Постулат 8. Истоки Совести

Совесть – это всеобщие знания о Добре и Зле, регулирующие поведение человека.

Комментарии:

Слово «со-весть» на некоторых языках христианкой культуры звучит по-разному, но структура и смысл его остается одинаковой: con-scientia (лат), con-science (анг), Ge-wissen (нем).

Чтобы понять суть слова «совесть» обратимся к «великому и могучему» русскому языку. Всем ясно, что это слово состоит из двух разных частей: со-весть. При этом приставка «со» обозначает во многих словах русского языка: объединение принадлежности к чему-то, соединение одинаковых представлений о чем-либо. Например, со-звездие, со-дружество и т.д. и т.п. Слово «весть» заключает в себе понятие «сообщения». В старо славянских языках это слово обозначало «знание». В церковнославянском языке оно несло значение «знает, ведает», отсюда «благовестие, благовещание». Обратите внимание, речь идёт не просто о знании, а знании о добре. Таким образом, соединив две части слова «со-весть» получаем новый смысл: объединённые, одинаковые представления некого знания, регулирующие поведение человека, у кого эти знания отсутствует – их в полной мере можно назвать безсовестными.

Возьму на себя смелость утверждать, что в души наших прародителей Адама и Евы у «Древа познания» впервые были посеяны зерна совести (другие знания они постигали позже). «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, ЗНАЮЩИЕ добро и зло» (Быт. 3:4, 3:5). Змей предлагает вкусить некие новые знания, которые готовили для человека «…томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл.1, 1:17, 1:18). И в этом «томлении духа» не последнюю роль играла совесть, те самые всеобщие знания о добре и зле.


Рецензии