Иван Иванович Дмитриев - поэт

МИХИЛ АБЛАЕВ. «ИВАН ИВАНОВИЧ ДМИТРИЕВ – ПОЭТ».


Иван Иванович Дмитриев (1760 – 1837) не оставил в литературе великих образов, был всегда прогрессивен, но никогда – столпом новой словесности, однако, его творчество властно влечёт к себе удивительной живостью ума и позитивным, светлым юмором. Этот поэт никогда не терял радостного взгляда на жизнь – и любил. Непосредственно, умно и светло.
В юности и младости был он классицистом, потом сентименталистом (его всё же считают отцом нового языка наряду с его другом Карамзиным!), потом он прервался лет на десять если не больше, и вот… что? Какие выводы? Дальше - в романтизм? Почтенному? Очень интересно рассмотреть позднее творчество Ивана Дмитриева, и не только на вопрос совмещения  художественных эпох в одном поэте…

 В стихотворении «Дети и мыльные пузыри» (январь 1821 года) он сравнивает журнальные перебранки с дракой детей из-за мыльных пузырей и прославляет творения Карамзина.
В стихотворении «Подражание 136-му псалму» (1822) он сравнивает  политических и общественных ретроградов  с вавилонянами и идумеянами и остаётся верным приверженцем «дней Александровых прекрасного начала» (Дмитриев «замолк после праздника» в 1810 году).
В своих эпиграммах и «человеческих баснях» 1822 – 26 годов поэт славит духовное достоинство поэзии, искусства и горько высмеивает литературных «временщиков».
В послании Измайлову  (1827) он признаётся, что отпел уже своё и ждёт встречи со своим другом Карамзиным на Небесах. При этом, язык его – очевидно намеренно – это язык 18 века, едва ли не Кантемира, с которого Дмитриев начинал в свои 17 лет! Такой вот «литературный чудак», написавший едва ли не величайшие оригинальные басни!
Его «Плавание» 1827 года – хоть и не перл, но – великое! Такой вот парадокс! Такой вот поэт – Иван Иванович Дмитриев!
Трогателен некролог истинно великому Веневитинову (1827) – Дмитриев чтил только талант, только гений, только ум, только честность, только достоинство!
Последнее из доступных мне стихотворений Дмитриева – послание Жуковскому 1831 года, в котором старик объединяет эпоху Державина с новой литературой, славя взятие «Екатерины внуком» Варшавы.

Такой вот причудливый поэт-умница, которого я люблю. Казалось бы – за что?
Есть за что!

А. Михаил. 1 апреля 2022 года.


Рецензии