По путевке комсомола... защищала Москву

   
    В Веряжском сельсовете есть маленькая деревня - Заполье. Всего несколько домиков, а кругом поля, поля. На одном домике прибита красная звезда- знак того, что в нем живет ветеран Великой Отечественной войны. Это Варвара Дмитриевна Проторгуева. В домике у нее уютно: на полу чистые домотканые половики, на окнах белые с вышивкой зановески. Буквально во всем чувствуется заботливая рука хозяйки, хотя  возраст ее внушительный — за 80 лет.
   Варвара Дмитриевна уважаемый на селе человек. Она много лет проработала председателем сельского Совета, бессменный депутат от односельчан. В движениях она не тороплива, всегда внимательно выслушает человека, подумает, а уж потом высказывает свою точку зрения и ее не меняет, не подстраивается ни под кого. Как-то она сказала: главная моя забота — это забота о людях моего округа. Рассказывать об этой женщине можно много и долго, она этого заслужила, но я попросил ее вспомнить и рассказать о фронтовых буднях. Она вздохнула, подумала и сказала:
   -Давайте-ка я самовар поставлю, разговор- то коротким не будет и легким тоже.
   Варвара Дмитриевна встала, прошлась по половичкам, достала самовар, вынесла на улицу и ловко растопила, подала кирзовый сапог и усмехнулась: « Дальше уж вы работайте_». Вскоре самовар запыхтел, я поставил его на стол в саду, хозяйка вынесла чашки. В чай она добавила травки и пошел такой аромат, что сразу захотелось насладиться таким напитком. Ну, слушайте, начала свой рассказ Варвара Дмитриевна:
   -Родом- то я не местная, сибирячка из Тюменской области и фамилия моя была -Харламова и училась я  на самую мирную профессию — воспитателя детского сада и работала в Верхнетуринске в садике. Все было хорошо. В июне 1941 года приехала к родителям в отпуск и здесь пришло известие о начале войны со всеми ее тревогами, бедами. Молодые мужики сразу получили повестки в армию и я пошла в райком комсомола и попросила путевку на фронт. Конечно, мне не дали, пояснили, что в добровольцы записывают парней и только комсомольцев. Я стояла и не уходила, тогда секретарь райкома вздохнул:
   -Есть, правда, одна путевка, но не фронт, а защищать Москву, в качестве кого я не знаю, приедешь, узнаешь.
-Согласна, - ответила я и побежала собираться.
Когда подошел поезд, то оказалось, что нас, девчат с путевками в Москву полон эшелон. Ехали гадали, что будем делать? И вот мы на Казанском вокзале. Там нас ждали военные. Построили, поздравили, словно мы на праздник приехали, погрузили на машины и повезли по Москве и специально через Красную площадь. Это было раннее утро, было тихо, город мирно спал. Привезли в Чернышевы казармы и сразу в баню, а затем выдали военное обмундирование и отправили отдыхать. Затем нас выстроили, в центр вышел пожилой полковник, поздравил с прибытием нас, поинтересовался понравилась ли Москва. Мы стоим, ждем когда нас отправят дальше, а он говорит: «Девчата, для вас фронт начинается здесь. Создается специальная противовоздушная армия по защите Москы. Мужчины будут защищать столицу на дальних подступах, а вы здесь. Задача простая -нельзя пропустить ни одного самолета, ни одна бомба не должна упасть на город, независимо сколько летит самолетов, все должны быть сбиты. С сегодняшнего дня вы зенитчицы. Во время налета боевой пост не покидать, как бы страшно не было, огонь вести только прицельно. Времени на учебу нет. Завтра на боевой пост. Учиться будете в бою. Стало страшно. Ведь я еще не знала, что такое зенитка. Наши батареи стояли не в самой столице, а перед городом. Действительно, в бой вступили на следующий день. Враг пытался прорваться любой ценой. Небо заполнилось гулом, сколько летело самолетов я не знаю. Прозвучала команда к бою я подбежала к своей зенитке, не зная, что делать, рядом оказался инструктор он показал куда садиться, как целиться и стрелять и побежал к следующей батарее. Я нажала гашетку, пулемет задрожал, я ловила в прицел самолет и стреляла. Фашисты видимо решили уничтожить наши батареи, стали падать бомбы, меня осыпало комьями земли. А мы стреляли, начали падать самолеты. Это был сущий ад. Горящие самолеты падают, страшный гул и грохот, хотелось закричать и зарыться в землю. И вдруг стало тихо. Я сидела и смотрела в небо, оно было такое голубое, ласковое и тихое, а по земле слался вонючий дым, это догорали фашистские самолеты. Прозвучала команда: « Отбой». Построились. Все тот же полковник обратился к нам:-Молодцы, девчата. Ни одна не убежала с поста. Это первое боевое крещение и вы его выдержали на отлично,  счет сбитых самолетов открыли. Если уж девчата не спасовали, то господа фашисты не видать вам Москвы. Правильно я говорю.
А мы стояли и почти все плакали, то ли от прошедшего страха, то ли от слов командира. А затем начались фронтовые будни. В начале войны фашисты всячески пытались прорваться: налеты были рано утром, ночью, с перерывами в 10 минут. Как зазвучит сирена, все бегут в укрытия, а мы к зениткам.
-Варвара Дмитриевна, а вам приходилось сбивать самолеты?
Когда идет бой и особенно ночью, то не знаешь кто конкретно сбил, ведь огонь вели десятки батарей. Перед врагом вставала сплошная стена огня и металла. С гордостью могу сказать, что ни один самолет не прорвался, на Москву не упала ни одна бомба.
-А когда фашистов под Москвой разбили и началось наступление, то вы где оказались?
-Раз шла война, то угроза нападения была постоянно, наша батарея прикрывала важнейший объект- водозабор для Москвы. Фашистам он был известен, они много кратно пытались его уничтожить, но все попытки были отбиты и многие летчики погибали или сдавались в плен.
-Варвара Дмитриевна, а почему после войны не уехали к себе на родину в Тюмень, оказались на новгородской земле, в деревеньке Заполье?
-Это уже другая история. При штабе полка был капитан — Василий Проторгуев, мой инструктор и наставник. Это он учил меня в первом бою, как вести огонь, он всегда был рядом в самые трудные ситуации, следил за оружием, чтобы в бою не подвело. Так мы познакомились, он все чаще приходил на батарею, весной и летом приносил цветы. Мы полюбили друга, а фронтовая любовь самая крепкая. Весной 1945 года нас отправили по домам, а Василия не отпустили. Я,  молодая девчонка в солдатской шинели,предстала перед родителями Василия. Когда я сняла шинель и они увидели, что вся моя грудь в орденах и медалях, то крепко обняли и накрыли стол. Так я стала шимчанкой.
               


Рецензии