Известные люди Иоганн Вольфганг Гёте

Рн создал много произведений, ставших мировой классикой , но вершиной его тврпчества стала трагедия в стихах "Фауст"

Иога;нн Во;льфганг Гёте (с 1782 года фон Гёте, нем. Johann Wolfgang von Goethe, произношение: [;jo;han ;v;lf;a; f;n ;;;;t;]); 28 августа 1749, Франкфурт-на-Майне — 22 марта 1832, Веймар) — немецкий писатель, мыслитель, философ и естествоиспытатель, государственный деятель.

Гёте творил в разных жанрах: поэзия, драма, эпос, автобиография, эпистолярия и др. Он стал главным идеологом течения «Буря и натиск». Вместе с Шиллером, Гердером и Виландом сформировал направление в немецкой литературе, получившее название «веймарский классицизм». Роман Гёте «Вильгельм Майстер» заложил основы воспитательного романа эпохи Просвещения. Произведения Гёте, в особенности трагедия «Фауст», признаны шедеврами немецкой и мировой литературы.

Наследие философа и поэта хранится и изучается в Архиве Гёте и Шиллера в Веймаре.

Википедия

" Он совершал всё что хотел, не обращая внимания нравтся ли это окружающим, можно ли это, что называют - генй. отлвечает ли это принятоиу  в обществе". - так один из его друзей  описал Иоганна Вольфганга Гёте.

Иоганн Волфганг Гёте родился 28  августа 1749 года. во Франкфуркте на Майне в обеспеченой семье имперского чиновника. Его отец - доктор права  не особенно утруждал себя работой. Огромное состояние полученное им по наследству и позволяло ему заниматься любимым делом.- коллекционировать книги, проищведения искусств и путешествовать.

Детство Иоганна было беззаботным и счастливым. Родители дали сыну прекрасное образование и воспитание. Мальчик запоем читал книги, благо что библиотека отца насчитывала более
2 000 книг, в том числе редких.
Первым образованием юного Иоганна Гёте занимался непосредственно его отец, нанявший себе в помощь целых восемь репетиторов.

Уже в 10 лет Иоганн начал писать стихи, и с тех пор считал себя поэтом. Эти стии были довольно  весёлыми. В это время он пишет целый роман в стихпи  о семи братьях и сестрах  которые писали друг другу письма на разных языках.
В юности он писал любовные  стихи
посвященные дочери трактирщика, в которую он был влюблён .

В Лейпцигском университете, кула Гёте поступил в  17 65 году он вместо занятий по юрисруденции  частенько посещал лекции по логике , философии, истории., а всё свободное время посвещал ращвоечениям, играл в карты, писал стизи, брал уроки писования, заводил знакомства.
Он был постоянным посетителем литературного салона матери философа Артура Шопенгауэра ( правда в то время будущий философ был ещё мальчиком). Поначалу в светском обществе Лейпцига  с удивлением принимали провинциала
в старомодной одежде, говорящего на диалекте.
Чтобы избежать насмншек Иоганну пришлось завестись модным гардеробом и обучиться хорошим манерам.

Своё обучение в Лейпцигском университете Гёте так и не завершил. У него обострился туберкулёз, так что ему пришлось оставить учёбу и вернуться домой во Франкфурт и к радости отца заняться адвокатской практикой. в  небольшом городке близь Франкфурта, в качестве адвоката, где   он проработал 4 года.

Впрочем, работе Гёте много времени не уделял, будучи слишком занятым собственными литературными опытами.

В это время Гёте  страстно влюбился в дочь местного чиновника Шарлоту Бут, однако девушка испытывала к молодому адвокату только дружеские чквства  Безответная любовь вдохновила Гёте на созланиев 1774 году  романа "Страдания молодого Вертера"- сентиментальный роман в письмах.
В романе на фоне картины немецкой действительности отражены драматические личные переживания героя.
Этот роман принёс ему известность.История юноши покончившего с собой из-за несчастной любви  подействовала на сентементальных молодых немцев так сильно, что  по стрне прокатилась волна самоубийств. В некоторых городах книгу даже запрещали.

