  создают все условия для  «черного юмора» Судьбы, закона парных случаев,  исторических параллелей и вариаций, повторяющихся  легенд и мифов. Тайны и загадки  истории   кроются  в тайне самого человека, в его до сих пор неизученной  природе, в антропогонических  мифах, в Легенде о совершенном  Человеке, в «Мифе о вечном возвращении»   румынского историка религии Мирче Элиаде. 
       Исторические параллели не возникают сами по себе в стремительном беге времени, их проводят люди, которые живут двумя параллельными жизнями, у каждой из которых своё независимый моральный вектор. Все смертные склонны становиться теми,  кого они из себя строят — обязательно и непременно  только «земными божествами», только  новыми всемогущими  «хозяевами  мира», — и никем другим!  Люди живут во времени, и многим из них хочется быть предназначенными для Вечности, чтобы лично  управлять  (и повелевать) временем в пределах своего  ареала обитания. Время для таких  «земных божеств» — безусловная реальность, в которой торжествует их непреложная  «философия жизни» и старое как мир «Новое Величие». (см. Анатолий Апостолов. Тот, Кто  Может  Всё. —  ПРОЗА.РУ)
      Исторические параллели  идеологического свойства всегда несут в себе элементы  материализма в образе Золотого Тельца и Мага-Чародея, властелина мира.  Такие параллели  прослеживаются  не только в материальном мире (в предметах, вещах и деяниях), но и в духовных сферах — в политической риторике и пропаганде и в  идеологии как национальной идее с её  творимыми  легендами и мифами, былинами и небылицами. Именно политическая мифология и кабинетный, умозрительный  социализм, сатанизм марксизма-ленинизма превратил в итоге все  плоды  немилосердного, надрывного труда русского  народа  в тлен и  прах, трансформировал советскую  призрачную   реальность в  сумасшедшее инобытие, закончившегося   окончательным разрушением народного  хозяйства, социума и страны.      Именно в борьбе за власть по мере демократизации общества и совершенствования  политтехнологий  численность  «земных божеств» растёт в геометрической  прогрессии.
      Со стремительным  увеличением  численности   (порой ничтожных и ущербных)   политических животных,  возникает  и число исторических параллелей, в основном типичных и банальных.   Большинству исторических параллелей присущ трагедийный героизм, в итоге  не  всегда оправданный,  и к закону парных случаев никакого отношения не имеющий.
      Да, численность  «земных божеств» растёт в геометрической  прогрессии, но их  лидерские  качества сегодня  —   хуже  некуда, их политическая, историческая и социально-экономическая рентабельность  преступно низкая, и даже убыточная. Не будем забывать, что наш мир не только  театр, он  для многих людей  ещё — и галера, каторга, тюрьма, скотный двор и скотобойня, расстрельный спецподвал  и полигон-скотомогильник, — и далеко не каждый из претендентов на царский трон  в состоянии  воспользоваться  своим социальным, финансовым и  интеллектуальным  преимуществом. Давно отмечено и отмечено не нами, что в основном только массовые  заблуждения людей, а не их блестящие достижения, лежат в основе все исторических  параллелях, проводимых нами и нашими предшественниками, ибо как сказал Цицерон: «Каждому  человеку  свойственно ошибаться, но никому, кроме  глупца не свойственно  упорствовать  в ошибке»
 
