Ф6 Пушкин Фауст и Андрогин Концепция М. Элиаде 2

продолжение заметки о концепции Мефистофелизм и Андрогин
 
2.
 
Божественная андрогинностъ

Идея всеобщей двуполости, неизбежно вытекающая из идеи божественной двуполости, поскольку божество есть образец и первопричина каждого существования. Все сущее в идеале должно быть всеобщим и на всех уровнях и во всех контекстах должно содержать coincidentia oppositorum. Это подтверждается как андрогинностью богов, так и ритуалами символической андрогинизации, но также и наличием космогонии, которые объясняют Мир, исходя из космогонического яйца или из начальной целостности в форме сферы.

Примеры Б.А.: J. Doresse, Les livres secrets des gnostiques d';gypte

- в древнейших греческих теогониях божества женского пола или бесполые производят на свет потомство самостоятельно = ттот партеногенез подразумевает андрогинность; Гесиод [Теогония]: от Хаоса (бесполого) родились Эреб (бесполый) и Ночь (женского пола). Земля самостоятельно породила звездное Небо. Таковы мифологические формулы первичной целостности. Гера сама породила Гефеста и Пифона; эта «богиня брака вначале представляет собой андрогинную фигуру. На Кипре почитали бородатую Афродиту под именем Афродитос, а в Италии — лысую Венеру. Дионис вообще был двуполым божеством. В одном из фрагментов у Эсхила (фр. 61) некто кричит, видя его: «Откуда ты, мужчина-женщина, и где твоя родина? Что на тебе за одеяние?»
 
- Андрогином был Зерван, иранский бог беспредельного Времени, а также китайское высшее божество Тьмы и Света
- Андрогинность была преимущественной формулой целостности. Поскольку андрогинность — это признак первичной целостности, в которой соединяются все возможности, — первочеловек, мифический предок человечества во многих преданиях мыслится как андрогин. Есть пример Адама. Туисто, первый человек германской мифологии, также был двуполым; этимологически его имя связано с древненорвежским tvistr («двухраздельный»), с ведическим dvis, с латинским bis
- Плутарх пишет много о Ритуальной андрогинизации - ритуалы установления целостности посредством символической андрогинности или оргии.
 
3.

Мефистофелизм

Желание обрести это утраченное Единство заставило человека осознать противоречия как взаимодополняющие аспекты единой реальности. Многочисленность верований, подразумевающих coincidentia oppositorum, свидетельствует о ностальгии по утраченному раю, ностальгии по парадоксальному состоянию, в котором противоречия сосуществуют, так сказать, мирно уживаясь друг с другом, а множественность предстает аспектом таинственного Единства.
 
Поэтому Гете всю жизнь искал истинное место Мефистофеля, ту плоскость, в которой Дьявол, отрицающий Жизнь, должен парадоксальным образом выступать как его бесценный и неутомимый сотрудник.

Мифы, возрожденные в «Фаусте» и «Серафите», пришли к нам из очень дальних далей времени и пространства — они пришли к нам из предыстории.


Рецензии