Малыш, Штучка и Толстяк

  За высокими елями расположился дом, всем своим внешним видом похожий на здание железнодорожного вокзала (строгий классический фасад с колоннами, огромные часы над входом, как символ бесконечности). Но это не вокзал, а реальный жилой дом одного физика-ядерщика.

   Любой заказчик – это личность со своими пожеланиями, предпочтениями, взглядами и увлечениями. А физики – это особенные люди, которые в большинстве случаев смотрят на мир через призму определённых теорий и законов.
   И пока мы ждём появления ярых физиков-фанатов «теории струн», расскажу вам о настоящем фанате «теории относительности» А. Эйнштейна – физике-ядерщике, профессоре М. В силу определённых обстоятельств я не имею право указывать его настоящее имя. Поэтому далее буду называть сей персонаж так, как многие его звали между собой – «Атом».

   В течение многих лет управляющим в доме «Атома» был Николай Викторович – бывший прапорщик, человек, любящий порядок во всём. Именно он в определённый момент заключил договор с нашей фирмой на сервисное обслуживание электрики и электрооборудования. Это необходимо делать для того, чтобы поддерживать коммуникации в рабочем состоянии, а также для профилактики различных неисправностей. Договор о сервисном обслуживании даёт гарантии того, что все электроприборы будут работать без сбоев, а выявленные дефекты будут быстро устранены.

   Кованые ворота трёхметрового забора медленно отварились, и нам навстречу вышел мужчина лет шестидесяти. Это был новый управляющий нашего физика – Владимир (тоже бывший прапорщик). Оказалось, что Николай Викторович в силу своего возраста оставил данную должность буквально месяц назад.
   Познакомившись с новым управляющим, моя сервисная бригада направилась к дому. Вдруг, из-за угла коттеджа выбежала собака. Это был настоящий американский питбультерьер. Увидев нас, животное остановилось в нерешительности. Мы сделали также. Через секунду из-за того же угла выбежала точно такая же собака, только другого окраса.
   – Может быть, вы возьмёте их на поводок? – спросил я, немного придя в себя от неожиданной встречи с такими «милыми» животными.
   – Да что вы, не переживайте. Они не укусят, ведь щеночки ещё совсем, – улыбаясь, ответил управляющий. – Штучка, Толстяк, идите сюда, – позвал Владимир собак, не дав нам опомниться и что-то возразить.

   Две огромные щенячьи морды стали приближаться к нам с невероятной скоростью. И прежде чем мы сумели что-то сообразить, на нас обрушился какой-то шквал клацающих челюстей и брызгающих слюней. Один щенок стал настойчиво тянуть штанину второго электрика, а другому очень понравились шнурки на ботинках нашего молодого помощника. В результате таких вот щенячьих шалостей электрик оказался с порванной штаниной, а его помощник с прокусанным ботинком.
   – Да что же вы так, а ну-ка успокойтесь! – призывал к порядку разбушевавшихся «щеночков» управляющий
   – А сказали, что они не кусаются, – начал возмущаться один из электриков.
   – Так и не покусали же, а только немного поиграли, – смеясь, ответил управляющий.
   – Думаю, что будет разумно, если вы всё-таки возьмёте собак на поводок, – не выдержал я таких насмешек над нашей группой.
   – В самом деле, Толстяк, Штучка, успокойтесь или я сейчас позову хозяина.

