Шестилетний должок

В своём материале «Первый блин» я должен был сказать о следующем: «В Липецк же я тогда так и не попал. И лишь спустя шесть лет…». Но не сказал. Забыл. Упустил. Да и не знал я ещё тогда, что «спустя шесть лет»…
В тот год я отправился в первые свои «кругосветные» (совершая воображаемый круг) путешествия. Тамбов – Липецк – Елец. Но в Ельце я потерял фотоаппарат. Вскоре еду наверстать потерянное. Тамбов – Пенза – Саратов – Энгельс. Что-то добавилось. А Липецк выпал. Потом всё надеялся, что вот-вот да поеду. Но как-то всё не «ехалось».
И лишь 16 августа 2021 года поездка в этот город, который отстоит от моего Воронежа всего-то на сто с небольшим километров, состоялась.
Составить мне компанию (веселей, и есть кому поснимать на фото со стороны: в одиночной поездке подавляюще преобладают селфи) я предложил своему верному «Санчо Пансе» Юрию Решетняку. Юрий не так давно сломал себе ногу (можно сказать напрочь отломил ступню на правой), но уже почти нормально ходил и без палочки. Хромота, конечно, минус для поездки. Но одному ездить не так интересно, как в компании. Хотя, повторюсь, и у компании есть свои недостатки (тормозят экскурсии, разбредаются, следить нужно, чтобы с кем-то что-то не случилось, чтобы кто-то не потерялся, не напился).
Ещё 11 августа мы с ним ездили в Новоусманский район (СНТ «Раздолье») и на безымянный пруд (в том же районе), который я окрестил в честь себя (до этого Булатовским крутояром назвал местечко вдоль Дона под Кривоборьем). А вот уже 16-го договорились рвануть в Липецк. (В планах: экскурсия по местам шестилетней давности и купание в Силикатных озёрах.)
Я в ту ночь долго не мог заснуть: бессонница. Лишь в четвёртом часу задремал, а в начале шестого (5:08) меня разбудил Юрий (на звоночки будильника я не реагировал). Вышел из дому ровно через полчаса. Шёл пешком (можно доехать на маршрутке, но по времени выйдет то же самое). В 6:27 я зашёл в здание автовокзала.
На площадке для платформ поглядел, как выглядит наш автобус. Купил чебурек и вышел на соседнюю улицу (Юра опаздывал: билеты купить не представлялось возможным, к тому же очереди в кассы огромные, а маршрут на 6:40). Юрий ко мне присоединился, но протестовал «ловить» автобус здесь. Я же именно здесь когда-то подсаживался. Но времена прошли, и водитель нам не остановил, показал, что нужно перейти на остановку общественного транспорта. Я рванул через «густонаселённую» автомобилями дорогу. А мой друг отправился через надземный переход. Пришлось просить водителя подождать. Он согласился. Взял с нас 400 рублей.
Но столько народу садилось с нами! Автобус почти забился. Мы смогли «пристроиться» только на места у прохода (не у окна), да и то поодаль друг от друга. (Ни о какой съёмке речи и быть не могло.) А «лайнер трасс» всё останавливался и подсаживал новых пассажиров. В Воронеже, области, в Хлевном. В этом райцентре Липецкой области, междугородный автобус вообще курировал как городская маршрутка, развозя людей от остановки до остановки (каждые две-три минуты посадка-высадка), коих (остановок и людей) в этом Хлевном было немерено. После населённого пункта с неблагозвучной «фамилией» пассажиры уже стояли в проходе, заполнив его почти полностью. Ударным вливанием в салон явились пять ребятишек, которым зачем-то нужно было в областной центр, и которые стояли всю дорогу. И с них водитель взял 500 рублей.
