Отсутствие добросовестности в учебе и работе

В период обучения в школе большинство людей старается усваивать новую информацию. Но при этом главный мотив у обучающегося состоит в том, чтобы не огорчать своих родителей (при их лояльном отношении) и избегать возможного физического или морального наказания (при их строгом отношении). Так или иначе, но ученик, в первую очередь, стремится к тому, чтобы довольны были его родители и другие родственники, принимающие непосредственное участие в их воспитании. Мало кто, к сожалению, старается для того, чтобы самому испытывать чувство удовлетворения от того, что и как сделал. Умные родители стараются объяснить своему ребенку мысль о том, что он учится для себя, в первую очередь, а потому уже на радость всем остальным. Дети очень быстро улавливают и понимают все возможные лазейки в отношениях с родителями. В данном случае они опытным путем постигают тот необходимый минимум усилий, который в большей степени удовлетворяет их родителей. И стараются по возможности не перетруждаться относительно найденного минимума. Те, кому от природы дан небольшой интеллект и так должны стараться, чтобы не оказаться в числе отстающих. А те, у кого есть определенные способности, при отсутствии особого сознательного мотива быть в числе лучших учеников, стараются лишь умеренно, чтобы выглядеть в числе благополучных учеников. И чтобы оставалось достаточно времени для разного рода развлечений.

Часто складывается и такая ситуация: ребенок очень старается, ему нередко удается достичь вполне ощутимых успехов, но ни родители, ни учителя не обращают на это никакого внимания. Получается, что ребенок старался зря. Да и сам мотив особенного старания при такой постановке вопроса постепенно ослабевает, вплоть до полного исчезновения. Вот так и происходит превращение способного ребенка в обыкновенную посредственность. И более того,  такой ученик, со временем привыкнув к такому положению вещей, начинает и сам основательно сомневаться в том, что у него имеются на самом деле какие-то особенные способности. И такие случаи весьма распространены, ибо душевная лень родителей и учителей -  это весьма распространенное явление в жизни нашего общества. Люди, осознающие ценность и необходимость душевной работы, и, имеющие устойчивую привычку к ней – это, скорее, исключение из правила, нежели закономерность.

Привычка работать вполсилы достаточно быстро развивается и фиксируется в уме человека. Сохраняясь и в сфере профессиональной деятельности. Здесь вообще все просто: зачем стараться на пятерку, если и за усилие на четыре балла платится та же самая зарплата. Некоторые, правда, умудряются получать эту зарплату при усилиях на три балла. Отсутствие прямого и косвенного поощрения за количество и качество труда разрушает энтузиазм порой даже весьма добросовестных людей.
Сохраняет свои позиции добросовестности лишь те люди, у которых есть собственные принципы и убеждения, верность которым они хранят всегда и везде. Ибо они действительно уважают себя и поэтому, в первую очередь, к себе предъявляют достаточно высокие требования и в житейском и в производственном плане. Эти люди живут по принципу: «другим не должно быть стыдно за то, что и как я делаю» или «качеством своей работы должен быть доволен, в первую очередь, я сам, а уже потом все остальные». Добросовестный человек получает особенную радость от того, что он сделал что-то лучше других, в чем-то его количественные показатели превысили принятые стандарты. Рано или поздно все равно найдутся люди, которые смогут по достоинству оценить усилия энтузиаста. Соревнование может быть не только с другими людьми, но и с самим собой. Например, решить не две, а три задачи за час или решить одну и ту же задачу, но несколькими методами. Придумать более красивый или более изящный способ решения той или иной группы задач. Даже стандартный реферат можно сделать настолько интересным, что он поразит и удивит всех окружающих.

Во многих случаях переход от оценки в пять баллов к оценке четыре не заканчивается. И со временем идет следующий переход к оценке «три» балла. Иначе говоря, налицо имеется психологическая и интеллектуальная деградация человека.


Рецензии