Вехи большого пути

   В деревне Мшага Ямская есть небольшой голубой домик. На углу его прибита красная звезда. Это означало, что здесь живет ветеран войны и просто заслуженный человек ( правда не знаю сохранилась ли эта звездочка сейчас). Жил в этом доме Николай Васильевич ЖИТКОВ, за плечами которого большая трудная, но и счастливая жизнь. О нем и пойдет наш рассказ.
                ЮНОСТЬ
   Солнце подымалось все выше и выше, а лучи его грели размякшую от весенней воды землю, плечи и спину Николая. Однако рубаха не успевала высыхать от пота и оставалась мокрой. Парень спешил закончить пахоту своего участка, оставалось сделать два — три круга, как Николай увидел соседа. Тот, остановив коня возле Житкова, радостно закричал:
   -Кончай пахоту, к нам трактор пригнали. Все мужики уже там смотрят, айда и мы.
   За минуту Николай выпряг коня и два всадника помчались к речке Мшага, на берегу которой собрался народ осматривать новенький трактор. Это было просто чудо, о тракторах в те годы крестьяне только мечтали. Все было интересно, в новинку. Хотелось руками потрогать каждую деталь, покрутить руль. Но тракторист был строг и к машине любопытных не подпускал. Николай стоял, смотрел на чудо — технику и у него появилась мечта стать трактористом. А так, как он был парнем практичным,уже на следующий день он отнес в контору колхоза заявление С просьбой отправить его на курсы трактористов. Весной следующего года он приехал в родную деревню на новеньком тракторе и на следующий день он должен выехать в поле и проложить первую борозду. Сам Николай Васильевич об этом и сейчас вспоминает:
   -Волновался. Ночь не спал. Как солнце взошло, я уже был возле трактора, обтер его ветошью, а когда сделал первую борозду, прошелся по ней, пощупал землю. Она была влажная, прохладная и рассыпалась на ладони.
   Всей душой прикипел Николай к технике. Буквально через два сезона он уже считался лучшим трактористом Медведской МТС. Мужики выбрали его своим бригадиром.
   -Это были мои лучшие годы, - рассказывает он. - Я полностью отдавался работе. В бригаде у меня было уже восемь тракторов и 16 механизаторов, обрабатывали землю на площади 1800 гектаров. А в минуты отдыха ходил на деревенские гуляния. Там я присмотрел девушку, звали ее Дуняша. Сперва просто встречались, а потом и свадьбу справили. Всей бригадой строили новый дом. Пошли дети. Жить да радоваться бы, но судьба  распорядилась иначе.
                ОГНЕННЫЕ ВЕРСТЫ
   Механизаторы не пошли домой, а остались ночевать в поле. Николай подложил под спину ватник, смотрел на звездное небо. Спина, руки  и ноги гудели от тяжелой работы. Думать, разговаривать не хотелось. Просто было приятно лежать и глядеть на звезды, сознавать, что сам и ребята хорошо поработали в субботний, а воскресенье к вечеру подьем паров будет завершен и можно будет в удовольствие попариться в баньке.
   Вместе с рассветом поднялись трактористы и поле наполнилось рокотом моторов. Шесть часов утра, время завтрака. На краю поля стоял мужчина, размахивая чем-то белым. Мужики приглушили трактора и направились к гостью. Тот был хмур и глядя в землю сказал:
   -Все , мужики, отпахались. Война  началась. Получите повестки и срочно в военкомат.
   Сборы были недолгими. Простившись с женой, поцеловав спящих детей Житков ушел на войну. В поле остались сиротливо стоять трактора, а по свежей пашне спокойно разгуливали грачи. Первые месяцы войны. Много было печальных слухов, тревог и надежд, что вот- вот Красная армия встряхнется и будет фашист бит, сводки с фронта приходили все  тревожнее. Житкова сразу на фронт не взяли, оказался рядом с домом, в Сольцах на аэродроме. Однако не успев освоиться, пришлось уходить в глубь страны. Часть расформировали  и Николай оказался в стрелковой дивизии. Ему присвоили звание сержанта и назначили командиром отделения. Первое боевое крещение сержант Житков получил в ночном бою при освобождении города Калинина. Военная операция прошла удачно. Враг отступил, потерь в отделении не было.