Я прикинул сколько денег «зарабатывает» этот человек (говорят, что считать чужие деньги нехорошо, но все считают в России, спрашивают друг у друга о зарплате, да и мыслям не прикажешь; а вот интересоваться у кого-либо его достатком я не привык: как в Америке живу, спрашиваю лишь о принадлежности к политическим партиям, там, правда, спрашивают, кто в какую церковь ходит). Если учесть, что за день он совершает четыре рейса, то получается, что его дневной приработок раза в два больше моей месячной зарплаты в родном ЧОПе. А ведь я наверняка умнее и, безусловно, талантливее этого водителя. Только мои таланты не нужны в жестоком мире капитализма, в современной действительности. Вот и приходится кому-то прозябать, а кому-то жировать (не говорю уж об олигархах… хотя, сказал).
Ни в одной стране я не видел (за одним лишь, пожалуй, исключением), чтобы водитель брал деньги себе на карман (обязательно пробивается билет с указанием посадки и места прибытия, а также даты и времени), а в России – это норма; я бы даже сказал – неписанный закон.
На автостанцию Хлевного, кстати, прибыли где-то в 7:45. На землю Липецка сошли где-то в 8:55. Первым делом на автовокзал: купили билеты на 18:40. 500 рублей: у водителя брать дешевле на полтинник с человека (загребая себе, он всё же делится и со своими клиентами).
Потом направились к вокзалу железнодорожному. Пешком. Чтобы поснимать достопримечательности.
Первое, что бросилось в глаза – нелепый переход дороги. Сначала проходишь первую половину дороги. Заходишь на специальную огороженную площадку. Долго идёшь по ней, чтобы попасть к другому выходу-входу. И снова ждёшь «зелёный». Чтобы зараз пройти с одной стороны на другую – не получается никак.
На другой стороне магазинчик с названием «Хорошее заведение». «Алкоголь», – без сомнения произнёс я. И оказался прав.
Юрий забыл дома кепку. А в этот день выдалась жара в тридцать с лишним градусов. Мы много времени потратили на покупку головного убора.
Двигались по проспекту Победы. Удалось разжиться самсой. Но дешёвый головной убор долго купить не удавалось. Комиссионные и многие другие магазины не работали в это время (только с 10 и 11). Но всё же в подвальном магазинчике «Смешные цены» (я бы так не сказал) Юра приобрёл себе за 200 рублей плетёную шляпу с надписью «Mariboro», за что я его прозвал ковбоем Мальборо, а нас – настоящими путешественникам, «при шляпах».
Пройдя Центральный рынок на площади Победы, мы уже шли по улице Валентины Терешковой.
Перешли речку Липовка. Я коллекционирую переходы рек (на видео). И таких переходов многие десятки: в своей области, в России, в Европе.
В Липецке на многих улицах дорожки для велосипедистов. В Воронеже таких я не видел.
Перешли Космонавтов. Вообще, Липецк показался мне космическим городом: улицы Терешковой, Титова. Дошли и до ул.Гагарина (но в отличии от Терешковой – без имени). А на ней и железнодорожный вокзал. Посидели-передохнули на лавочке и сделали неплохую фотосессию. И от вокзала пошли по Гагарина вправо.
Старенькие домики. Площадь Авиаторов: «Вы в небо ушли…» (два лётчика и самолёт). Театр кукол. Быханов сад (там мы сфотографировались у плетёного, из стеблей лианы, лося). Площадь Героев (тут и церковь Мученицы Евдокии, и похороненные с различных войн, начиная с Гражданской, и могила первого секретаря Липецкого обкома, и замурованные списки погибших липчан в Великую Отечественную, и вечный огонь, и горельефы Героев Советского Союза).
Так же, как в Воронеже, в Липецке сейчас ведутся дорожные работы, на огромных участках меняются плитка и бордюры, укладывается асфальт (готовятся к выборам, ЕДРёна вошь!). От строительной пыли даже приходилось надевать защитные очки.