   Имя хозяина дома произвело отрезвляющее действие на собак. Они мгновенно перестали интересоваться нами, в частности нашими ногами. Замерев, как будто играя в «Море волнуется», Штучка и Толстяк стали, не моргая смотреть на входную дверь дома. Тем временем, Владимир взял собак на поводок, и вся наша сервисная группа немного выдохнула. Хотя, наверное, зря. Дверь открылась и на крыльце дома появилась огромная собака той же породы, что и две предыдущие.
   – А вот и наш Малыш! – умильно проговорил управляющий.
   Грозный стражник был раза в два больше своих сородичей. Несколько секунд он постоял на крыльце, затем резко повернулся и побежал обратно в дом. Этого времени было достаточно, чтобы вселить страх во всю сервисную бригаду.
   – Вот это малыш! – со страхом и в тоже время восхищением в голосе сказал электрик в порванных брюках.
   – Это не просто клички. Это кодовые названия…

   Владимир не успел договорить фразу, так как на пороге дома собственной персоной появился «Атом». Это был мужчина лет семидесяти, невысокого роста, в очках с роговой оправой. Поздоровавшись с нами, он жестом пригласил всех зайти в дом. Следуя за хозяином, мы прошли длинный коридор и оказались в просторной гостиной. Общая обстановка дома всем своим видом давала понять, что здесь живут очень состоятельные и не совсем обычные люди. Чего только стоила барная зона, оформленная в виде самого настоящего трамвая!

   – Как вам идея создания трамвайной остановки в гостиной? А? Ещё не оценили? Ничего, работая у меня, вы поймёте самую важную теорию на свете – теорию относительности! – воодушевлённо проговорил физик, когда заметил удивление на наших лицах.
   – Собаки со странными кличками, трамвайная остановка в доме, что же будет дальше? Адронный коллайдер в подвале? – промелькнуло у меня в голове, – или атомный реактор в духовке? Ох уж эти учёные!

   Мои размышления были прерваны управляющим, который очень бурно объяснял нашей бригаде, что именно вышло из строя в «трамвае».
   – Здесь не зажигается свет, перестала открываться правая дверь, а неоновая подсветка при включении мигает постоянно, – перечислял неполадки Владимир.
   – Может очень большой пассажирский поток? – пошутил мой молодой помощник.
   – Не шутите с тем, чего не понимаете, молодой человек, – вполне серьёзным тоном ответил «Атом», когда услышал вопрос нашего юного коллеги, – а то квантовый скачок моей мысли в один момент может перенести вас за пределы нашей Вселенной.
   – Если только Вселенная существует?– не унимался молодой помощник.
   – Вы хотите, чтобы я доказал вам существование Вселенной?
   – Нет, не надо. Объясните мне лучше связь между вечностью и временем, – решил немного подловить учёного наш юный друг и задал вопрос из одного известного анекдота.
   – Видите, ли, молодой человек, – улыбаясь начал «Атом», – если бы у меня хватило времени, чтобы вам это объяснить, вам бы понадобилась вечность, чтобы это понять, – ответил физик фразой из того же анекдота.
   – Значит у нас очень много времени. Я весь во внимании, – продолжал доставать учёного наш юный коллега.
   – Хорошо. В принципе, у меня есть наглядный пример того, как работает на практике «теория относительности». Вы все сейчас в этом убедитесь. Прошу внимания! – слегка повысив голос, начал свою речь «Атом». – Все вы сейчас находитесь в доме. И это неоспоримый факт. И в этом же доме находится трамвай. Это тоже факт. «Теория относительности» в данном случае представлена наглядным примером – дом остановился у трамвая. Гениальный Эйнштейн объяснял свою теорию Марлен Дитрих следующим образом: «…Это когда Цюрих остановится у этого поезда». Но мой пример пошёл дальше. Дом не просто остановился у трамвая, он его поглотил, как чёрная дыра поглощает всё, что находится рядом с ней! – закончил свою поучительную речь физик.
   – Я восхищён вами, хотя абсолютно ничего не понял, – ответил молодой человек, цитируя Ч. Чаплина.

   Кстати о Чаплине. А. Эйнштейн и Ч. Чаплин и в самом деле встречались в 1931 году. Во время беседы Эйнштейн сказал: «Больше всего в вашем искусстве меня восхищает, что Вы не говорите ни слова, и всё же мир понимает вас». «Это правда. Весь мир восхищается Вами, абсолютно не понимая вас», – ответил Чаплин.
   Видимо мой юный коллега был очень хорошо знаком с биографией знаменитого учёного. «Фанаты Эйнштейна», – подумал я в тот момент, и атомный реактор в духовке не стал казаться мне чем-то невероятным.

