Друзья в память об Александре Ник. Стрижеве

Соболезнования и воспоминания об Александре Николаевиче Стрижеве


17 марта в Москве после тяжелой болезни скончался русский писатель Александр Николаевич Стрижев.

Родился он 12 августа 1934 года, в день памяти Святого мученика Иоанна Воина. Назван в честь Святого благоверного великого князя Александра Невского  - великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской, которому принадлежат слова: «Не в силе Бог, а в правде!». Отошёл ко Господу Александр Николаевич тихо во сне, в день памяти Святого благоверного князя Даниила Московского, отличавшегося кротостью, нестяжанием и братолюбием и положившего начало собиранию Русских земель в единую мощную державу. Во всём виден Промысел Божий…
А.Н. Стрижёв - член Союза писателей России (с 1994), Международного фонда славянской письменности и культуры, член-корреспондент Академии славянской культуры, действительный член Географического общества, основатель, первый председатель, а впоследствии старейшина Православного Братства во имя преподобного Серафима Саровского, участник Всемирного Русского Народного Собора…

В течение трёх дней после кончины А.Н Стрижева вышло несколько материалов, посвящённых его памяти. Хотелось бы отметить их:

НЕКРОЛОГИ А.Н. СТРИЖЕВА:

«У верующего человека обязанность одна – быть человеком». На 88-ом году жизни отошёл ко Господу русский писатель, литературовед и историк русской культуры Александр Николаевич Стрижев // Интернет-ресурс: «Русская народная линия»:  URL: (дата обращения 18.03.2022 г.).

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ Русскому подвижнику Александру Николаевичу Стрижеву // Интернет-ресурс «Русское воскресение»: URL: http://voskres.ru/info/sobinfo901.htm (дата обращения 18.03.2022 г.). Некролог подписан: «Марк Любомудров, Виктор Потанин, Владимир Крупин, Станислав Куняев, Анна Евтихиева, Александр Фоменко, Николай Егоров, Сергей Перевезенцев, Андрей Печерский, Александр Новосельцев, Константин Скворцов, Маргарита Бирюкова, Наталья Петрова, Татьяна Максимова, Владимир Левченко, Владимир Зимянин, Иван Чуркин, Юрий Лощиц, Виктор Гуминский, Сергей Котькало, Марина Ганичева, Сергей Куличкин, Валерий Хайрюзов и многие-многие писатели России».

Сергей Арутюнов. Русский стриж // Интернет-ресурс «Правчтение: Портал  о православной литературе»: URL: https://pravchtenie.ru/avtorskie-kolonki/russkiy-strizh/

Вечная память Александру Стрижеву // «Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой». Интернет-ресурс «Проза.ру»: URL: http://proza.ru/2022/03/18/41 (дата обращения 18.03.2022 г.).

Не стало Александра Николаевича Стрижева // Интернет-ресурс «Пушкино сегодня»: URL: https://pushkino.tv/news/zhizn-zamechatelnykh-zemlyakov/175618/ (дата обращения 20.03.2022 г.).

Радио «Радонеж» в память Александра Николаевича Стрижева опубликовало в эфире его беседы, посвященные отцу Иоанну Кронштадтскому:  URL: https://radonezh.ru/radio/2022/03/18/20-18 (дата обращения 20.03.2022 г.).


ПИСЬМО МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО КЛИМЕНТА

Большим утешением для родных и близких Александра Николаевича стало письмо-соболезнование на имя его супруги от Митрополита Калужского и Боровского Климента, Председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви (от 18.03.2022 г. № 14/246). Позвольте привести его полностью:

«Уважаемая Ирина Алексеевна,
дорогие братья и сестры!
С глубокой грустью узнал я об уходе из земной жизни писателя, литературоведа, историка русской культуры, библиографа Александра Николаевича Стрижева. Когда перечисляешь, кем был Александр Николаевич, сразу становится понятно главное: книга была центром его жизни.
С детских лет увлеченный, преданный книге читатель, во взрослом возрасте он стал автором большого количества произведений о природе. В советские годы его знаменитые «фенологические очерки» на страницах газет не только помогали читателям увидеть красоту окружающего мира, но и заново открывали для них христианскую духовность.
Александр Николаевич немало сделал для того, чтобы имена писателей И.С. Шмелёва, В.А. Никифорова-Волгина стали известны современникам, чтобы их наследие заняло свое достойное место на полках библиотек и в умах и сердцах читателей.
Нельзя не сказать о его редакторской работе, особенно хочется выделить «Полное собрание творений святителя Игнатия (Брянчанинова)», над которым он трудился.
В 2019 году его вклад в русскую литературу и русскую культуру был высоко оценен Русской Православной Церковью: он стал лауреатом Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Кончина Александра Николаевича опечалила всех, кто его знал, всех его читателей. Александр Николаевич ушел, но то, что сделано им для нашей культуры, навсегда останется в ее сокровищнице, обогащая как нас, его современников, так и многие поколения потомков.
Да упокоит Господь душу новопреставленного в Царствии Небесном.
Вечная ему память».


