К 80-летию Питера Гринуэя

К 80-летию Питера Гринуэя
Питер Гринуэй  (Peter John Greenaway) родился 5 апреля 1942 года в Ньюпорте (Уэльс).
Как пишут биографы, Питер в школьные годы был двоечником по математике, но с головой уходил в литературу и историю, особенно Средневековья. Он интересовался европейской живописью, его занятия рисованием поощрялись, и уже в детстве Питер решил связать себя с живописью. Подростка Гринуэя особенно интересовала пейзажная живопись. Во время велосипедных прогулок по Эссексу он часто делал зарисовки местности, а на летних каникулах, традиционно проводимых в Уэльсе в деревенском доме бабушки, рисовал горы и угольные карьеры.
Интерес к кино возник с просмотра фильма Ингмара Бергмана «Седьмая печать» (1957). Фильм произвёл на юного Гринуэя огромное впечатление и стал началом увлечения европейским авторским кино.
Гринуэя привлекли фильмы Антониони, Пазолини, Годара и Рене. В 1959 году Питер и его друг Брайан Лав начали снимать на камеру формата Супер 8 фильм «Смерть настроения». Первый фильм Гринуэя, романтичный и меланхоличный, содержал образы «Офелии» Миллеса и Смерти из «Седьмой печати». Он был снят на четырёх крупных кладбищах Лондона.
Попытки получить профессиональное образование в кинорежессуре и создавать и распространять свои авторские фильмы до середины 1970-х годов терпели неудачи. В конце 1970-х годов авторские фильмы Гринуэя начинают замечать на кинофестивалях. «Прогулка через Эйч» и снятая сразу после неё «Реконструкция „Вертикальных предметов“» получают хвалебные отзывы в прессе. В 1980 году Гринуэю удаётся снять свой первый полнометражный фильм — «Падения». В том же 1980 году на Лондонском кинофестивале, проводимом Британским институтом кино, «Падения» (вместе с фильмом 1965 года «Сестры по сцене» китайского режиссёра Се Цзиня) получил премию «The Sutherland Trophy», присуждаемую наиболее оригинальной и творческой дебютной работе.
Питер Сэйнсбери (Peter Sainsbury) из Британского института кино предложил Гринуэю снять полноценный игровой фильм. Очень скоро у Гринуэя был готов сценарий фильма «Контракт рисовальщика». Съёмки фильма прошли летом 1981 года в Грумбридж-Плэйс, Кент.
Успех «Контракта рисовальщика» оказался ошеломительным, и Гринуэй с этим своим фильмом объехал весь мир, посещая зоопарки всех городов, в которых побывал. Самые сильные впечатления на него оказали берлинский и роттердамский  зоопарки — они вдохновили его на создание фильма «Зет и два нуля». Пребывание в Риме в 1983 году сопровождалось болями в животе. Этот неприятный опыт (и то, что ранее родители умерли от рака желудка) нашёл отражение в сценарии «Живота архитектора».
В 1985 году началось сотрудничество Гринуэя с оператором-постановщиком Сашей Верни, не прекращавшееся до смерти оператора в 2001 году, и голландским продюсером Кесом Касандером.
В 1988 году Гринуэй, представлявший на 41-м Каннском кинофестивале свой фильм «Отсчёт утопленников», получил премию «За лучший художественный вклад».
В 1993 году снял скандальный фильм-притчу «Дитя Макона», оформленный в декорациях средневекового миракля, в котором обыграл ханжескую мораль и конформизм светских и церковных властей.
Один только список уникальных, «шедевральных» фильмов Гринуэя после «Отсчёта утопленников» поражает и говорит о многом:
1988 Боязнь утонуть Fear of Drowning
1988 Смерть в Сене Death in the Seine
1989 Повар, Вор, его Жена и её Любовник The Cook, The Thief, His Wife & Her Love
1989 Рукопожатие Хуберта Балса Hubert Bals Handshake
1989 Данте. Ад. Песни I—VIII A TV Dante. The Inferno: Cantos I—VIII
1991 Книги Просперо Prospero’s Books
1991 Прогулка по библиотеке Просперо A Walk Through Prospero’s Library
1991 Человек, Музыка, Моцарт начинаются с М M Is for Man, Music, Mozart
1992 Роза Rosa
1993 Дарвин Darwin
1993 Дитя Макона The Baby of M;con
1994 Лестницы 1: Женева                Stairs 1: Geneva
1995 Люмьер и компания                Lumi;re et Compagnie
1995 Записки у изголовья (Интимный дневник) The Pillow Book
1997 Мост                The Bridge
1999 8; женщин 8; Women
1999 Смерть композитора: Роза, конная драма The Death of a Composer: Rosa, a Horse Drama
2001 Путешествия по Рейтдипу Reitdiep Journeys
2001 Адуардские кости Aduard Bones
2001 Человек в ванне The Man in the Bath
2003 Чемоданы Тульса Люпера: Моавитская история
The Tulse Luper Suitcases: The Moab Story
2003 Чемоданы Тульса Люпера: Антверпен
The Tulse Luper Suitcases: Antwerp
2004 Чемоданы Тульса Люпера: Из Во к морю
The Tulse Luper Suitcases: Vaux to the Sea
2004 Чемоданы Тульса Люпера: От Сарка до конца
The Tulse Luper Suitcases: From Sark to the Finish
2004 Европейский душ The European Showerbath
2005 Жизнь в чемоданах A Life in Suitcases
2007 Ночной дозор Nightwatching
2007 Заселяя замки Венарии-Реале Peopling the Palaces at Venaria Reale
2008 Секс и смерть в Зволле Sex and Death in Zwolle
2008 Рембрандт. Я обвиняю! Rembrandt’s J’accuse…!
2009 Свадьба The Marriage
2010 Ботеро. Дань уважения Питера Гринуэя Botero. A homage from Peter Greenaway
2010 92 ядерных взрыва на планете Земля
92 Atomic Bomb Explosions on the Planet Earth 20 мин.
2011 Замок Амеронген Kasteel Amerongen / Castle Amerongen
2012 Гольциус и Пеликанья компания Goltzius & the Pelican Company
2013 Как раз вовремя Just in Time
2015 Эйзенштейн в Гуанахуато Eisenstein in Guanajuato
2018 Пешком до Парижа Walking to Paris
2019 Эйзенштейн в Голливуде Eisenstein in Hollywood
2019 Любовь питают музыкой The Food of Love

После того, как Гринуэй поселился в Амстердаме, он с участием Касандера запланировал и стал снимать много новых  фильмов. Среди них: приуроченный к 500-летию со смерти художника «Босх» (Bosch, 2016) — третий проект в гринуэевской серии «Голландские мастера», «Дитя любви» (The Love Child) — история о призраке ребёнка в Японии X века, романтическая комедия «4 бури и 2 младенца» (4 Storms & 2 Babies) — о женщине, забеременевшей после группового секса с двумя мужчинами, инспирированная произведениями Борхеса «Шлюха без лица» (The Whore Without a Face), фильм о непорочном зачатии «Иосиф» (Joseph) и лента об Оскаре Кокошке. Также Гринуэй вместе с Саскией Боддеке снимал фильм «Волга», посвящённый путешествию Александра Дюма по России в 1858 году и историческим событиям в посещённых им городах.
Советские и российские зрители неизменно восторгались и продолжают увлекаться просмотром произведений, удивительным творчеством гениального режиссёра, сценариста Питера Гринуэя в ожидании новых работ.


Рецензии