Возвышение Рича и вражда с Курахом

               

Созданные в свое время  для решения своих политических задач и опекаемые в течение долгого времени сасанидской администрацией политические образования Дагестана,при арабах постепенно начали разрушаться, и на месте их раздробленных частей стали возвышаться другие самостоятельные и полу самостоятельные княжества. Причиной тому, на наш взгляд, послужило изменение правил взаимоотношений внутри этих обществ, в том числе и правила, определяющие частную собственность на землю, как на главное богатство в регионе.

Так, опираясь на разработки дагестанских  исследователей А.Р.Шихсаидов (Дагестан в 10-14 вв, 1975), сообщает, что при арабах (затем и при сельджуках и монголах) в Дагестане отмечается рост феодальной собственности на землю. В тот период здесь существовали несколько форм собственности: государственные земли, земли феодалов, мульки, вакфные земли, общинное землевладение. Но уже с 7-8 вв. наметилась тенденция  раздачи земель многочисленным воинам и колонистам в районе Дербента или Табасарана в виде икта. Затем эта практика усилилась и в 10-11 вв. была распространена и на внутренние районы региона.

Особую роль в дальнейшей судьбе  этих образований суждено было играть икте - особой категории государственных земель, которая отдавалась в пользование военной аристократии за службу. Еще при существовании единого Арабского халифата фонд государственных земель стал уменьшаться в связи с ростом земель, отданных в икта. А распад халифата способствовал дальнейшему усилению местных правителей, а также усилению военно-служивой знати, арабского и местного происхождения, которые стали рассматривать себя вполне самостоятельными правителями.

Таковы были причины и механизм раздробления прежних политических образований в Дагестане, в том числе и небольшого владения Филан, рядом с которым в нескольких версиях («арабском» и «гунойском») известного исторического сочинения Дербент-наме  упоминается и Рича. Как установлено,  Дербент-наме было  создано средневековым историографом Юсуфом ибн аль-Хусейн ибн Дауд Абу Якуб аль-Факих аль-Баби аль-Лакзи примерно в конце 11 века. И дело в том, что автор (а также впоследствии  переписчики), рассказывая о событиях прошлого, в канву повествования  нередко вплетали реалии  характерные  для поздних времен. Такая тенденция  отмечается  и в компиляции Дербент-наме, составленном Мухаммадов Аваби Акташи вначале 17 в., когда он также вносит в это историческое сочинение, моменты характерные для своего времени. Такой подход  хорошо иллюстрируется и на примере того, что в списки Дербент-наме  наряду с самим названием Филан  переписчиками вносятся  и названия  разных его частей - Руклан, Йук, Рича и так далее.  Для сравнения можно отметить, что примерно такая же картина наблюдается и сегодня, когда имея общее название, табасаранцы называют агулов рукушанами, лезгины - яхулами, аварцы - курали, а рутулы еще кем-то. Очевидно, это объясняется тем, что авторы таких новшеств  в Дербент-наме использовали те названия, которые было им  ближе на тот момент. Кроме всего прочего это положение отражает и раздробленный характер прежде единого политического образования. Подобная политическая децентрализация  в 11-12 вв. прослеживается на примере и других средневековых  владений Дагестана. Так, согласно Абу Хамиду ал-Гарнати  в середине 12 в в Табасаране сложилось 24  самостоятельных рустака (округа) во главе с сархангом - управителем наподобие амира.

Археологи отмечают факт значительного роста  замковой архетектуры на территории Аварии в 9-10 вв., в частности, крепостные сооружения и укрепленные поселения. По мнению исследователей это  свидетельствует о повышенной роли земледельческой знати. Предполагается, что в лице владельцев отдельных замков можно видеть представителей феодальной знати, закрепивших за собой земельные участки  на правах частной собственности, признающих лишь формально подчинение центральной власти, а затем и вообще освободившиеся от нее. Но справедливости ради следует также отметить, что замковая архитектура была характерна для Дагестана и раньше. Так, согласно Ибн Хордадбеху «Ануширван основал города Шабиран, Керкер и Баб-ул-Абваб - это 360 замков или укреплений в горных ущельях». Ему вторит Ибн ал-Факих, который  говорит, что ал-Абваб «состоит из 360 замков, тянущихся до Баб-Аллан; из них 110 замков  до земель Табасарана, а остальные находятся в землях  Филан  и Сахиб ас-серира до Баб-Аллан». О  строительстве Ковадом и его сыном Ануширваном до достижения Дербента   360 городов сообщается  и в «Дербент-наме». Такие данные подтверждаются  сведениями и других источников. То есть в лице таких  сообщений мы имеем тот случай, когда требования новой формы организации дагестанского  общества удачно сходиться  с наиболее подходящим для этого типом  архитектуры. 

Возвышение Рича в 10-11 вв. также следует расценить как результат подобного развития событий. Возможно, здесь  располагалась династия представителей прежней военной аристократии со своим замком, которая  на основе использования иктовых земель приобрела самостоятельность. И это не удивительно, так как, это поселение занимало удачную позицию, позволяющую ему контролировать нагорный  путь, просекающий Дагестан по внутренним районам. Ведь  не случайно и то, что правителей Рича именовали амирами - термином, который в  арабской традиции, прежде всего, применялся для обозначения военных руководителей и военной знати.

