Рецензия на фильм Мужской стриптиз, 1997 год

Представьте себе Тагил...

И Валеру. Который без работы, с пивным пузиком умеренных размеров, танцует стриптиз.

Забудьте этот страшный сон, но помните, про Тагил.

Кино, снятое в 90-х, на просторах нашей Родины было двух типов, "как у них" и "как у нас". И если первое было про бандитов и со стрельбой, то второе было и стало легендой, "Вор", "Брат" и т.п.

Еще было культовое - про 200 литров спирта, и все вспомнили всю серию сразу.

А у них было другое кино, про смычку бывшего союза и настоящих рыночных отношений. Еще был арт-хаус, временами впадающий в порно-интеллектуальную ересь. И были фильмы-универсалы, которые, что у них, что у нас стали любимыми, блокбастерами и запомнились навсегда.

Пока наш Михаил Евдокимов ловил бочку со спиртом, они тоже снимали хорошие добрые фильмы в этом самом жанре - по-людски.

Фильм "Мужской стриптиз", по-английски Full Monty, а по-русски - если быть совсем-совсем честным в переводе и контексте - Полное Раздевательство.

Малый бюджет (а Титаник уже поплыл, Лео уже тонет по всему миру), малый состав, казалось бы, прогнозируемый местный успех.

А вот взяло и выстрелило, собрало залы, прошлось по миру и собрало внушительные награды (34!!!) включая "Оскар". В те времена "Оскар" еще что-то значил.

Если посчитать на коленке и калькуляторе, то "Титаник" окупился в 11 раз. А "Мужской стриптиз" в 73 раза.

"Титаник" собрал 2 миллиарда долларов при бюджете в 200 млн. А "Мужской стриптиз" при бюджете в 3,5 миллиона долларов собрал 258 миллионов долларов. Еще раз - фильм окупился

семьдесят три раза!

Но, тут может быть и ошибка, я плохо считаю на калькуляторе. А вот коленки никогда не ошибаются, и даже они до сих пор болят от смеха, когда меня просто с ног валило на пол от ржача.

Итак, вернемся к Тагилу. Представьте себе...Шеффилд, сталелитейный городок, разруха, безработица, мужики, пабы, жизнь. Всё, что можно вынести и сдать, вынесли, выносят и будут выносить и сдавать. Что-то знакомое? Помните, конечно же, как и у нас такое было. Алюминий, нержавейка, медь, свинец и т.п., три километра жизни, а деревня и так без света сидит, экономят.

Так вот, Тагил. То есть Шеффилд. Когда не тащат все с завода и не мотаются по окрестностям в поисках металлолома, сидят в, неправильно, на бирже труда. В пабе бесплатно не нальют.

И все это так знакомо, такой Тагил, что скучно. Но в городок приезжают...мальчики-зайчики. Местным интересно, за что благоверные отваливают аж 10 фунтов за билет (читай 10000 рублей до деноминации). Увидав, что там такое за 10 фунтов, местным становится обидно. То есть снять семейники - и получить за это деньги?

Мужики решают, что ничего сложного нет, надо только врубить погромче и танцевать позадорнее. И всё получится.

И всё у них получится.

Синопсис окончен, можно дальше не читать.

Как же умудриться рассказать такую историю? Как заинтересовать зрителя этим Тагилом/Шеффилдом и этими Валерами/Джонами?

И совершенно вненациональный, общечеловеческий ответ - да просто говорить от лица мужиков, что вчера были нормальными работягами, а сегодня - выкинуты на улицу без пенса, без шанса и без малейшей надежды на будущее.

Возьмите совершенно обычного британца, не Джона Булля и не лорда со вшивой горки. Нормального такого британского Валеру. Пусть у него будет жена и жилье. Нормальная жена без модельной внешности и пирсинга в пупке. Нормальная гетеросексуальная женщина, которая нормальная! Время у нас такое, что надо повторять трижды.

И пусть будет у Валеры все в порядке - и лицо мужское, и трусы семейные, и машина во дворе, и шкодливый тощий дружбан-затейник по имени, ну, допустим, Боба. И живут Валера с Бобой в Шеффилде, а кругом задница. Британская нормальная задница, не из тех, что обозначает теперь толерантность и терпимость, а такая вот задница, конец всего, что раньше было. Ни работы, ни денег, ни образования, ни онлайн-курсов, одно пособие от государства и то такого размера, что Боба алименты задолжал и сына лишается, так как пособие не позволяет растить ребенка, даже приходящего, даже по выходным.