 В 1775 году Иоганн снова влюдился а Мими Шанаман. - очт богатого банкира. На этот раз дело дощло до помолвки, но свадьба так т не состоялась. Родители Иоганна были категорически против выбор а сына. Свои страдания Гёте вновь излил в проидведеньях, главные темы крторых были любовные переживания :  лрама "Стелла", поеса "Клавиго"

Вскоре молодой, но уже прославленый поэт, получил предложение от герцога Саксенвеймерского переехать в Веймер и  занять пост министра .

В жизни Гёте начался новый этап - в течении последующих десять  лет он был тайным советником, председателем горнорудной и военной комиссий, руководил строительством догрог и укладкой мостовых. За успешное выполнение своиз обязанностей герцог пожаловал Гёте дворянский титул. Однако Гёте не придал этому большого значения, поскольку от рождения  считал себя не ниже дворянина. Работа отнимала почти всё время, но Гёте всеже успевал творить. В жто время появились на свет его сценические произведения : "Ифигения" - вольное переложение трагелии Аристофына "Птицы", трагедию"Такса" . К концу лета 1875 года поэт неожиданно для всех попросил у герцега отпук и  иинкогнито  уехал  в Италию. Он провёл в разъздах около трёх лет, изучая памятники искуства и  архитектуры.

Вернувшись в  Веймар Гёте  познакомился с двадцатитрёхлетней летней Кристиной Вупиус,  работницу фабрики по производству цветов. Девушка настолько очаровала поэта, что  он незадумываясь о мнении  света, поселил у сеья в доме. История вызвала много пересудов, однако Гёте не отступил.  Когда у Иоганна и Кристины родися сын, герцог Карл Август стал крёсным отцом ребёнка, чтобы доказать сплетникам, как искрине его дружьа с поэтом.

Супруга Гёте не принадлежала к знатному сословию, поэтому его родители запрещали ему на ней жениться или выводить её с собой в высший свет. Не смея перечить их воле, Гёте жил со своей возлюбленной целых 18 лет до того, когда всё-таки вступил с ней в официальный брак.
У поэта с женой родилось пятеро детей, но из них выжил лишь старший сын. Он и сам скончался за два дня до смерти Иоганна Гёте, но успел оставить троих потомков. Так что династия Гёте живёт и поныне.

Во время Наполеоновских войн семья поэта чуть не погибла после битвы при Йене, когда французские войска занимались мародёрством в захваченном городе. Гёте чудом, проявив смекалку и личную храбрость, удалось вывести своё семейство. Кстати, с Наполеоном Бонапартом он был знаком лично, считая французского императора очень занимательной личностью с точки зрения культурно-исторического влияния .

Над трагедтей "Фвуст",  основаном на  легенде о докторе Фаусте, бродячем враче и чернокнижнике. Эта трагедия принесла  Гёте  славу. короля поэтов  Над нею Гёте работал почти 57 лет.В  1789году  он собрал книгу из отделтныз фрагментов однако работа нал трагединй не закончилась. Изменения в неё вносились еще в течении 42 лет. Только в июле 1831 года  Гёте написал в дневнике  :  "Завершено глвное дело жизни" .

Впервые «Фауст» был переведён на русский язык поэтом Афанасием Фетом.
Переводами произведений Гёте на русский язык занималось более 20 известных литераторов, в том числе Марина Цветаева, Борис Пастернак и Лев Толстой .
В своеё жизни Гёте был близео знпком со  многими знаменитыми людьми его времени
Иоганн Гёте высоко оценивал творчество Байрона, одного из самых известных поэтов Великобритании.
Сейчас его авторитет в литературной среде считается непререкаемым. Однако, при жизни Гёте немало критиковали, хотя многие его произведения был признаны современниками очень успешными.

Еёте был ценителем классической музыки, из всех композиторов  он особо выделяя Иоганна Баха. Ощущения от прослушивания его музыки он называл "гармонией с самим собой".

Поэт был весьма сведущ в некоторых науках, в частности, в ботанике, геологии, остеологии и минералогии.
Московское общество испытателей природы сделало поэта своим почётным членом в 1806 году за его вклад в развитие минералогии.
Сам Гёте коллекционировал различные минералы, и в его коллекции были очень редкие экземпляры. А ещё в его честь назвали минерал гётит.
В Российской империи поэт был пожалован орденом Святой Анны I степени, а во Франции — орденом Почётного легиона.

Гёте создал массу произведений в самых разных жанрах — комедии, трагедии, эпосы, драмы, а также сам составил свою автобиографию.

