Парадигма среднего человека

   ПАРАДИГМА СРЕДНЕГО ЧЕЛОВЕКА


                Парадигма представляет собой совокупность убеждений
                в области науки, а также методики, ставшие
                общепринятыми в обществе.
                Википедия

                Парадигма – наукообразное название Мировоззрения.      
                Автор   
               

   Каждый социум существует в своей парадигме общепринятого.
   Социум определяет восприятие действительности большинством людей, которые в нём живут: они чувствуют, думают, видят и слышат то, что предписывает им социум.

   Ментальные экстремисты тоже живут в рамках принятой парадигмы.
   В античной Греции эллины не сомневались в своих встречах с дриадами, появлявшимися из деревьев, и наядами, выходившими из речных вод. Некоторые удостаивались общения с верховными богами.
   В средневековье тысячи людей видели ангелов, шествующих с небес.
   Ещё больше людей видели, как из мрака выступала нечистая сила и без устали чинила козни добрым людям.
   В Новейшее время те же тысячи людей убеждённо рассказывают о своих встречах с инопланетянами и о посещениях, вместе с ними, удивительных миров.
   Мир всегда был наполнен чудесами, они происходили в сознании людей и наполняли их жизнь.
   И не удивительно: весь мир, в котором живёт человек, открывается человеку только его сознанием и, в общем-то, явленным образом, существует только в нём.
   Действительный образ мира может быть очень далёк от того, что думает о нём человек. А может быть, мир, как абсолютная категория, вообще, представимого образа не имеет.
 
   Считается, что рабовладелец чувствует себя хорошо, а раб – плохо.
   Рабу, конечно, плохо, но и рабовладельцу нехорошо (как правило, он этого не знает), потому что оба они – люди, а живут в рамках парадигмы установившихся нечеловеческих отношений.

   Нет хороших мест в плохом мире.
   На рынках рабов продавали Платона и Диогена.
   Выкупали у пиратов Юлия Цезаря.
   А скольких не выкупили!

   Человек всегда не соглашался с этим.
   Кто-то грезил  о Царствии Божием на Небесах, другие видели общество
справедливости на Земле.
   Издавна стремление к установлению доброжелательных человеческих отношений между всеми людьми сверкающим туманом манило людей, но растворялось в не лучших качествах реального человека.

   Парадигма создаётся отдельными людьми. Потом, поселившись в сотнях миллионов сознаний, властвует над ними. И, как всякую установившуюся власть, её очень трудно изменить, даже когда возникает понимание того, что она «светит, но не греет» и даже – когда уже не «светит».

   Во все времена сотни миллионов людей не видели ничего, кроме сохи и борозды. В такую «парадигму» их погружал безжалостный от бедности социум, в котором они жили. И не потому, что эти люди были хуже других, а потому, что только на этих условиях мог существовать такой социум.
   Так тысячелетиями создавался и закреплялся тип «среднего человека», отстранённого немногими «властителями судеб» от решения своей судьбы.

   Предположение об отсутствии целеполагания в Природе, по умолчанию, предполагает, что всё в Природе совершается не как задумывается, а как получается - статистическим «механизмом».
   Собственное безумие видится человеку безумием Мироздания. Создав такое «зеркало», в таком образе Мироздания человек видит только своё отражение.

   Для большинства людей парадигма их существования – это инерция убеждения в том, что так было, так есть и так будет. И это – правда – до тех пор, пока люди остаются такими, какими были и какие есть сегодня - пока они остаются «средними людьми».

   Весь наш привычный мир существует только потому, что мы – «средние люди». Не средние крестьяне, рабочие, инженеры, врачи, художники, учёные – а именно – «средние люди» - по человеческим качествам. И, поэтому, с одинаковой вероятностью способны стать и на сторону Добра и на сторону Зла.

   «Среднее состояние» тягостно для человека, и человек, часто – неосознанно, стремится его преодолеть.
   Потому что, для себя, никто  из нас – не средний, а Единственный.
   Но, кроме стремления, наверное, необходимо ещё умение.
   Обычно такого умения нет, и его развитие не стимулируется существующим социумом.

   И человека проще заставить быть хуже, чем он может быть, чем вдохновить стать лучше.