  *Данная статья посвящается памяти  выдающегося русского историка-социолога,  антрополога и палеопсихолога  Бориса Федоровича ПОРШНЕВА (1905-1972), автора книги «О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии». (М.: Издательство «Академический проект», 2019). В этом трактате Поршнев, в процессе  осмысления  генезиса человеческого  сознания,  предпринял ревизию марксистской трудовой теории формирования человека и предложил свою, в рамках которой формирование человека современного типа объяснялось приобретением рассудка человеком   в результате  прохождения  в своём развитии страшной стадии антропофагии, (адельфофагии) — умерщвления и поедания (психопологически  подавленной)   части  представителей   своего  вида. Согласно этой концепции Бориса Поршнева, в результате  неизвестного космического воздействия на мозг   протогоминид,  произошел  вынужденный, в новых  внешних экологических обстоятельствах  переход  палеоантропов  к хищному поведению  по отношению  к представителям своего же вида.  Увы, не труд сделал  предчеловека человеком, как считал  просвещённый фабрикант Ф. Энгельс, и не коллективный труд стал причиной  возникновения языка как системы сигналов, призванной остановить или предотвратить потенциально опасные действия врага, а  бытовой каннибализм  раннего  палеолита, когда человеческое мясо становится составной  частью пищевого кода, соотносимого с другими кодами. (Клод  Леви-Стросс).  При этом необходимо отметить, что эта концепция становления «человека  разумного» на базе  существовавших ранних и поздних социальных структур,   выдвинутая профессором Б.Ф.Поршневым, не требует особых доказательств — вся  социальная история человечества от раннего палеолита до эпохи ядерного  оружия, до   атомного XX века, является  самым убедительным доказательством. (см. Анатолий Апостолов. Открытый  тупик  прошлого. — ПРОЗА.РУ)

 Рекомендуемая дополнительная литература: 

1. С.В.Дробышевский. Эволюция мозга человека. Анализ эндокраниометрических признаков гоминид. — Ленанд, 2016. Он же  Достающее звено. Обезьяны и все-все-все. — Москва, Издательство АСТ, 2017.
2. Борис  Диденко. Сумма антропологии. Кардинальная типология людей. М.1993. Здесь «антропология» понимается согласно «пожеланиям» Г. К. Честертона: «Homo Sapiens может быть познан лишь в связи с sapientia... Должна существовать антропология, изучающая человека, как изучает Бога теология». Увы, как показало  развитие цивилизации и страшные  события ХХ века, такой поход на уровне теологии   слишком лестный  для человека, и  автор  предлагает в таком же ключе  приобщить к общей антропологии зоопсихологию,  пещерный зооморализм  психопатологию, криминологию  и прочие смежные  «человеческие, слишком человеческие» дисциплины.
3. Б.Ф.Поршнев. О начале человеческой  истории. Проблемы палеопсихологии. —  М.  Издательство «Мысль», 1974.  Он же. Полное издание книги «О начале человеческой  истории». — М., Издательство ФЭРИ-В, 2006. У этой книги,  и  её автора трагическая судьба. В 1972 году рукопись  была подготовлена к печати, но вызвала резкие возражения редакции, в первую очередь  — из-за ревизии  марксистских  взглядов на антропогенез.
      Типографский набор книги  был рассыпан, что стало причиной смерти Б. Ф. Поршнева. Рукопись удалось опубликовать в 1974 году в московском издательстве «Мысль»  в урезанном виде (по требованию редакции были изъяты  главы, посвящённые трупоедению, освоению огня и формированию человека разумного в среде   палеоантропов-антропофагов). Никто из  советских антропологов не хотел признавать себя потомками пещерных антропофагов, никто из идеологов СССР  не мог допустить даже в мыслях, что   предками всех  современных людей и особенно   сознательного  советского человека и коммуниста может являться  хищный  палеоантроп, ставший  на путь адельфофагии в результате  неизвестного  лучевого космического воздействия. (см. Анатолий Апостолов. Люди ущербной породы. — ПРОЗА.РУ) 
4. Элиаде Мирче. Священное и мирское. — М.: Изд-во МГУ, 1994.
5. Горшенкова Ольга.  Спираль русской  цивилизации. 3-е издание. Логика развития России. Исторические параллели и реинкарнация. М.: Ридеро,  2016.    
6. Лосев А.Ф.  Диалектика мифа. Дополнение к «Диалектике мифа». М.: Мысль, 2001,СС.496-501.



30.01.2022, в день преподобного Антония Великого.

       


Рецензии