   -В марте 1942 года,- вспоминает Николай Васильевич, - наша часть попала в окружение. Вот где пришлось всего испытать: боеприпасов почти нет, каждый патрон был на счету, продовольствия тоже. Кругом враг. Каждый день атаки его, едва отбивались. Настроение у бойцов было разное, слабаки уже готовы идти к фрицам с поднятыми руками. Я собрал бойцов и предупредил, что каждый кто поднимет руки, будет расстрелян на месте. Жрать нечего, возьмем еду у немцев, оружие тоже. Как ? - посыпались вопросы. Очень просто — отвечаю. У немцев нет сплошной линии обороны, проползаем и идем к ним в тыл.  Там они нас не ждут, варят себе кашу, отдыхают, вот мы и попросим их с нами поделиться. Ребята, патронов мало, да и шум нам не к чему, будем бить прикладами. Первая же вылазка увенчалась успехом, у нас появилась еда, патроны, а главное гранаты. После этого и фашисты уже не так нагло вели себя, а мы продолжали вылазки, уходили в тыл на несколько километров, там устраивали засады и расстреливали непрошеных гостей. Немцы искали партизан, а это были мы. К нам добирались посыльные из нашей дивизии и передавали приказ — держаться, сковывать врага и уничтожать его. До июля мы партизанили, а когда наши части пошли в наступление вышли из леса, всем лагерем, были у нас больные, раненные, женщины. Комдив выстроил нас и сказал:
   -Спасибо, бойцы. У вас нечего не было, но вы достойно сражались в тылу врага и побеждали, вы пример для подражания. Всем объявляю благодарность, а сержант Житков будет представлен к награде. Всем в баню и отдыхать.
   В 1943 году Красная армия уже повсеместно наступала. В первых рядах шел сержант Житков. На его гимнастерке, кроме медали «За отвагу» был орден Отечественной войны второй степени.
   -Николай Васильевич, вы партизанили, десятки, а может сотни раз ходили в атаки и не были ранены, что вас спасало?
   -А я наверняка под счастливой звездой родился, - улыбнулся в ответ ветеран, Да в атаки ходил, в рукопашном бою дрался, под бомбежками лежал, а серьезно не был ранен не считая мелких ранений и контузий. Санитар перевяжет, день — два полежишь и снова в строй. Несколько раз шинель менял, а про шапку уже и не говорю, было так саданет, что потом в руках крутишь, на голову одевать нечего. Везение, да, но и умение в землю вгрызаться, да и под пули грудь нечего подставлять. Умереть дело не хитрое, а вот остаться живым и победить врага это надо уметь. Я этому учил каждого бойца отделения и они мне были благодарны за это.
   14 апреля 1945 года наша дивизия была построена. Вынесли знамя. Комдив объявил, что война окончена, мы победили и  возвращаемся в Россию. Однако наш эшелон как шел, так и продолжал идти на восток. Нам пояснили, что едем мы добивать японцев. Конечно, хотелось домой, на Родину, но приказ есть приказ и его не обсуждают , а выполняют. Правда, против японцев, воевать было легче, без подготовки в атаки не ходили. Сперва поработает наша авиация, затем артиллеристы, танкисты и уж потом идет пехота. Как правило после огневой подготовки позиции японцев были просто перепаханы, а бойцы были  уничтожены, кто оставался жив выходили с поднятыми руками. Опыт у наших войск был огромный, желание закончить войну тоже, а поэтому к осени все было кончено, мы стали собираться домой.
                ВОЗРОЖДЕНИЕ
Декабрь 1945 года. Николай Васильевич приехал в город Сольцы и пешком направился в родную деревню. Дул ветер, поземка заметала дорогу. Фронтовик спешил к дому.Позади большая часть пути, начались знакомые места. Солдат остановился. Он узнал свои поля, а где деревня, где родной дом? Кругом чистое поле. Присмотрелся. На берегу Мшаги маленькие постройки, из некоторых тянулся дымок. Тревожно забилось сердце. Живы ли? Как им тут живется? Распахнул дверь одного из сарайчиков и в полумраке увидел жену, детей. Теплая радость заполнила грудь. Все тяжелое, трудное отодвинулось. Николай снял с плеч вещмешок, достал гостинцы и стал угощать детишек. Как они выросли? Молодцы. Они наперебой расспрашивали отца о том как он воевал, а тот кивал головой, да изредка вытирал ладонью слезы. На фронте, хороня боевых друзей, глаза всегда были сухими, а здесь, держа сыновей на коленях, не смог удержаться. Дарья стояла за его спиной и полотенцем утирала лицо мужа и говорила:
   -Все дорогой, все живы, здоровы, война кончилась и мучения наши пришли к концу.
   -Да милая, все так, будет у нас новая интересная и счастливая жизнь.
   Все сбылось, как мечтали они в тот зимний вечер. Новый дом построят, семья увеличится, Николай Васильевич, как и в юности, возглавит бригаду механизаторов, будет пахать землю и получать прекрасные урожаи. К его фронтовым наградам прибавятся трудовые — главная из них Золотая медаль ВДНХа за небывалый урожай льна.


Рецензии