В последние годы своей жизни он  провёл в Веймаре вместе с сыном. Весной 1832 года он простудился  и 22 марта скончался, окруженный любящими родственниками и друзьями.
Всю жизнь великий немецкий поэт Вольфанг Иоганн Г ёте, подаривший миру бессвериную трагкдию "Фауст" следовал принципу усвоенному им кщё в юности -" Каждый день это действие , всё остальное это суета, просто пустое".

Приложение:
Краткое изложение трагедии "Фауст"

Театральное вступление.

Директор театра просит Поэта создать развлекательное произведение, которое будет интересно абсолютно всем и привлечет в их театр больше зрителей. Однако Поэт считает, что «кропанье пошлостей – большое зло», «бездарных проходимцев ремесло».

Директор театра советует ему отойти от привычного стиля и более решительно приступать к делу – «по-свойски расправляться» с поэзией, тогда его произведения будут действительно интересны людям. Директор предоставляет Поэту и Актеру все возможности театра, чтобы:

Пролог на небе
К Господу на прием является Мефистофель. Дьявол рассуждает о том, что «озаренные божьей искрой» люди продолжают жить как животные. Господь спрашивает, знает ли он Фауста. Мефистофель вспоминает, что Фауст – ученый, который «рвется в бой, и любит брать преграды», служа Богу. Дьявол предлагает поспорить, что он «отобьет» у Господа Фауста, подвергая его всяческим искушениям, на что получает согласие. Бог уверен, что чутье ученого выведет его из тупика.

Часть первая
Ночь
Тесная готическая комната. Фауст сидит без сна за книгой. Доктор размышляет:

«Я богословьем овладел,
Над философией корпел,
Юриспруденцию долбил
И медицину изучил.
Однако я при этом всем
Был и остался дураком».

«И к магии я обратился,
Чтоб дух по зову мне явился
И тайну бытия открыл».

Размышления доктора прерывает неожиданно вошедший в комнату его ученик Вагнер. Во время беседы с учеником Фауст объясняет: люди на самом деле ничего не знают о древности. Доктора возмущают самонадеянные, глупые мысли Вагнера, что человек уже дорос до того, чтобы познать все тайны мирозданья.

Когда Вагнер ушел, доктор размышляет о том, что считал себя равным Богу, однако это не так: «Я червь слепой, я пасынок природы». Фауст понимает, что его жизнь «проходит в прахе» и собирается покончить жизнь самоубийством, выпив яд. Однако в момент, когда он подносит бокал с ядом к губам, раздается колокольный звон и хоровое пение: ангелы поют о Воскресении Христа. Фауст отказывается от своего намерения.

У ворот
Толпы гуляющих, среди которых Вагнер и Фауст. Старик-крестьянин благодарит доктора и его покойного отца за то, что они помогли в городе «избыть чуму». Однако Фаусту стыдно за отца, который во время своей лечебной практики ради экспериментов давал людям отраву – леча одних, он убивал других. К доктору и Вагнеру подбегает черный пудель. Фаусту кажется, что за псом «змеится пламя по земле полян».

Рабочая комната Фауста

Фауст забрал пуделя к себе. Доктор садится за перевод на немецкий язык Нового Завета. Раздумывая над первой фразой писания, Фауст приходит к выводу, что она переводится не как «В начале было Слово», а «В начале было Дело». Пудель начинает баловаться и, отвлекшись от работы, доктор видит, как пес превращается в Мефистофеля. Дьявол является к Фаусту в одежде странствующего студента. Доктор спрашивает, кто он, на что Мефистофель отвечает:
2Часть силы той, что без числа
Творит добро, всему желая зла».

Мефистофель посмеивается над человеческими слабостями, словно зная, какие мысли мучат Фауста. Вскоре дьявол собирается уйти, но его не пускает начертанная Фаустом пентаграмма. Дьявол с помощью духов усыпляет доктора и, пока тот спит, исчезает.

Второй раз Мефистофель явился к Фаусту в богатой одежде: в камзоле из карамзина, с накидкой на плечах и петушиным пером на шляпе. Дьявол уговаривает доктора покинуть стены кабинета и уйти с ним:
«Тебе со мною будет здесь удобно,
Я буду исполнять любую блажь».