Хромоногий Юрик совсем не так уж и хромоног. Пытается всё время от меня смыться. Сначала отстаёт, потом перебегает на другую сторону и обгоняет меня. В то время, когда я жду, пока он меня догонит (он ведь где-то отстал!). А пока я жду его у подземного перехода, а потом в него спускаюсь и кричу: «Юра, ау!», он снова выскакивает на другой стороне и убегает вперёд, заставляя меня за ним гоняться. А потом звонит и ехидно спрашивает: «Ну ты где?». Вот же послал мне … напарника!
Мы уже повернули на Зегеля. Площадь Плеханова (памятник основателям Липецка). И немного не доходя Христорождественского храма, мы разделились. Юрий остался отдыхать, а я решил повторить поход шестилетней давности по улицам Интернациональной и Ленина. Но как оказалось, по Интернациональной я раньше не ходил (никаких памятников там не наблюдалось, да и прохожие с машинами встречались редко), скорее всего, тогда это была улица Плеханова (именно там много автомобилей и народу). А вот на Ленина поснимал детский парк «Сказку» (аттракционы, памятник детям, погибшим в Великую Отечественную войну, памятник Ленину, фигурки мультипликационных героев, сделанные из искусственного материала), находящийся в дендрологическом памятнике природы «Верхний парк».
Скульптура «Влюблённые страусы», памятник «Интернационал» (барабанщик и три трубача). Какой-то паренёк подошёл к «дядькам», постучал сначала в большой барабан, потом по трубе, а потом снова в барабан: как пить дать – магия! Что-то у него изменится в судьбе к лучшему.
Купил мороженое («Зимние узоры», крем-брюле). И как только его съел и отправил обёртку в урну, из кустов донёсся злобный рык. На меня бросился медведь! Но при ближнем рассмотрении зверя, он оказался, допившим литр пива, Юрием Решетняком (забегая вперёд – грешу частенько этим – скажу, что никакого спиртного больше в поездке не было; а почему – узнаете дальше).
Потом был памятник художнику Виктору Сорокину, дом аптекаря, Христорождественский собор, Соборная площадь с памятником Ленину и Администрацией области и спуск по длинным ступенькам. Шесть лет назад по бокам этой лестницы плескалась вода. Сейчас же картина напоминала долгую засуху.
Перейдя по подземному переходу, мы вышли к Лечебному корпусу с минеральной водой.
Но воду такую к тому времени (14:14) уже отключили. Зато набрали нам 2,5 литра воды (я брал из дома, но она почти вся закончилась) обычной. Но тоже вкусной, особенно в такую жару. Нам сказали, что минеральная есть в знаменитом Липецком бювете, который находился недалеко. (А мы уже спустились в «Нижний парк».) К нашему сожалению, по техническим причинам бювет не работал.
Пушки петровского времени, композиция «Фотограф и семья», храм Петра и Павла, скульптура «Дама с джентльменом» (всё из того же газонного материала, как я его про себя назвал, что и фигурки из «Сказки»).
Потом – кафе «Мороженое». Юра взял пломбир с добавками, а я заказал фруктовый десерт (на палочке) и крепкий кофе (меня начинало клонить в сон). А далее наш путь лежал на площадь Петра Великого. (Через улицу Карла Маркса.)
Я немного отклонился от направления, заскочил на площадь Революции (Юра меня ждал) и сфоткал там памятник «Борцам за советскую власть». А сделав несколько снимков и на Петровской площади (в принципе, фотографировал только я, а Юрий решил довольствоваться моими фотографиями: я ему после всё отснятое сброшу на флешку), мы решили не ехать на Силикатные озёра, как планировали (экскурсионный план был выполнен, оставался пунктик «про отдых»), а пойти покупаться на речку. Что вмешалось в наши планы? Потеряно было время при покупке шляпы. Это главное. Из-за Юркиной ноги часто отдыхали. (А нога у него на следующий день всё равно опухла. Но человек ходил и не жаловался, лишь только просил отдых. В моих глазах он совершил в тот день подвиг.) Потом, мы решили не рисковать. Боялись опоздать на последний маршрут до Воронежа. Как покажет время, мы бы успели искупаться «на озёрах». Но… что произошло, то произошло.