   – По вашей реакции я понимаю, что всем уже стала ясна суть великой теории относительности, – произнёс физик с удовлетворением в голосе. – Что ж, теперь жду от вашей бригады решения задач, куда более понятных для вас. Я удаляюсь на час и уверен, что вам хватит этого времени для полной диагностики моего знаменитого трамвая.
   Произнеся эти слова, «Атом» вышел из гостиной. Часть нашей сервисной бригады занялась диагностикой чудо-трамвая, остальные коллеги отправились для проверки другого электрооборудования. 

   По истечении часа, хозяин вернулся в гостиную и попросил полный отчёт о проделанной работе.
   – Дверь не открывается, потому что вышел из строя пускатель, – начал я объяснять физику суть проблем в его трамвае, – светодиодная подсветка не работает по причине неисправности трансформатора, а с лампочками вообще странная штука вышла…
   Не успел я договорить, как «Атом» перебил меня:
   – Да, да, – начал физик, – я понимаю, так как сам уже всё проверил. Вас же попросил сделать диагностику только потому, что имею на руках договор о сервисном обслуживании. А электрику я никому не доверяю, пока сам всё не проверю. Владимир, мой управляющий, контролирует работу сантехника, плотника и т.д. Работы, связанные с электротехническим оборудованием, проходят только под моим строгим контролем.
   – Отлично, тогда вы знаете, кто делал замену лампочек в трамвае? – спросил я.
   – Естественно я сам. Смешно даже спрашивать, – улыбаясь, ответил «Атом».
   – В таком случае, мне вдвойне смешно задать вам следующий вопрос. Как же вы могли поставить лампочки 220 Вольт, если нужно было 12 Вольт?
   Мой вопрос на секунду ввёл физика в ступор.
   – Думаю, я просто перепутал. Цоколь ведь одинаковый – Е27. Вот и проглядел, – пытался оправдаться «Атом».
   «Вот так вы и Чернобыльскую катастрофу проглядели, физики-теоретики», – подумал я тогда.
   Когда все первичные работы по диагностики в доме физика были закончены, наша бригада распрощалась с его обитателями до следующего дня.

   На другой день, приехав в назначенное время, Владимир проводил меня с напарником в кабинет хозяина, где последний ждал нас, расположившись в кресле за рабочим столом. Когда мы поднимались по лестнице на второй этаж, где собственно и находился кабинет «Атома», управляющий объяснил нам, что вчера вечером перестала работать светодиодная подсветка любимой стены хозяина.
   – Любимая стена? – спросил мой напарник удивлённо.
   Хотя лично я уже ничему не удивлялся в этом доме.
   – А что вы так изумляетесь? – возмутился Владимир. – У многих людей есть любимые вещи: книги, картины, различные предметы интерьера. С ними связаны какие-то воспоминания человека. Вот и у моего хозяина есть определённые моменты в жизни, с которыми связаны те или иные вещи. А что касается стены, то вы сейчас сами всё увидите и ещё раз встретитесь с Малышом, Штучкой и Толстяком.
   А вот этой встречи нам как раз и хотелось бы избежать. Воспоминания о «весёлых» щеночках были не очень приятными.

   Поднявшись по лестнице, мы прошли длинный коридор и оказались перед массивной дубовой дверью. Постучавшись, и услышав в ответ голос «Атома», разрешающий нам войти, мы вошли и очутились в очень интересном месте. Кабинет представлял собой просторную комнату, посередине которой находился круглый стол. Над ним свисала большая люстра в виде макета солнечной системы. Одну стену от пола до потолка занимал стеллаж с книгами. На трёх других были смонтированы 3D картины со светодиодным обрамлением. Картины представляли собой не просто пейзажи или какие-то дизайнерские работы. Это были фотообои, на которых запечатлены ядерные взрывы! Да, именно ядерные взрывы в виде больших ядерных грибов! И только в этот момент я понял то, о чём говорил Владимир. Теперь всё встало на свои места. На 3D панелях красовались: Толстяк, Штучка и Малыш, вернее так называемые «грибы» взрывов ядерных бомб, имеющих одноимённые кодовые названия.

