Аммиан Марцеллин - солдат и историк. Часть 3

Предыдущая часть - http://proza.ru/2022/03/16/1311

В Риме Аммиан познал в полной мере, как горек хлеб на чужой стороне.
Он был образован, но небогат.
Небогат до такой степени, что, для того, чтобы не умереть с голоду, - нуждался в денежных раздачах римской знати.
В Вечном Городе - солдату Империи приходилось искать покровительства меценатов: всех этих Симмахов и Никомахов, возводящих свой род, якобы, к аристократии старой Республики.

Некоторое утешение Аммиан находит в том, чтобы донести до читателя (а если повезет, и до потомков) труд своей жизни, который он, - грек по происхождению и образованию, - пишет на неродном для него латинском языке.

Латынь Марцеллина, как отмечают комментаторы, порой груба и неуклюжа, его стиль часто  уступает изысканному стилю Цезаря и Цицерона, однако, - совершенно точно, - его Res Gestae захватывает читателя силой своей выразительности, правдивостью образов и подкупающей цельностью идейной позиции.

Старания Аммиана, в конце концов, увенчиваются успехом: об этом мы узнаем из письма к нему знаменитого антиохийского ритора Либания – современника и друга нашего героя.
«Я счастлив, - пишет Либаний, - что ты обрел Рим, а Рим обрел тебя: я слышал, что Рим высоко оценил твой труд… Это честь не только для тебя, но и для всех нас, кто узнал об этом»

Таковы скудные сведения о последнем, римском периоде жизни Аммиана Марцеллина.
Для него это были годы ухода в мир творчества, годы осмысления прошедшего, своего и всего римского государства и народа.

Завершая свою историю, Аммиан Марцеллин, как бы подводит итог своей жизни -  отмечает, что написал это сочинение,  как бывший солдат и грек (miles quondam et graecus).

В этой самохарактеристике писателя – ключ к пониманию его труда:

- «бывший солдат» вмещает  воинский опыт  писателя.
В термин «miles» он вкладывает не только профессиональный смысл, но и совокупность представлений о солдате Империи:
- храбрость, стойкость, дисциплинированность, верность командирам, - но также и апелляцию к снисходительности читателя: стремление оправдать простой и безыскусный «солдатский» стиль сочинения.

А «грек» - судя по всему, подчеркивает не столько этническую принадлежность автора, сколько связь его сочинения с исторической традицией античных авторов.

Всем, кому интересна история поздней Империи, советую почитать сохранившиеся фрагменты из труда Аммиана Марцеллина (кн. 14 - 31 – охватывающие период с 353 – 378 г.)
Их можно легко найти в сети.
Первые 13 книг,  посвященные истории Империи  с 96 до 352 г. – утеряны.


Рецензии
Хоть и поздней, но ИМПЕРИИ! Вот что интересно! Как без внешних завоевателей менялся и изментился социум?

Владимир Островитянин   02.04.2022 00:49     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Владимир.
Не вполне понял Ваш вопрос (если это был вопрос, конечно)
Имперский социум менялся как раз под влиянием внешних (не завоеваний, наверное), а скорее, постоянных нападений на Империю. После относительно спокойного периода раннего принципата (1-2 вв), начался ПОСТОЯННЫЙ натиск уже не разрозненных племен, а огромных межплеменных союзов (саксы, бургунды, франки, готы, вандалы, сарматы и проч.) на рейнские и дунайские провинции.
Империя отбивалась как мола. Иногда успешно.
Но для этого в 4 в. пришлось переформатировать власть и общество.
С уважением,

Кузьма Калабашкин   02.04.2022 15:11   Заявить о нарушении
Именно так. Но в Вашей описательной части, безопасные шествия некоторых граждан Рима с рабами и секретарями... Но все это при государственном устройстве с главенствующим христианством??? Вот я о чем!

Владимир Островитянин   02.04.2022 16:15   Заявить о нарушении
Христианская церковь, Владимир, на удивление быстро трансформировалась.
Миланский эдикт императора Константина (313 г) легализовал её в рамках провозглашенной общей религиозной терпимости.
Через 80, примерно, лет Феодосий 1-й вообще запретил все языческие культы в Империи, а церковный клир стал постепенно превращаться в государственное чиновничество.

От терпимости и человечности первоначального христианства - не осталось и следа, а церковные должности все более доставались лукавым политикам, озабоченным не столько спасением душ паствы, сколько своим собственным материальным благополучием и властью.

Если восточная церковь ещё сохранила, отчасти понимание своего призвания, то римские епископы в полной мере стали заботиться не о душах христиан, а только о своем месте на социально-политической сцене.

Не знаю, ответил ли я Вам.
О подобной же трансформации церкви в России я писал в цикле "Древлкправославие".
Ежели Вас интересует этот вопрос - гляньте, ежели будет время и желание.

С уважением,

Кузьма Калабашкин   03.04.2022 13:26   Заявить о нарушении
Абсолютно! И в полной мере! Я удовлетворен! А еще, оценив некотые отличия Армянской апостольской церкви от православия греческого толка))) Думается, что это в сущности сохранившаяся в первозданности византийская религия, что приняла ее провинция Великая Армения. Получается они как наши староверы, но во вселенском и глубоко историческом понимании!

Владимир Островитянин   03.04.2022 14:53   Заявить о нарушении
Об армянской церкви, Владимир, мне пока ничего не доводилось читать.
Поэтому, никаких оценок дать не могу.
Знаю только, что христианство в Армении было принято в качестве государственной религии то-ли в 301 то-ли в 304 году, и т.о. Армения стала первым христианским государством - еще даже до миланского эдикта Константина.

Кузьма Калабашкин   03.04.2022 15:39   Заявить о нарушении
Вот и я о том же!

Владимир Островитянин   03.04.2022 15:44   Заявить о нарушении
Но, Константин такое провернул!

Владимир Островитянин   03.04.2022 16:04   Заявить о нарушении