Двигаясь по Карла Маркса в том же направлении, как прошли площадь, мы вскоре добрались до Центрального пляжа. (По пути мы перешли безымянную протоку, которой я – тоже – уже есть и Булатовский крутояр, и Булатовский пруд – дал своё название – Булатовская.)
Довольно цивильный. С местами для переодевания. Со спасателями (чего я не наблюдал на пляже, которого уже нет,  в своём городе). С обилием буйков на воде (чего тоже в Воронеже не помню). Народу немного.
Мы сделали по два захода в воду (Воронеж – главная река Липецка). Я дважды доплыл до буйка, Юрий – один раз, но долго там тусовался. В реке цветут лилии. Плавала утка. Летала чайка. Достаточно плавсредств. Люди отдыхают и развлекаются как могут.
Затем, по понтонному мосту, я сходил на остров Зелёный (Юра меня ждал). Он напоминает остров Петровский в Воронеже (близ Адмиралтейки), только слишком здоровенный.
Потом мы снова вернулись к автобусной остановке (кстати, в Липецке ходят трамваи; троллейбусы тоже): на ней останавливались только «большегрузные» автобусы, а маленькие маршрутки там не ходили (или я их не заметил). На маршруте № 27 мы доехали до…
Впрочем, о самом интересном, наверное, в тот день. Во всех городах России, кроме Воронежа, пассажирам городского транспорта даются билетики (в родном городе водители зачем-то забирают их себе – жаднюги – а за наличные и вовсе не получишь никакого проездного документа), хотя, возможно, наличные водители всё же прикарманивают и в Липецке (и некоторых других городах). В липецком транспорте установлены терминалы (но не такие как в Воронеже и не рядом с водителем). У первой двери, в салоне. Я подглядел, куда прикладываются карточки (и из терминала вылезает билет, который пассажир забирает себе), когда приходили автобусы не нашего маршрута. И сказал Юрию, чтобы он делал как я, когда войдём.
В наш автобус влезло столько народу, что «мама не горюй!». И тот терминал, что был мне уже знаком, я не нашёл. Я спросил у людей, куда прикладывать карточку. Но меня проигнорировали, словно я находился среди враждебной русскому человеку национальности. Я спросил у водителя. Он промычал что-то. Окошко низкое, шум страшный, да и шофёр в маске. Ничего не разобрал.
Вместо большого, уже знакомого мне терминала, у входа находился маленький, раньше мной встречаемый, но, по-моему, не в столице Черноземья. Мы приложили туда свои карточки. Конечно, проездные талоны мы не получили. А народ всё заходил и заходил, нас толкали вглубь. И тут появился другой терминал, дающий «чеки». Он почему-то находился далеко от входа.
Я порывался «приложиться» и тут. А вдруг будет проверка билетов? Я же ничего не знаю о специфике проезда в Липецке! Но Юра меня останавливал. Ему на телефон пришла sms-ка, что проезд им оплачен. Но я-то не получаю такие сообщения! Он расплачивается карточкой во всех магазинах, ему сообщения нужны. Я же расплачиваюсь карточкой только в маршрутках. Но мне повезло: женщина получила билет и выбросила его в пластиковую коробочку для билетов. Я подобрал. Успокоился. Но так и не узнал, бывают ли в Липецке контролёрские проверки (в Воронеже не проверяют, за всем следят водители и в редких случаях кондукторы, правда, последних я что-то давно не видел: людей приучили оплачивать транспорт добросовестно).
Карла Маркса – Советская – пр-т Победы.
Я захотел снять ещё и танк (памятник «Танкистам»), так как времени оставалось даже больше часа (вот почему мы бы успели на озёра). Но до танка «две остановки» (дальше) от автовокзала по навигатору. Через остановку автобус ушёл вправо. Куда глядел Юрий? Поленился хорошо ознакомиться с показаниями навигатора. Он остался меня ждать. А я рванул к танку.