Фауст соглашается и подписывает договор кровью. Они отправляются в путешествие, летя прямо по воздуху на волшебном плаще дьявола.

Погреб Ауэрбаха в Лейпциге

Мефистофель и Фауст присоединяются к компании веселящихся гуляк. Дьявол угощает пьющих вином. Один из гуляк проливает напиток на землю и вино загорается. Мужчина восклицает, что это адское пламя. Присутствующие бросаются на дьявола с ножами, однако он наводит на них «дурман» – людям начинает казаться, что они в прекрасном краю. В это время Мефистофель с Фаустом исчезают.

Кухня ведьмы

Фауст и Мефистофель ожидают ведьму. Фауст жалуется Мефистофелю на то, что его мучают грустные мысли. Дьявол отвечает, что от любых размышлений его сможет отвлечь простое средство – ведение обычного хозяйства. Однако Фауст не готов «жить без размаху». По просьбе дьявола ведьма готовит Фаусту зелье, после которого тело доктора «набирается жару», и к нему возвращается утраченная молодость.

Улица

Фауст, увидев на улице Маргариту (Гретхен), поражен ее красотой. Доктор просит Мефистофеля свести его с ней. Дьявол отвечает, что только что подслушал ее исповедь: она невинна, как маленький ребенок, поэтому у нечистой силы нет над ней власти. Фауст ставит условие: либо Мефистофель устраивает сегодня их свидание, либо он расторгнет их договор.

Вечер

Маргарита размышляет о том, что многое бы отдала, чтобы узнать, кем был тот встретившийся ей мужчина. Пока девушка уходит из своей комнаты, Фауст и Мефистофель оставляют ей подарок – шкатулку с драгоценностями.

На прогулке

Мать Маргариты отнесла подаренные драгоценности к священнику, так как поняла, что это подарок нечистой силы. Фауст распоряжается подарить Гретхен что-то другое.

Дом соседки

Маргарита рассказывает соседке Марте, что обнаружила у себя вторую шкатулку с драгоценностями. Соседка советует ничего не говорить о находке матери, начиная надевать украшения постепенно.

К Марте приходит Мефистофель и сообщает о выдуманной смерти ее мужа, который ничего не оставил своей жене. Марта спрашивает, можно ли получить бумагу, подтверждающую кончину мужа. Мефистофель отвечает, что он вскоре вернется с другом, чтобы дать показания о смерти, и просит Маргариту тоже остаться, так как его друг «отличный малый».

Сад

Прогуливаясь с Фаустом, Маргарита рассказывает, что она живет с матерью, ее отец и сестра умерли, а брат служит в армии. Девушка гадает на ромашке и получает ответ «Любит». Фауст признается Маргарите в любви.

Лесная пещера

Фауст скрывается от всех. Мефистофель рассказывает доктору, что Маргарита очень сильно по нему тоскует и боится, что Генрих остыл к ней. Дьявола удивляет, что Фауст так просто решил отступиться от девушки.

Сад Марты


Маргарита делится с Фаустом, что ей очень не нравится Мефистофель. Девушке кажется, что он может их предать. Фауст, отмечает невинность Маргариты, перед которой дьявол бессилен: «О, чуткость ангельских догадок!».

Фауст дает Маргарите пузырек со снотворным, чтобы она могла усыпить свою мать, и им удалось в следующий раз побыть наедине дольше.

Ночь. Улица перед домом Гретхен

Валентин, брат Гретхен, решает расправиться с возлюбленным девушки. Юноша огорчен тем, что она навлекла на себя стыд связью без брака. Увидев Фауста, Валентин вызывает его на поединок. Доктор убивает юношу. Пока их не заметили, Мефистофель и Фауст скрываются, уезжают из города. Перед смертью Валентин наставляет Маргариту, говоря, что девушка должна беречь свою честь.

Собор

Гретхен присутствует на церковной службе. Позади девушки злой дух нашептывает ей мысли о том, что Гретхен виновна в смерти матери (не проснувшейся от снотворного зелья) и брата. Кроме того, все знают, что девушка носит под сердцем ребенка. Не выдерживая навязчивых дум, Гретхен падает в обморок.

Вальпургиева ночь

Фауст и Мефистофель наблюдают за шабашем ведьм и колдунов. Прогуливаясь вдоль костров, они встречают генерала, министра, разбогатевшего дельца, писателя, ведьму-старьевщицу, Лилит, Медузу и других. Неожиданно одна из теней напоминает Фаусту Маргариту, доктору привиделось, что девушка обезглавлена.

