Голливудская псарня

Основным соперником взявшего «Оскар» за лучший фильм «CODA: ребенок глухих родителей» стал артхаусный вестерн режиссера Джейн Кэмпион «Власть пса» с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли. Победить картина не смогла, но Кэмпион сумела утащить статуэтку за лучшую режиссуру.

Фильм основан на одноименном романе американского писателя Томаса Сэвиджа и рассказывает о двух братьях – владельцах ранчо: тихом Джордже и деспотичном Филе. После женитьбы брата на бедной вдове, у которой есть робкий сын Питер, Фил становится ее страшным сном. Но все оказывается не так просто.
Еще до оглашения результатов церемонии было ясно, что «Власть пса» явно готовят к большому будущему – оценки критиков рекордов не били, но тем не менее были очень хороши. Это неудивительно: режиссер-женщина, легкий налет гомосексуальной темы, домашнее насилие… Для современных премий – рай, есть где разгуляться. К сожалению, если отбросить общественную повестку, фильм оказывается не таким феноменальным.

Начнем с того, что ни одна из тем, затронутых в фильме, режиссеру не удалась. Вдова, которая выставляется как жертва тирана-деверя, на самом деле меркантильная алкоголичка. Ее сын – крайне скользкий изнеженный латентно-гомосексуальный садист. Джордж – безвольная тряпка, которая строит из себя высокородного аристократа. Фил – психически неуравновешенный глубокого несчастный фермер, который в стремлении все держать под контролем следует завету Черномырдина «хотели как лучше…».

Ни один из героев не вызывает ни капли сочувствия. А это – прямой путь в отторжение от социально-значимой повестки. Как можно сочувствовать вдове, которая использует мужа и прячет по углам дома бутылки? Или категорично ненавидящему Фила ее отпрыску, который засматривается на обнаженное тело новоиспеченного дяди, в свободное время цинично разделывая кроликов в его доме? Или самому Филу, который свою мужественность видит исключительно через немытое тело?

Это провал, видимо, заметило и оскаровское жюри, отдавшее приз за лучший фильм гораздо менее претенциозной «CODA». Но все же одну статуэтку, и довольно важную, «Власти пса» присудили» – Кэмпион стала лучшим режиссером. Это уже совсем непонятный ход для фильма, который скучен и затянут. В нем нет абсолютно никакого новаторства. Нет интересных ходов. Нет значимых акцентов. Это унылая тягомотина с неплохими костюмами и шикарной музыкой. Даже Камбербэтч, изо всех сил старающийся показать противоречивость своего персонажа, с задачей не справляется, потому что изначально прорисовка героев загублена.
 
«Власть пса» – очень плохой пример авторского кино, которое претендует на глубокий смысл. Даже название, взятое из библейской цитаты «Убереги мою душу от меча, мою драгоценную жизнь от власти пса», совершенно неуместно и не считывается. Кто в этом фильме пес? Фил? Питер? Вдова? Больше похоже, что все они – псарня, грызущаяся друг с другом.

Если Кэмпион ставила задачу донести глубокий смысл через свою картину – ей не удалось. Все происходящее на экране больше напоминает купание режиссера в собственной гениальности. И поэтому «Власть пса» к просмотру вряд ли сгодится. 


Рецензии