   «Среднее состояние» человек может покинуть или поднявшись над ним
или опустившись ниже него. Опускаться - всегда легче.

   Чтобы подняться, нужны «крылья». Их можно получить от рождения – может быть, мутация такая. Но как же трудно их вырастить!

   Человек, поднявшийся над «средним состоянием», очень непросто живёт среди нас, но куда же ему деться из нашего общего мира?

   Известно, что «хороший человек – это не профессия».
   Но неужели обществу людей ценен только мастеровитый профессионал, и этим оно счастливо? А как же – сам человек с его человеческими качествами?
   Конечно, мастер – это устойчивый товар на «рынке», и для жизни среди людей надо им быть. Но, ведь, жизнь – это не только «рынок».
   Правда, «рынок» является одним из важнейших достижений сегодняшнего человечества: его развитость и активность лежат в основе развития искусства, науки и техники, как социальных процессов.
   Но вот, остальные ценности носят очень неопределённый и субъективный характер. И не всеми воспринимаются, как ценности.
    
   Есть заповеди. Религиозные и нерелигиозные. Как правило, они учат доброй жизни на Земле.
   Их нетрудно запомнить, и их выучивают. И тысячелетиями не следуют им.
   Потому что мы – «средние».

   Господствующая парадигма позволяет так жить.
   Поэтому жизнь такова, какова есть.


Рецензии
Считается, что рабовладелец чувствует себя хорошо, а раб – плохо.
Рабу, конечно, плохо, но и рабовладельцу нехорошо (как правило, он этого не знает), потому что оба они – люди, а живут в рамках парадигмы установившихся нечеловеческих отношений.

Это всё, конечно, хорошо, но. Позвольте спросить, друг мой: а что вы имеете против рабовладения?
Ну, то есть не лично вы. А просто: что в этом плохого? Ведь раб, в сущности, и есть тот самый "средний человек". И уж конечно, несмотря на некоторые неудобства, он - как ни парадоксально - доволен своей долей. И разве так уж важно, сколько золотых монет, или автомобилей, или домов имеет этот раб? Да сегодняшний раб - назовите его хоть обывателем, хоть планктоном, все едино - остаётся рабом, сколько прав и свобод ему ни давай. Современный гражданин любой страны официально зовётся свободным человеком - но это лишь значит, что ярмо кнута сменили на ярмо зарплаты и доступных удовольствий. Качественного перехода не произошло - да и не могло произойти. Каждый не может быть свободен лично, в душе, это противоречит природе человека. И потому раб всегда остаётся рабом.

Так что вы имеете против рабовладения?

Де Сааведра   27.04.2022 16:50     Заявить о нарушении
Рабовладение и самоощущение раба - немного разные вещи.
Рабовладение - это, в первую очередь, проявление потребительского отношения к человеку, и, значит, непризнание части людей людьми. Это я имею против рабовладения.
А вот самоощущение - очень индивидуально: кто-то - раб, но чувствует себя свободным, кто-то - формально свободен, но, в сущности - такой раб...
Ну, а по факту, каждый объект и субъект Мироздания является обязательным звеном в общей цепи Бытия, и, естественно, абсолютно свободным быть не может.

С уважением

Александр Гаврилов 7   27.04.2022 21:59   Заявить о нарушении
А если мы условимся, что "средний человек" - раб, можем ли мы не признавать его человеком в полной мере? Ведь рабовладельцы знали, что владеют всё-таки людьми, просто их это не слишком смущало. Кто становился рабом - становился живым орудием, инструментом. Но, если для кого-то и наши современники - орудия, а средства контроля - все так же существуют, просто изменились - можно ли, по-вашему, говорить о рабовладении? Не как о строе, а в философском ключе?

Де Сааведра   28.04.2022 12:34   Заявить о нарушении
Если рассматривать "рабовладение", как форму свободы, которой обладает или не обладает человек, то состояние рабства не кончалось никогда - по окончании каменного века: тогда члены племени были максимально свободны - по сравнению с последующими временами, а побеждённого врага просто съедали: не пропадать же добру.
По большому счёту, мы все - рабы социума: и управляемые и те, кто думает, что управляет: не может звено быть свободным от цепи, в которую входит.

С уважением

Александр Гаврилов 7   28.04.2022 13:43   Заявить о нарушении