Пасмурный день. Поле

Мефистофель рассказывает Фаусту, что Гретхен долго нищенствовала и теперь попала в тюрьму. Доктор в отчаянии, он упрекает в случившемся дьявола и требует, чтобы тот спас девушку. Мефистофель замечает, что это не он, а сам Фауст загубил Маргариту. Однако, подумав, соглашается помочь: дьявол усыпит смотрителя, а после унесет их подальше. Завладеть же ключами и вывести Маргариту из темницы придется самому Фаусту.

Тюрьма

Фауст входит в темницу, где сидит Маргарита, напевая странные песенки. Она лишилась рассудка. Приняв доктора за палача, девушка просит отсрочить кару до утра. Фауст объясняет, что перед ней ее возлюбленный и им нужно поспешить. Девушка рада, но временит, говоря ему, что он охладел к ее объятьям. Маргарита рассказывает, как усыпила до смерти мать и утопила в пруду дочь. Девушка бредит, просит Фауста выкопать могилы для нее, ее матери и брата. Перед смертью Маргарита просит спасения у Бога. Мефистофель говорит, что она осуждена на муки, но тут доносится голос свыше: «Спасена!». Девушка умирает.

Часть вторая

Акт первый

Императорский дворец. Маскарад
Мефистофель в образе шута предстает перед императором. В тронной зале начинается Государственный совет. Канцлер сообщает, что страна находится в упадке, у государства недостаточно денег.

Сад для гулянья

Дьявол помог государству решить проблему безденежья, провернув аферу. Мефистофель пустил в оборот ценные бумаги, залогом которых стало находящееся в недрах земли золото. Сокровище когда-то будет найдено и покроет все расходы, но пока одураченные люди расплачиваются акциями.

Темная галерея

Фауст, представший при дворе в роли кудесника, сообщает Мефистофелю, что обещал императору показать античных героев Париса и Елену. Доктор просит дьявола помочь ему. Мефистофель дает Фаусту ключ-направитель, который поможет доктору проникнуть в мир языческих богов и героев.

Рыцарский зал

Придворные ожидают появления Париса и Елены. Когда появляется древнегреческая героиня, дамы начинают обсуждать ее недостатки, однако Фауст очарован девушкой. Перед зрителями разыгрывается сцена «похищения Елены» Парисом. Потеряв самообладание, Фауст пытается спасти и удержать девушку, но духи героев внезапно испаряются.

Акт второй

Готическая комната

Фауст лежит в своей старой комнате без движения. Студент Фамулус рассказывает Мефистофелю, что ставший теперь известным ученым Вагнер все еще ожидает возвращения своего учителя Фауста, а сейчас находится на пороге великого открытия.

Лаборатория в средневековом духе
К Вагнеру, находящемуся у нескладных приборов, является Мефистофель. Ученый рассказывает гостю, что хочет создать человека, так как, по его мнению, «прежнее детей прижитье для нас – нелепость, сданная в архив». Вагнер создает Гомункула.

Гомункул советует Мефистофелю отнести Фауста на празднество Вальпургиевой ночи, а затем улетает вместе с доктором и дьяволом, покинув Вагнера.

Классическая Вальпургиева ночь
Мефистофель опускает Фауста на землю, и он, наконец, приходит в себя. Доктор отправляется на поиски Елены.

Акт третий

Перед дворцом Менелая в Спарте
Высаженная на берег Спарты Елена узнает от ключницы Форкиады, что царь Менелай (муж Елены) послал ее сюда в качестве жертвы для жертвоприношения. Ключница помогает спастись героине от смерти, помогая сбежать в соседний замок.

Внутренний двор замка

Елену приводят в замок Фауста. Он сообщает, что царице теперь принадлежит все в его замке. Фауст направляет свои войска против идущего на него с войной желающего отомстить Менелая, а сам с Еленой укрывается в подземном мире.

