Моя любимая бабушка и мой Донбасс

   
               
фрагмент.
1
 Здесь мои воспоминания о советском периоде 60-80-х годах  на Донбассе не только о моей бабушке и её жизни на Украине, на благодатной, урожайной, гостеприимной, мирной, плодородной Донецкой земле. Но и о великих тружениках: шахтёрах, строителях, механизаторах, комбайнёрах, доярках, продавцах – простых людях - дончанах разных национальностей, которые, тогда мне ребёнку и подростку встречались во времена летних каникул. В это советское время  на Донецкой земле царило единство, добро, сотрудничество и согласие.
А так же – этот рассказ о цветущих  красивых маленьких и больших городах, сёлах и деревнях Донбасса, о жизнерадостных детях и взрослых – о Дончанах, о бескрайних донецких полях и степях. В  целом о том, что любила и люблю и помню до сих пор!
Я очень любила  мою бабушку, Авцину Евгению Фёдоровну . Она  - русская, сибирячка из Восточной Сибири- с Байкала. Евгения Фёдоровна жила  и работала в Донецкой области на Донбассе около тридцати шести лет. Мы с мамой часто гостили у неё, поэтому пишу, что было реально.
Когда приезжали, обычно в июле, то бабушка старалась нас накормить  вкусно, сытно и обильно.
-  Вот мои, голодные уральцы приехали. Надо их откормить ,- доверительно  и жалостливо говорила бабушка  молодой соседке Любочке.
Я часто гостила летом у бабушки. Мы – советские дети бегали и играли все вместе в небольшом городском  дворе. Это были дети разных национальностей. Мы  купались  в жару в ставке (пруду), так как реки там не было.
Однажды я плавала  в пруду, а рядом фыркала и плыла водяная крыса - выдра. Когда я её увидела, то сильно испугалась,и выбежала как ошпаренная на берег, а дети на до мной смеялись. И было всем весело.  Мы бегали часто  в посадки – поля ,где колосилась кукуруза, и нам кивали своими головками подсолнухи, росли абрикосовые деревья. Нам нравилось бегать  по  кукурузному полю и среди скрывающих нас подсолнечников. Дети отрывали большие головки подсолнухов, перегибали их, ломали, и кушали  сырые семечки, а потом, посмотрев  друг на друга, звонко смеялись, так как  рты их были фиолетового цвета. Иногда приносили несколько початков кукурузы, их варили, а потом уже остывшие початки натирали солью и кушали.
 - Вкуснотища – эта варёная кукуруза!  Вкуснотища - арбуз(кавун) с корочкой белого хлеба или свежий огурец с мёдом!Вкуснотища - вареники с вишней, и  с картофелем и сыром!!
Там жили все семьи дружно. В начале двора были квадратные столы, где мужчины играли в домино и шашки. Там, в бабушкином дворе, стояло четыре двухэтажных дома. Там праздновали юбилеи, свадьбы и проводили поминальные обеды и ужины. В конце бабушкиного дома,  стоял большой и длинный стол. Все соседи готовили разные блюда, закуски, приносили крепкий самогон в трехлитровых банках, накрывали на стол. После застолья пели песни разных народов СССР  от татарских, русских до задорных частушек и мелодичных, задушевных украинских песен. В бабушкином доме было двадцать пять квартир. Жили разные семьи, в основном русские, одна татарская семья и две украинских.
2
Еще лучше было на Донбассе летом в деревне. Девчонки деревенские и городские  вместе бегали, играли в прятки, рассказывали по вечерам весёлые и жизненные  истории о мальчишках, родственниках, а потом дружно пели русские и украинские песни.Мне долго нравился певучий украинский язык. Я любила слушать и смотреть передачи для детей по радио и телевидению. Никто, ни кого не дразнил ,не называл обидными прозвищами «кацап» или «москаль». Я подружилась с  деревенскими девочками, особенно с Юлей и её семьей. Юлин папа работал на комбайне. А мама и старшая сестра – доярками на ферме. На ужин часто кушали вареники с картошкой и сыром, запивая парным молоком, или ели вареники с вишней, смакуя  и высасывая из сочней сладковатый  сок. Как мне нравилась украинская кухня! Помню вкус украинского борща, похлёбки с куриными потрашками, зелёных  щей с клёцками, мясистых сладких помидор и вишнёвого варения, ягодных компотов...
Это всё готовила  моя любимая бабушка. Эти супы, борщи, похлёбку научились варить и мы с мамой.   
Ночи, вечера летом на Украине тёмные и тёплые, поэтому ложились спать в деревне  рано, ведь с утра на работу, а надо ещё накормить свою скотину. Была у них своя бахча с полосатыми арбузами. Мы дважды с Юлей в Шишовке спали на улице, где стояла широкая  кровать. Мы просыпались  с подружкой рано от призывных  криков петуха, кудахтанья кур, весёлого похрюкивания свиней. Мне это было в диковинку, но приятно от лёгкого летнего ветерка и прекрасного рассвета. Эта небольшая деревня Шишовка, где в промтоварном магазине работала моя бабушка, которую уважительно селяне величали Фёдоровной. Её любили в этой деревне за простоту и доброту, отзывчивость, отношение к людям. Она отвечала простым людям тем же, дружила с несколькими семьями, а в одной  украинской семье была как родная.
Мы с мамой и бабушкой часто ездили на автобусе по небольшим донецким городкам: Торез, Снежное, Кировск.
Там покупали иностранные вещи, обувь, оптику, сумки…
Небольшие городки были зелёными,компактными и уютными. Здесь работали: шахты, магазины,  оптики, кафе и столовые, учреждения культуры и быта,А так же школы, детские сады, библиотеки, училища. В то время города были гостеприимными, а люди ещё и доброжелательными. В  Шахтёрске работала единственная на Донбассе трикотажная фабрика, где выпускали ажурные разноцветные блузки и костюмы из синтетики. В этом шахтёрском городке работал трёхэтажный большой универмаг, а вверху, почти у самого  неба работала постоянно  канатная дорога с вагонетками полными угля или породы, которые двигались  в одну сторону, а обратно возвращались пустые.
Мы были  с мамой и бабушкой несколько раз в современном Донецке по делам и просто гуляли, любовались многоэтажными   красивыми зданиями, фонтанами памятниками, скверами, парками, где цвели розы разных сортов. Вначале был город шахтёров и сталеваров – Макеевка, а потом – столица Донбасса, его главный город - Донецк. Какой был красивый город и аэропорт!За несколько десятков, сотен километров  до Донецка висели лозунги, афиши с достижениями дончан и Донбасса, а при въезде в город стоял огромный памятник  шахтёра. Его чёрная фигура, рука были обращены к автостраде и развёрнуты  к въезжающим так, что всем казалось, будто Шахтёр приглашает  в город Донецк. А сегодня - разрушено всё, ямы от взрывов снарядов и бомб. от аэропорта ничего не осталось.
Это было моё счастливое советское  детство на Украине, на Донбассе, которое я помню,вспоминаю и люблю до сих пор. Поэтому мне сегодня очень больно  за разрушенный и разорённый Донецк и Донбасс, за страдания, слёзы  и смерти дончан: детей,  женщин, стариков, которые восемь лет подвергались геноциду украинских националистов.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.