   «Штучка» – прототип первых боевых ядерных бомб. Была испытана 16 июля 1945 года на полигоне Аламогордо (США). Вспышка от взрыва была видна на расстоянии 290км.
   «Толстяк» – кодовое имя бомбы, сброшенной США на Нагасаки 9 августа 1945 года. Общее число погибших оставило 75 тыс. человек.
   «Малыш» – первая в истории урановая бомба, которая была использована, как оружие и сброшена на Хиросиму 6 августа 1945 года.

   – Рад вас видеть. Прошу, проходите, и ликвидируйте неисправность. Что-то с подсветкой, – обратился к нам физик, когда увидел, что мы немного опешили от увиденного.
   Диагностика подсветки заняла несколько минут. Ещё минут тридцать мы с напарником устраняли неисправность.
   – Вы являетесь сторонником ядерного оружия, профессор? – не удержался я и спросил учёного, когда мы закончили работу и собирались уходить.
   – А судя по тому, с каким тоном вы задаёте мне этот вопрос, вы таковым не являетесь?
   – Я считаю, что сотни тысяч погибших в результате ядерных бомбёжек и испытаний – слишком большая жертва, принесённая ради условного мира.
   – Благодаря этим, как вы выразились, жертвам, вы сейчас живёте и пытаетесь рассуждать о том, чего сами не понимаете и не знаете, – отчеканивая каждое слово, проговорил физик.
   – Как раз таки знаю я достаточно. Атом мирным не бывает. Даже атомные электростанции не такие уж и мирные, потому что на самом деле являются не чем иным, как «…фабриками плутония, которые между делом производят электричество». И заметьте, это не мои слова!
   – А чьи же?
   – Это фразу сказал знаменитый французский философ Андре Горц. И позвольте мне продолжить. Лучевая болезнь солдат Семипалатинского и Тоцкого полигонов, генные мутации у детей, чьи родители жили недалеко от испытаний. Могу перечислять дальше примеры других стран. А ведь я ещё молчу о том, какой ущерб нанесён окружающей среде. И всё это – невинные жертвы, принесённые кем и во имя чего? И на эти вопросы я тоже знаю ответы!
   – Во время войны всегда бывают жертвы. А руководство Японии в 1945 году само принесло в жертву население вышеупомянутых вами городов, – нервно парировал «Атом».
   – Нет. Это вы – физики-ядерщики приносите в жертву всё человечество! Вот вам мой ответ. Остался только вопрос – во имя чего?
   – Во имя мира и науки, – невозмутимо ответил физик.
   – Высокопарное оправдание. Ваши цели не такие уж возвышенные. Всё гораздо проще – угодить руководству, получить премии и гранты. И вместо того, чтобы решать проблему ядерного оружия, такие физики, как вы, её только усугубляете.
   – Это, каким же образом?
   – Игнорированием самой проблемы! Поймите, если дом остановится у трамвая, ничего плохого не произойдёт, и хуже не будет ни мне, ни вам.
   – А я смотрю, вы и в самом деле понимаете теорию относительности, – с сарказмом в голосе проговорил «Атом».
   – Если окажется, что чёрных дыр не существует, катастрофы точно не случится! А удар только одной атомной бомбы может привести в конечном итоге к истреблению всего человечества! Поэтому, кто как не вы, люди науки, должны не допустить такого страшного финала и понимать, что те учёные, у которых руки в крови, понесут своё наказание. Не от людей, от Бога! – произнёс я в эмоциональном порыве.