Вскоре у Фауста и Елены рождается сын Эвфорион. Мальчик мечтает подпрыгнуть так, «чтоб ненароком небес достигнуть одним наскоком». Фауст пытается отгородить сына от беды, но тот просит оставить его в покое. Взобравшись на высокую скалу, Эвфорион прыгает с нее и падает мертвым у ног родителей. Горюющая Елена говорит Фаусту: «На мне сбывается реченье старое, Что счастье с красотой не уживается» и, со словами «прими меня, о Персефона, с мальчиком!» обнимает Фауста. Тело женщины исчезает, и в руках у мужчины остаются только ее платье и покрывало. Одежды Елены превращаются в облака и уносят Фауста прочь.

Акт четвертый

Горная местность

К скалистому гребню, который ранее был дном преисподней, на облаке подплывает Фауст. Мужчина раздумывает над тем, что с воспоминаниями о любви уходит вся его чистота и «сущность лучшая». Вскоре на семимильных сапогах к скале прилетает Мефистофель. Фауст говорит Мефистофелю, что его самым большим желанием является построить плотину на море и

«Любой ценою у пучины

Кусок земли отвоевать».

Фауст просит помощи у Мефистофеля. Неожиданно раздаются звуки войны. Дьявол объясняет, что император, которому они ранее помогли, попал в тяжелое положение после раскрытия обмана с ценными бумагами. Мефистофель советует Фаусту помочь монарху вернуться на престол, за что в награду он сможет получить берег моря. Доктор и Дьявол помогают императору одержать блестящую победу.

Акт пятый

Открытая местность

К старикам, любящей супружеской паре Бавкиде и Филемону наведывается странник. Когда-то старики ему уже помогли, за что он им очень благодарен. Бавкида и Филемон живут у моря, рядом находится колокольня и раскинулась липовая роща.

Дворец

Состарившийся Фауст возмущен – Бавкида и Филемон не соглашаются покинуть берег моря, чтобы он мог воплотить в жизнь свою идею. Их дом находится именно на том месте, которое теперь принадлежит доктору. Мефистофель обещает разобраться со стариками.

Глубокая ночь

Дом Бавкиды и Филемона, а с ним липовая роща и колокольня были сожжены. Мефистофель сообщил Фаусту, что они пытались выгнать стариков из дома, но те от испуга умерли, а гость, сопротивляясь, был убит слугами. Дом же загорелся случайно от искры. Фауст проклинает Мефистофеля и слуг за глухоту к его словам, так как он желал справедливого обмена, а не насилья и разбоя.

Большой двор перед дворцом

Мефистофель приказывает лемурам (замогильным призракам) рыть могилу для Фауста. Ослепший Фауст слышит стук лопат и решает, что это рабочие воплощают в жизнь его мечту:

«Кладут границу бешенству прибоя
И, как бы землю примирив с собою,
Возводят, вал и насыпи крепят».

Фауст приказывает Мефистофелю «вербовать сюда работников без счету», постоянно отчитываясь ему о продвижении работ. Доктор размышляет о том, что хотел бы увидеть дни, когда свободный народ трудится на свободной земле, тогда он мог бы воскликнуть: «Мгновенье! О как прекрасно ты, повремени!». Со словами: «И это торжество предвосхищая, Я высший миг сейчас переживаю», Фауст умирает.

Положение в гроб

Мефистофель ожидает, когда дух Фауста покинет тело, и он сможет представить ему их договор, подкрепленный кровью. Однако появляются ангелы и, оттиснув бесов от могилы доктора, уносят бессмертную сущность Фауста в небо.

И что в итоге?

Генрих Фауст — умирает в преклонном возрасте, постигнув смысл жизни; после смерти ангелы уносят его бессмертную душу на небо, оттеснив от бесов.

Мефистофель — упускает душу Фауста, посылает ангелам проклятья.

Гретхен (Маргарита) — потеряв рассудок в темнице, умирает, перед смертью просит спасения у Бога; её душа встречается с душой Фауста у небесных врат.

Вагнер — создаёт Гомункула, не верит в идеи Фауста.

Заключение

Трагедия И. В Гете «Фауст» является философским произведением, в котором автор размышляет над вечной темой противостояния в мире и человеке добра и зла, раскрывает вопросы познания человеком тайн мира, самопознания, затрагивает важные в любые времена вопросы власти, любви, чести, справедливости и многие другие. В наши дни «Фауст» считается одной из вершин немецкой классической поэзии. Трагедия входит в репертуар ведущих театров мира, была много раз экранизирована.


Рецензии