НА КОНЧИНУ АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА СТРИЖЕВА ОТОЗВАЛИСЬ ЕГО БЛИЗКИЕ И ДАЛЁКИЕ ДРУЗЬЯ.
Хотим поделиться с нашими читателями поступившими к нам словами соболезнований и воспоминаний:

Александр Николаевич НИКОЛЮКИН, доктор наук, редактор «Литературоведческого журнала» ИНИОН РАН:
«Мои глубочайшие соболезнования…
Большая скорбь для меня лично и для нашей словесности…».

Юлия Владимировна УРТИКОВА, директор Шацкого историко-культурного центра:
«Потрясены до глубины души печальной новостью!!! Скорбим и плачем вместе с вами всеми!!! Крепитесь!!! Для нас это большая потеря!!!».

Ирина Захаровна БЕЛОБРОВЦЕВА, доктор наук, профессор русской литературы из Таллина (Эстония):
«…Я только что узнала о смерти Александра Николаевича. Сказать, что мне грустно, - значит ничего не сказать. И я, да и все, кто любит русскую культуру, потеряли подвижника, прекрасного, вдумчивого исследователя, знатока, много сделавшего для изучения истории, литературы, русской природы, народных верований. Многое сделанное им было открытием и для меня, и для многих, многих других.
Но у меня есть и свои особые воспоминания о нем, о его манере говорить, о легкости, с какой он "зажигался", говоря о том или ином писателе, о том или ином явлении культуры. И он был щедрым в оценке моей работы, понимая, что это наше общее дело.
Так что мне сейчас очень горько. Как бывает горько всегда, когда из среды, из круга людей, в хорошем смысле этого слова одержимых культурой, выпадает одно из звеньев…
Примите мои глубокие соболезнования».

Максим КОРОЛЁВ, православный краевед из Москвы
«…Не стало дорогого человека….
Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего,
новопреставленного Александра.
Прости ему вся согрешения, вольная и невольная,
и даруй ему Царствие Небесное…».

Виктор Петрович ТРОИЦКИЙ, математик, полковник запаса военно-космических войск, старший научный сотрудник Библиотеки истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева»:
«Вечная память Александру Николаевичу!..
Мы поместим это известие у нас на сайте».
Некролог памяти А.Н. СТРИЖЕВА опубликован на сайте: «ДОМ А.Ф. ЛОСЕВА. Научная библиотека и мемориальный музей»: «Александр Николаевич Стрижёв. Светлая память»: URL:


Михаил Пантелеевич ЛЕПЁХИН, историк литературы, научный сотрудник Библиотеки Академии Наук:
«Получил от Вас скорбную весть. Увы! Был у А.Н. позавчера вечером - и видел, что конец близок.
А в декабре - при физической немощи сколь был ясен его ум!.. Лично знал А.Н. 33 года - о чем только не говорили…
Увы - всё в прошлом…
Мои соболезнования…».

Елена Владимировна СЕМЁНОВА, редактор журнала «Голос эпохи»:
«…Горькая весть, Царствие Небесное Александру Николаевичу, русскому подвижнику, труженику и просветителю!
Очень жаль, что не успели мы издать книгу его при его жизни...».

