Тающее время и вечность

«Вот десятки лет отделяют меня от моего младенчества. Бесконечная давность! Но стоит мне лишь немного подумать, как время начинает таять. Не раз испытал я нечто чудесное.  Не раз случалось: вот я возвратился в те поля, где я некогда был ребенком, юношей – и вдруг, взглянув кругом, чувствую, что долгих и многих лет, прожитых мною с тех пор, точно не было. Это совсем, совсем не воспоминание; нет, просто я опять прежний, совершенно прежний.»
                (И.Бунин. Жизнь Арсеньева)


Есть такое поле и у меня – более полувека я прихожу на него, последнюю четверть века –и с детьми.  Мы знаем и помним его во все времена года и суток, здесь встречали и закаты и рассветы… 

Когда-то лес за полем казался бесконечно далеким…  Позже мы с дочкой рискнули, захватив корзинку с яблоками и огурцами, отправиться туда.  Вторую половину пути прошли, продираясь через густую траву выше роста. И когда уже думали, что окончательно заблудились, вдруг открылся лес.  И оказалось, что именно здесь находится Трямландия из сказки Сергея Козлова. 

Да, время тает… И здесь, и на карьере, и в других дорогих местах. Но меняются и они сами, и мы – хотя бы потому, что к  воспоминаниям о всех прежних событиях и наших размышлениях о них добавляются всё новые. Так что невозможно согласиться со словами Бунина «совершенно прежний» без оговорок и уточнений.  Но я понимаю и полностью принимаю  другое его высказывание:


«…жизнь есть смена дней и ночей, дел и отдыха, встреч и бесед, удовольствий и неприятностей, течение несвязных чувств и мыслей…; а еще – нечто такое, в чем как будто и заключается некая суть ее, некий смысл и цель, что-то главное, чего уж никак нельзя уловить и выразить, и – связанное с ним вечное ожидание… чего-то такого, в чем эта суть, этот смысл наконец обнаружится.»
  (там же)

Да, наверно, именно такое ожидание постижения смысла «всего в целом» - без которого лишены смысла и частные события и действия – и побуждает  бесконечно возвращаться к дорогим сердцу местам. Пусть мы и не осознаем этой причины.

«Вспоминая мое прошлое, я в некоторой мере воссоединяю его с собою и становлюсь более единым, чем когда я о нем не вспоминал и оно… находилось как бы вне меня… Мы должны воссоединить прошлое с настоящим… и победить не временность, а ее несовершенство… Совершенная личность – всевременна.»
   (Лев Карсавин. О личности)

Такая умственная работа, когда мы осознаем несовпадение себя, вспоминающего, и вспоминаемого, много раз повторяемая, изменяет, преображает личность. Возможно даже, открывает нам упущенные возможности, новые ассоциации…

Удивительным образом сказанное перекликается со словами Мартина Хайдеггера, совсем недавно увиденными на русском языке в книге «О событии»:

«Вечное – это не дальше-длящееся, а то, что ускользает в одно мгновение, чтобы когда-нибудь вернуться. То, что может возвращаться не как то же самое, а как заново преображенное одно-единственное бытие…»

Эта книга считается вторым главным произведением последнего великого философа.  И если первая – «Бытие и время»  при всей своей связности трудна и даже недоступна для полного понимания (автор говорил, что его поймут лет через двести-триста),  то вторая вообще представляет собой собрание отдельных фраз, как бы стенографируемых для дальнейшего обдумывания.  Кажется невероятным   присутствие среди них такого четкого и конкретного  высказывания. Вероятно, ему придавалось особое значение.

Возможность соприкосновения нашей текущей жизни с вечностью , при внимательности к нашему внутреннему Я, чувствуют  поэты:

Всё время цело. Время – это море.
Оно, как  бесконечная  вода,
Течет, не утекая никуда,
И куполу недвижимому вторит.
Неисчерпаем времени запас.
Внутри у времени хранится Вечность.
Пускай оно втекает внутрь нас
И вытекает из глубин сердечных.
       (Зинаида Миркина)

Поэта дополняет глубокий протестантский теолог Пауль Тиллих :

«Не все люди могут увидеть «вечное сейчас» во «временном  сейчас», и ни один человек не способен видеть это постоянно. Но иногда «вечное сейчас» врывается в наше сознание и обнаруживает перед нами очевидность вечного – того измерения, которое «вклинивается» в поток времени.»

(Правда, в его мировосприятии именно вечность первична по отношению ко времени).

 
Вечность. Верьте иль не верьте, -
Кто  узнал  её при жизни,
Тот узнает после смерти.
        (Зинаида Миркина)



Фото дочери Иоанны 2010 года


Рецензии
"Правда, в его (Пауля Тиллиха) мировосприятии именно вечность первична по отношению ко времени".
А с этим трудно не согласиться: по определению, Вечность существует всегда, а времена начинаются и проходят. Правда, Вечность, для нас, временных существ - только невоспринимаемая категория, а время, вполне конкретно, уносит наши жизни.

Замечательно, что оба высказывания - из Хайдеггера и Тиллиха, изложенные прозой - одинаково поэтичны открытостью в Вечность.

С уважением

Александр Гаврилов 7   31.03.2022 17:22     Заявить о нарушении