Но там оказалась не остановка, а и все две. К тому же «танк в звезде» окружён автомобильным кольцом, на котором нет пешеходных переходов. Движение аховое. Стало даже немножко страшно. Но я прорвался и «запихал» в свой фотик ещё несколько снимков. Ну а далее – путь на вокзал.
Какое-то странное чувство возникло. Вроде что-то тогда (6 лет назад) всё-таки было в этом городе лучше. В Воронеже всё лучше стало за эти годы. А здесь – нет. Весна, что ли, тогда была. Эмоции, вдохновение. Вода в фонтанах била ввысь. Памятники некоторые не снял, что тогда… Да нет, я отгонял эти мысли прочь. В этот раз и сад сняли, и авиаторов, и в Нижнем парке хорошо погуляли, и на речку, и на остров, да и памятник танкистам тоже получился.
Да и день этот на творчество стал урожайным. Записаны строки в карманный блокнот, много экспромта на диктофон. Правда, в голову лезла одна лишь похабщина. Но я же «великий» матерный поэт! Несколько книг нецензурщины и хулиганства ждут издания. Из пристойного в Быхановом саду бросил: «Не пей, козлёночек – Иванушкой станешь». А из похабщины самое смешное и пристойное следующее.
«В Липецке есть заброшенная гостиница. От названия её остались только четыре буквы: «…у…ист». Первые три буквы отвалились». (Это когда купаться шли.)
Юрий в который раз за день спросил меня: будем ли мы пить водку? Я обозвал его Мефистофелем-искусителем и в очередной раз дал отрицательный ответ. Хватит пьянствовать. Не молодой уже: надо подумать и о здоровье.
На дорожку мы съели по пицце пеперони.
Рейс малость задержался. Снова много народу. На наших местах (7 и 8) уже сидели. Я согнал чужаков. Юрка предлагал пойти назад. Но я «включил» дар предвидения и никуда не дёрнулся. Сверка билетов и мест! Ещё несколько минут задержки. И выехали с автовокзала только где-то в 18:51(52). И снова остановки на каждой остановке. Подсаживаются люди и подсаживаются. Автобус забивается пуще утреннего! И снова хлевенские ребятишки наскребли 500 рублей. Знакомые лица.
Ноги гудели. Сказывалась усталость от ходьбы. Но спать не хотелось.
Теперь я сидел у окна и запоминал названия населённых пунктов, встречавшихся на дорожных указателях. Сырское, Подгорное, Хрущёвка, Ленино, Боринское. С этим названием у меня печальная история.
В начале 90-х я со своей первой семьёй (жена и дочь) ездил в Липецк (на «Вольво-345», тогда – бандитский автомобиль). Просто так, по магазинам пошляться. А потом возвращались домой. В Боринском зашли в местную торговую точку и увидели «Липецкую» минеральную. В стеклянных бутылках. А в Воронеже её не было никакой. Попросили ящик. Продавщица нас таких богатых невзлюбила. Сказала, что можно лишь по две бутылки на человека. Хорошо, дайте на троих – шесть бутылок. А она: только в обмен на пустую тару. Вот такая вот в Советском Союзе была торговля. Хоть и не было тогда уже СССР. Уехали, понятно, ни с чем. А так хотелось настоящей минералки!
Елецкая Лозовка, Хлевное (проехали по окраине: ребятишки сошли), Конь-Колодезь. Двигались медленно. И лишь войдя в родную область, водитель разогнался почти до ста километров в час. И почти успел к девяти: в 9:01 остановка на автовокзале (Юрий сошёл у памятника Славы).
Заглянул в «Пятёрочку». Купил топлёного молока, колбасы и батон. Мало того, что на 9 рублей больше пробили, так ещё и рубль сдачи давать не хотели. Оборзели торгаши!
Домой шёл медленно. Но силы ещё оставались. Молоко выпил по дороге. В 22:08 пришёл домой. Перекусил, вышел в интернет и в 23:05 лёг спать.
Всё! День закончился. Уснул быстро.

17-18.08.21.


Рецензии