ФЗ Пушкин, Юнг и Аркан Повешенный

Мы движемся по мрачному туманному океану фаустианы

I
Аркан

У каждого из нас есть нечто неосознанное, но нас волнующее, проявляющееся в личном синематографе – картинках казалось бы произвольно демонстрируемых нам мозгом, то днем в бреду, то чаще ночью в сновидениях … У каждого из нас свой «скелет в шкафу» и набор «тараканов» в натуре…

Пушкин много рисовал фигурки повешенных = и человеков, и чертиков, и нечто …

И я бы мог… как шут …
Рис. повешенных в рукописях Пушкина

О том, что на одном рисунке повешенных Пушкин заменил одну персону … на себя любимого… мы уже толковали с часовым на посту в Разделе I «Дуэльной истории Пушкина». Мы предположили, что автор этой графики, которая заинтересует любого психиатра, испугался не столько удушения физического и мук плоти, сколько позора оказаться шутом среди истинных акционеров бунта

Но череда рисунков казни - Свидетельство грядущего или уже пришедшего безумия? Или это пытка друга ошибок нудных – опыта – итога бесконечной фаустианы…?

Я понять тебя хочу
Смысла я в тебе ищу…

На помощь могут прийти психоаналитические инструменты, например, архетипы.
Архетипы - фигуры внутреннего мира человека - описаны К. Г. Юнгом (см. Юнг К. Г. Архетип и символ. — М.: Ренессанс, 1991 https://vk.com/wall-63038783_33823)
Архетип 12 Аркана – Повешенный, аспект смирения и жертвенности. На другом полюсе - Архетип 15 Аркана, аспект «хищного эго». Эта дихотомия есть в каждом живущем, пока он находится по эту сторону, среди «человеков». Если же один Архетип проявляется в крайней форме, дихотомия схлопывается. «Монада переворачивается», и человека выбрасывает на противоположный полюс.

Рис аркана повешенный

«Уничижение паче гордыни»…

Насколько Повешенный, 12 Старший Аркан, действительно смиренный и бессильный?
О Повешенном, как об ощущении, К. Г. Юнг:

"Висеть означает…с одной стороны, некоторое затруднение, хоть и преодолимое. Однако именно поэтому представляет собой ту редкую ситуацию, которая требует от человека величайшего напряжения, давая ему возможность раскрыть себя целиком".

 
Юнг: на лице повешенного не отражено страдание, хотя сама поза предполагает нахождение тела головой вниз, со скрещенными ногами. Поза странная, но имеет исторический подтекст: в знаменитом Ордене тамплиеров рыцарей-храмовников хоронили со скрещенными таким же образом ногами. «Ноги образовывали «крест», или один из вариантов «тау», - последней буквы еврейского алфавита - символизирующей смерть. Пышные надгробия высокопоставленных членов ордена украшались либо резьбой по камню, либо скульптурным портретом усопшего в этой необычной позе.
Источник:http://www.vedii-centr.ru/teatr.html
 
рис Пушкина

II
Дешифровка рисунков Пушкина по Юнгу

Структура личности по Юнгу. Структурно личность Юнга почти не отличается от личности Фрейда, но это только на первый взгляд. По Юнгу личность — душа (психе), состоит из трех компонентов — Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного.
 
Эго — центр. часть сознания; включает мысли, чувства, ощущения, информацию (воспоминания). Именно эта часть нашего сознания ответственна за идентификацию нас, как отдельно существующей личности, за рациональное восприятие мира и за сознательную деятельность (осознаваемое поведение)

Личное бессознательное — вместилище информации, ранее осознаваемой, однако, по определенным причинам вытесненной и забытой. Юнг пошел намного дальше Фрейда, предположив, что эта же сфера содержит так называемые комплексы (эмоционально окрашенные (заряженные) части психики), которые приобрели свойства автономного существования как неких самостоятельных сущностей, способных оказывать значительное влияние на человека, его состояние и поведение. Юнг утверждал наличие этих чужеродных самостоятельных элементов в сфере сознания личности. Проблема заключается в том, что благодаря этим компонентам психики, свобода воли человека в значительной степени нарушается и индивид начинает вести себя не в соответствии с требованиями реальной ситуации, а под воздействием внутренних причин из прошлого. Комплексы влияют не только на поведение человека, но и на его мироощущение


Третья часть личности по Юнгу — коллективное бессознательное, представляющее собой вместилище всеобщей памяти человечества за сотни тысяч лет эволюции. Это как бы коллективное наследие наших предков, существующее в скрытой образной форме в подсознании каждого индивида и при определенных условиях доступное для осознания в форме образов. Носителями этого коллективного наследия выступали особо значимые и энергетически мощные образы — архетипы (первичные модули), которые были ответственны за инстинктивное поведение людей, за восприятие мира определенным образом через посредство базовых идей, одинаковых в различных культурах но, часто не связанных между собой причинно. Это означало, что на определенные ситуации люди реагируют примерно одинаковым образом, это касается например отношения к отцу и матери, ребенку, смерти и т.п.
По сути, каждый архетип отвечает за определенную типовую жизненную ситуацию и определяет (является шаблоном) модель поведения человека при данных обстоятельствах

Важнейшие архетипы Юнга. Юнг выделял некоторое количество самых важных из них, это:
маска,
анима,
анимус,
тень
самость.

Маска (персона). Один из важнейших для личности архетипов = это та часть нашего сознания, которая обращена в социум, через нее происходит взаимодействие с обществом. Для каждой социальной ситуации у каждого человека есть своя разновидность маски. Функция маски — имитировать социально приемлемый образ нас самих, а также, скрывать то, чем мы являемся на самом деле.
Тень. То, что ответственно за «примитивную» животную часть нашей личности, тень — это наши естественные импульсы (эгоистичные, сексуальные, агрессивные), которые по разным причинам не принимаются ни обществом, ни нами самими. Юнг считал Тень двоякой по сути...
 
рис Пушкина

Согласно Юнгу и Тень, и Персона представляют собой особенные архетипы и являются некой базисно структурой (ядром) в коллективном бессознательном. Причина такого воззрения вероятно в том, что эти архетипы, в отличие от остальных, отвечают за самосознание личности, и поэтому, и один, и другой проявляются и в личном бессознательном и непосредственно в сознании.
Роль Эго как раз и заключается в том, чтобы создавать между Тенью и Персоной определенное подобие гармонии. Это означает направление огромной энергии Тени в нужное русло. С другой же стороны, это означает использование Персоны, именно как практичного инструмента для жизни в социуме, без отождествления с ней.
 
рис. автопортрет Пушкина   


Рецензии