О том что марксизм есть идеализм цитатник
Николай Бердяев:
«...марксисты не считают мировой и исторический процесс абсурдным и бессмысленным, они хотят опереться на исторический процесс, который должен привести к благой цели, к справедливому социалистическому обществу, они верят в прогресс, они верят не только в разум человека, но и в разум исторического процесса. Это у них наследие германского идеализма, из которого вышел Маркс, наследие Гегеля и его философии истории. В этом отношении марксисты остаются идеалистами, хотя и не хотят признаться в этом. Они люди верующие, наследники мессианской идеи.»; «Огромное преимущество марксизма в том, что у него есть философия истории, унаследованная от германского идеализма и в конце концов от древнееврейского и христианского мессианизма.» («Сартр и судьба экзистенциализма»)
Зигмунд Фрейд:
«В теории Маркса мне чужды положения, согласно которым развитие общественных форм является естественно-историческим процессом или [что] изменения в социальных слоях происходят в результате диалектического процесса. Я далеко не убежден, что правильно понимаю эти утверждения, они и звучат НЕ "МАТЕРИАЛИСТИЧНО", а, скорее, отголоском той темной ГЕГЕЛЕВСКОЙ философии, через которую прошел и Маркс.» (З. Фрейд "Введение в психоанализ; лекция 35; О мировоззрении")
Том Рокмор:
«Марксисты видят в Марксе антигегельянца, я же считаю его гегельянцем.»; «Во-вторых, наиболее близка к истине характеристика Маркса как философа идеалиста...» (Т. Рокмор «Маркс после марксизма»)
В. Беньямин:
«Система зеркал со всех сторон создавала иллюзию, будто под столом ничего нет. На самом деле там сидел горбатый карлик, бывший мастером шахматной игры и двигавший руку куклы с помощью шнуров. К этой аппаратуре можно подобрать философский аналог. Выигрыш всегда обеспечен кукле, называемой «исторический материализм». Она сможет запросто справиться с любым, если возьмет к себе на службу теологию, которая в наши дни, как известно, стала маленькой и отвратительной, да и вообще ей лучше никому на глаза не показываться.» (В. Беньямин «О понятии истории»)
Л. Мизес:
«Цель философии Маркса – заставить замолчать голоса экономистов, указав, что социализм будет следующей и последней стадией экономического процесса и поэтому более высокой и лучшей стадией, чем предыдущие; что, более того, он будет последним состоянием человеческого совершенства, конечной целью человеческой истории. Но этот вывод не вытекает из схемы философии истории, не включающей в себя Бога. Идея неодолимой тенденции к спасению и установлению совершенного состояния вечного блаженства представляет собой в высшем смысле теологическую идею.» (Людвиг фон Мизес «Теория и История»)
Й. Шумпетер:
«...экономическую интерпретацию истории часто называют материалистической интерпретацией. Так было сказано самим Марксом. Эта фраза чрезвычайно увеличила популярность данной концепции у одних и непопулярность у других. На самом деле она абсолютно бессмысленна. Философия Маркса не более материалистична, чем философия Гегеля, а его историческая теория не более материалистична, чем любая другая попытка объяснить исторический процесс средствами, имеющимися в распоряжении эмпирических наук. Следует понять, что логически это совместимо с любой метафизической или религиозной верой — точно так же, как последняя совместима с любой физической картиной мира. Средневековая теология сама дает методы, с помощью которых можно обосновать подобную совместимость.» (Й. Шумпетер «Капитализм, Социализм и Демократия»)
К. Поппер:
«Однако было бы совершенно неправильно отождествлять марксов экономизм с тем видом материализма, который подразумевает уничижительное отношение к человеческой духовной жизни. Марксово видение «царства свободы», т. е. частичного, но равного освобождения людей от пут их материальной природы, можно, скорее, охарактеризовать как идеалистическое. Понимаемый таким образом марксов взгляд на жизнь, по-видимому, является достаточно последовательным, и я считаю, что, при таком понимании исчезают явные противоречия и затруднения, которые были выявлены при его частично детерминистской и частично либертарианской интерпретации.» («Открытое общество и его враги» Том 2)
Г. Флоровский:
"В марксизме были крипто-религиозные мотивы. Утопическое мессианство, прежде всего, и затем чувство общественной солидарности. И можно сказать, что именно марксизм повлиял на поворот религиозных исканий у нас в сторону Православия (замечание Г. П. Федотова). Из марксизма вышли Булгаков, Бердяев, Франк, Струве..."; "Возникал вопрос о свободе и необходимости в общественном процессе, и это неизбежно уводило в метафизику. От Маркса к Гегелю переход был очень естественным. И в самом марксизме уже была гегелианская прививка..."; "И от Маркса стали “возвращаться” и к Канту, и к Гегелю, от марксизма переходить к идеализму. Гносеологическая критика делала уже невозможным догматический материализм." ("Пути русского богословия")
Л. Фейербах:
«Я – идеалист только в области практической философии, где я не считаю границ настоящего и прошедшего границами человечества, границами будущего, где я непоколебимо верю, что многое, что кажется современным недальновидным и малодушным практикам фантазией, неосуществимой мечтой, призраком, станет совершившимся фактом завтра» («Сущность Христианства»)
К. Маркс:
«Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально» (К. Маркс "Капитал"); «...деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом...» (К. Маркс «Тезисы о Феербахе»)
Ф. Энгельс:
«…конфликт между производительными силами и способом производства вовсе не такой конфликт, который возник только в головах людей … а существует в действительности, объективно, вне нас, независимо от воли или поведения даже тех людей, деятельностью которых он создан. Современный социализм есть не что иное, как отражение в мышлении этого фактического конфликта, ИДЕАЛЬНОЕ отражение его в головах прежде всего того класса, который страдает от него непосредственно, — рабочего класса.» ("Анти-Дюринг", отдел 3, глава 2)
В. Ленин:
"Мысль о превращении идеального в реальное глубока: очень важна для истории. Но и в личной жизни человека видно, что тут много правды. Против вульгарного материализма. NB. Различие идеального от материального тоже не безусловно, не uberschwenglich". ("Философские тетради")
Г. Гегель:
«Всякая философия есть по существу идеализм или по крайней мере имеет его своим принципом, и вопрос затем заключается лишь в том, насколько этот принцип действительно проведен… Противоположение идеалистической и реалистической философии не имеет поэтому никакого значения. Философия, которая приписывала бы конечному существованию как таковому истинное, последнее, абсолютное бытие, не заслуживала бы названия философии». («Наука Логики»); «…истину конечного составляет … его идеальность.»; «…идеальность конечного есть основное положение философии, и каждое подлинно философское учение есть поэтому идеализм.» ("ЭФН" 1)
Свидетельство о публикации №222033100504