Но Рича вместе с подчиненным ей Керенским кварталом не единственное образование, которое возникло на осколках Филана. К ним следует отнести еще и, упомянутый выше, Руклан, следы названия которого нашли свое отражение в табасаранском имени агулов - рукьушанар (рукушанцы) и наименовании долины Кьушан-дере, где расположены часть агульских поселений, представляющий собой отдельный  магал. К таким самостоятельным  образованиям следует также отнести общество во главе с с.Тпиг в Агул-дере и Амух раннего периода, который, будучи сильным исламским центром, во главе с  Хайсамом ибн Маимуном и вместе с отрядом дербентских мусульман под руководством некоего  Хусрава возле Уркараха  в 1033 году наголову  разбил объединенные силы аланов, русов (викингов) и серирцев (аварцев). Даргинизация  Амуха произошла  в постмонгольский период, когда агульские эмиры, в частности, правнук Ричинского хана Аюба - Сулейманхан, чтобы укрепить свои владения вдоль границ в опустошенные монголами селения и хутора (Худуц, Анклух, Амух) и др. стали заселяли жителей других относительно благополучных мест. Поэтому для различения двух Амухов, относящихся к разным периодам, следует обозначать Амух-1 и Амух-2.

Также есть основания, в качестве  части  бывшего Филана рассматривать и Курах. Прямых указаний на это нет, кроме территориальной близости Кураха к агулам. А сама мысль эта опирается на косвенные свидетельства. Прежде всего, это открытая вражда, которая вплоть сравнительно до недавнего времени  существовала между обществами Рича и Курах. Наблюдения показывают, что подобные недружественные ситуации часто возникают между частями единого прежде  политического образования, которые находятся друг с другом  в конкурентной борьбе за первенство. Такую ситуацию можно наблюдать на примере вражды между  обществами Хрюг  с одной стороны и Рутулом и Ахты с другой, которые прежде относились к единому Лакзу. Известно, что хрюгцы, чтобы разрешить непростую для себя проблему, в конце концов,  вынуждены были обратиться к казикумухскому шамхалу. Такие же жесткие отношения существовали между Рутулом и Цахуром, когда Рутул вместе с двумя тюркскими отрядами с трех направлений совершили неудачный поход на Цахур. Такую же картину можно наблюдать на примере взаимоотношений, которые складываются между союзными республиками после распада единого государства СССР.

Свидетельством  непростых отношений между Курахом и Рича являются взаимные территориальные претензии. Так, согласно эпиграфической надписи на стеле у входа  в Джума-мечеть с.Кураха, датированной 757 г.х. / 1356 г. ему принадлежали часть агульских территорий. Надпись гласит, что «Эти горы Кураха, от мельницы Хпитара до загона скота Ругуна, и до Хаджиева камня, и до Хореджского моста, и до Дуруштульского тока, и до вершины горы, не занятой Хпюком. Этот горный хребет со стороны юга от озера Кулан-вир до горы Т-р-к-р-кил выше Кимихюра и до речки под Титалем и до Мигун-Кура, где кончается конюшня и начинается монастырь села Зилинги».

Сам по себе факт фиксации границ в надписи на камне можно расценить как необходимость, обусловленная непростыми отношениями между ручинским и курахскими обществами. В противном случае, зачем понадобилось им запечатлеть в такой форме свои подробные границы? Думаем, что это просто страховка курахцев от территориальных претензий со стороны. Подтверждает мысль и то, что впоследствии часть, земель указанных в надписи, согласно источникам, становятся подвластными Рича.

Так, бросается в глаза то, что в тексте надписи упоминаются три населенных пункта агулов - Хоредж, Дуруштул и Хпюк, территории которых очерчены границами Курахского общества. Из этого следует, что, если границы Кураха очерчивались Хореджским мостом, то ему также принадлежали и территории не названных в тексте агульских сел Усуг, Уккуди, расположенных  до Хореджа. Возможно, сюда следует отнести и с. Урсун. В своем труде «Асари Дагестан» Гасан Алкадарский, если мне не изменяет память, жителей этого села также называет агулоязычными.  Но как бы то ни было, в последующие годы, судя по всему, произошла «реконкиста», в результате которой, окрепшая после монгольского нашествия  Рича, забрала свои территории. В эпиграфических надписях из с. Гельхен  это село уже указывается, как относящее к вилаяту Рича.

Имеется также фольклорный материал, который свидетельствует о непростых отношениях между этими двумя обществами. Жители Рича, если каким-то образом им приходилось бывать в Курахе, остерегались говорить, откуда они родом. А жители соседнего села Бедюк, чтобы демонстрировать жесткое отношение к соседям, говорили, «Если на охоте не найдут дичь, то следует расстрелять курахца».

К этому же пласту натянутых отношений между соседями относятся агульские легенды о Чархи-Бахай (Чархъи-Бах1ай), который сумел уничтожить немало курахцев во время угона ими стада крупного рогатого скота, принадлежащего Ричинскому джамаату и сам затем был убит, оставшимися в живых грабителями. В отместку ричинцы, согласно устной традиции, ночью нагрянули на, так называемый, старый Курах (Ч1ире хуьр) и уничтожили его, после чего выжившим жителям  пришлось отстроить  новое поселение на том месте, где оно стоит сейчас.

Трудно сказать, насколько эти фольклорные мотивы отражают реальные события, но то, что они свидетельствуют, как уже говорилось, о непростых отношениях между Рича и Курахом, не вызывают сомнений. Но были между двумя обществами и немало событий противоположного характера, когда одно общество в трудную минуту приходили на помощь и выручало другого. И такие добрососедские отношения сохраняются между ними по сей день, давно забыв распри и стычки давно минувших дней.


Рецензии