   Ответа на мою реплику не последовало. Хозяин дома встал из-за стола и принялся молча ходить по своему кабинету. В один миг мне показалось, что мои слова что-то задели в душе старого физика. Периодически он останавливался напротив своих любимых изображений и, не произнеся ни слова, просто смотрел на них, не замечая ничего вокруг. Мы так и не узнали, что думал в тот момент «Атом». Внезапно дверь в комнату открылась, и в кабинет влетели уже знакомые нам собаки. Не обращая внимания на нас, они с радостью бросились к своему хозяину.
   – Малыш, Штучка, Толстяк, вы ж моя гордость, мои красавцы, моя сила! – с чувством большой любви называл физик по имени своих питомцев.
   И в тот момент я понял, что всё-таки не смог достучаться до «Атома», не смог объяснить ему, что восхищаться ядерным оружием просто аморально. Весь оставшийся день мы больше не разговаривали на эту тему.

   К вечеру все сервисные работы в доме физика-ядерщика были закончены. Когда мы уже собирались уходить, ко мне подошёл Владимир.
   – Это лично вам, – протягивая конверт, сказал управляющий, – хозяин просил, чтобы я вам его предал, когда вы будете уезжать.

   Я открыл конверт. На белой бумаге крупными буквами была написана фраза: «Цель оправдывает средства!». И чуть ниже приписка: «Не переживайте за кровавые руки учёных. Мы все в крови – в своей или чужой».
   В этот момент мне стал известен любимый поэт физика. Поэт, который высказывался за то, чтобы сбросить водородную бомбу на Вьетнам – Иосиф Бродский.

   А ведь и в наше «мирное» время всё ещё находятся люди, которые считают, что ядерное оружие решает многие проблемы и ядерный удар имеет место быть. «Главное успеть нанести его первыми», – говорят некоторые «чудики» (политики, учёные, общественные деятели). А если не получится быть первыми? Если ядерный взрыв застанет нас дома, на работе, на улице? Что делать в этой ситуации? Ядерное оружие и атомная энергетика – потенциально опасные вещи! Население должно знать, как действовать в чрезвычайной ситуации, чтобы избежать многих чудовищных последствий. Не буду вдаваться в теорию, а позволю себе дать некоторые полезные советы.

   Если ядерный взрыв застиг вас в помещении, то первым делом нужно закрыть все окна, двери и спрятаться в туалете, ванной комнате или кладовой, в глухом коридоре без окон. Почему? Потому что радиоактивные продукты взрыва испускаю три вида излучения: альфа-, бета- и гамма- , которые в свою очередь является всепроникающими, и обычное стекло в этом случае не спасёт, а вот бетон и кирпич хоть как-то уменьшат дозу облучения. Массивная мебель (стол, кровать и т.д.) может служить дополнительным укрытием. Хотя конечно лучший вариант – подвал дома, бомбоубежище или метро. Чем глубже вы спрячетесь, тем выше шансы на выживание! И самое важное – не выходить из укрытия дней семь, если конечно не будет экстренной эвакуации!
   Если же во время взрыва вы оказались на улице, и у вас нет возможности найти безопасное убежище, то необходимо просто лечь на землю лицом вниз и закрыть голову руками. Через двадцать минут можно подняться и попытаться найти укрытие.

   И ещё нужно осознавать, что ядерное заражение в наши дни может произойти не только в результате сброса атомных бомб. Не меньшую опасность для населения представляют атомные станции, на которых всегда существует риск возникновения серьёзных радиационных аварий, неуправляемой цепной реакции деления. Состояние мгновенной критичности реактора – так это называется. И необходимо понимать, что все разговоры о безопасности – это обычная демагогия, потому что «чистой» энергии просто не существует! И здесь важную роль играет знакомое многим правило – «Предупреждён – значит вооружён!»
 
   А в заключении, всем сторонникам «мирного атома» хочу сказать только одно: «Время нас обязательно рассудит!"


Рецензии