Тамара Васильевна ВЕРЕСОВА, писатель, журналист, руководитель Псковского регионального отделения Союза краеведов России:
«Мои самые… Соболезнования. Мы осиротели духовно…».
На своей страничке «ВКонтакте» Тамара Васильевна опубликовала некролог и свои воспоминания об А.Н. Стрижеве: URL: https://vk.com/id120874541?w=wall120874541_2369
«Печальная весть пришла из Москвы: сегодня в 8 утра не стало Александра Николаевича Стрижёва, первооткрывателя имени Леонида Зурова: именно Александру Николаевичу по возвращении на Родину доверил часть архива Л.Ф. Зурова Александр Исаевич Солженицын - и на его основе А.Н. Стрижёв подготовил книгу "Обитель", вышедшую в издательстве "Паломникъ" в 1999 году. На основе этого архива Александр Николаевич составил библиографию трудов Л.Ф. Зурова - опубликована в "Литературоведческом журнале" ИНИОН РАН. Производить "в литературный чин" незаслуженно забытых или оболганных в советское время писателей было главным делом А.Н.: в октябре 2018 г. на VIII Псковских международных краеведческих чтениях Маргарита Бирюкова, его помощница, прочла доклад (совместный) о псковитянке Ольге Хмелёвой, чей писательский талант был отмечен Львом Толстым. Это имя стало открытием для псковского краеведения. Я подружилась с Александром Николаевичем в 2011 году - нас познакомила, опять же "на почве общих интересов" к биографии Зурова - Татьяна Никитична Жуковская, потомица хозяев невельского Канашова. Мы встречались часто, когда я жила в Москве. По возвращении в Псков наши контакты не прекратились: я постоянно бывала у А.Н. в свои частые приезды в столицу. Последний раз - 4 сентября 2020 года: Александр Николаевич захотел видеть мой диплом "Подвижник краеведения" (его дом в 10 минутах ходьбы от Манежа, где проходило награждение дипломантов Всероссийского конкурса "Малая родина") и поздравить меня с наградой. В апреле 2021 г. на Книжном форуме "Русский Запад" я представляла Фонд "Возрождение Тобольска" (по просьбе его председателя А.Г. Елфимова), с которым сотрудничал А.Н. Стрижёв. На выставке была представлена и книга "Русский писатель АЛЕКСАНДР СТРИЖЕВ: творческий облик" (издан Фондом "Возрождение Тобольска"). Александр Николаевич признан классиком современной литературы, он - лауреат Патриаршей литературной премии имени Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия. Я потеряла единомышленника, друга. О его болезни знала и на следующей неделе собиралась непременно навестить Александра Николаевича».


Дагмар КАССЕК, исследовательница из Германии:
«…Мои глубочайшие соболезнования. Я очень благодарна судьбе, что мне довелось познакомиться и подружиться с дорогим Александром Николаевичем. Меня утешает в своей скорби мысль о том, что его уход в другой мир - спасение от тяжких страданий…».

Михаэль ХАГЕМЕЙСТЕР, учёный историк и славист из Германии, доктор наук:
«ВОСПОМИНАНИЯ О ДРУГЕ В МОСКВЕ
Среди людей, с которыми я познакомился в ходе многочисленных поездок в Москву, некоторые стали для меня друзьями. Одним из них был уже покойный Валентин Арсентьевич Никитин. В 1980-х годах он работал в издательском отделе Московского Патриархата и был женат на внучке Павла Флоренского. Валентин знал многих художников, писателей, философов, которых в то время назвали бы инакомыслящими, и познакомил меня с ними. С 1982 года я почти каждый год ездил в Москву, чтобы собрать материал для своей докторской диссертации о Николае Федорове.
Наверное, это было где-то в середине 1980-х годов, когда Валентин взял меня в гости к одному из своих знакомых, который жил на улице Семашко, недалеко от Библиотеки имени Ленина, где я проводил большую часть времени в читальном зале № 1. Я помню впечатление, которое произвела на меня квартира, похожая на музей. Хозяин оказал нам дружеский прием, и вскоре выяснилось, что он такой же любитель и коллекционер книг, как и я. Так я познакомился с Александром Николаевичем и Ириной Алексеевой, которых с тех пор посещал при каждом удобном случае.
Кроме Федорова, меня интересовали и другие русские философы, особенно Алексей Лосев (которого мне удалось посетить и взять интервью в марте 1984 года), Павел Флоренский и так называемые "космисты". Александр Николаевич оказался фундаментальным знатоком и в этой области. Позже я открыл для себя религиозного писателя Сергея Нилуса. И снова именно Александр Николаевич предоставил мне богатейшую информацию. Он также помог установить контакт с Игуменом Германом (Подмошенским), с которым мы с женой вместе совершили паломничество в Крутец на могилу Нилуса.
Но особенно впечатлили встречи с Александром Николаевичем и Ириной Алексеевной на даче в Тарасовке. Здесь мне показалось, что я почувствовал что-то от атмосферы старой России, когда мы сидели вокруг самовара в саду и пили чай. Александр Николаевич, с его теплотой и щедростью, воплотил в себе все то, что заставило меня, "немца-аккуратного", увлечься Россией.
Теперь он ушёл из жизни. Моя жена, которую он трогательно называл Анной Петровной, и я, Миxаил Мартынович, никогда его не забудем. Наши искренние сочувствия и все добрые пожелания - Ирине Алексеевне.
Михаэль (Михаил Мартынович) Хагемейстер».


Рецензии