Вспоминается наше пособие на детей в 90-х, помню, как мама про него рассказывала со смехом. На него нельзя было купить ни-че-го. Но оно было. Вот примерно такое, две бумажечки, по-русски шиш с маслом.



И Валера с Бобой живут от балки до рыбалки. Балку стырили, сдали, рыбалку в фильме не показали, заменили футболом. Ну, конечно, они ж британцы.

И так этим мужикам тошно, что хочется послать им 200 литров спирта, назад во времени, на 25 лет назад. Но они находят рыжего Федю, которому еще тошнее, аж так, что он пытается себя самовыпилить. Но Валера и Боба не позволили. Лично я бы Федю отмутузила за одно то, что он самовыпилиться пытался от живой немощной мамы. Но фильм не о том.

Грустные три богатыря земли Британской праведно негодуют по поводу мальчиков-зайчиков, что срубили последние фунты в городе, просто потряся своим тушками и ушками.

И решают, что: а - нам нужны уроки танцев, б - нам нужнее, мы смогём, фунты будут наши.

Тут начинается шаблон "становление героя". И они становятся. В разные позы, в разных местах и с разным успехом.

Милый и очень добрый в душе, но несчастный Иван Семеныч, бывший их начцеха, а теперь такой же безработный, затерроризирован своими бывшими подопечными, гномиками и женой.

Вам, господа извращенцы, послышалось - ГНОМИКАМИ!!! С "Н", в красной шапочке и глиняными.

Пока Иван Семеныч был начцеха, он баловал свою благоверную большим ламповым телевизором и домашним солярием. Вот тут мне аж дурно стало, как представила, что у кого-то дома в наши 70-80 мог быть персональный солярий. Хотя...кварцевая лампочка была, извиняюсь, но не солярий же в полной рост, то есть чтобы целиком в него залезть!

И так Иван Семенычу стыдно, что он безработный, что полгода он уходит утречком, а приходит ровно в тот же час, когда приходил с работы.

С помощью гномиков (Г-Н-О-М-И-К-О-В, извращенцы!) три богатыря добиваются своего, и получают уроки танцев. Заодно подкачивают карму, правую и левую полупопицу и общую мускулатуру. Хотя глисту Бобе и медвежонку Валере это не помогает, но смотреть приятно. Все-таки, становление героев. Для комплекта и толерантности к ним присоединяется симпатяга, гроза баб, Вадик с рельефным телом и не очень молодой, но природно музыкальный и очень пластичный нормальный негр (да-да, не афробританец, а нормальный представитель другой расы, бывают такие, представьте себе!).

С помощью британского упорства, депрессивного Тагила за окошком каждый день и большого количества аналогов русского "***я", всё у них получается. Со скрипом кожзаменителя, липучками в нужных местах брюк (профессиональный секрет, сейчас, кажется, там магнитики), с посещением домашнего солярия и разгоном рэкетиров. С грустным британским юмором и почти без капли спиртного (а вот не по-нашему, но не Шотландия, а Шеффилд, огромная разница).

Параллельно Боба воспитывает своего сына, оболтуса, умного и порядочного. Натан папу любит. Но мама с новым папой очень хотят, чтобы Натан папу старого не любил. Ну, тут, увы, в любой стране и в любом времени, и в любом культурном слое эта беда есть. То, что сынок непосредственно видит все это - и понимает, в свои годы, - тут и есть вся сыновняя любовь. Он понимает, что это Шеффилд, что это безнадега и беспросвет. Он понимает, что папа не справляется с этим Тагилом и этим временем. И все равно остается с папой. Потому что в этом контексте и сценарии наше "батя" вообще не в кассу. А вот "папа" - самое оно.



С первой же репетиции перед родными нашего негра (то есть перед нормальной мамой, сестрой и племяшкой, которую надо украсть прямо сейчас, потому что там модель неземной красоты, Наоми Кэмпбелл с нормальным телосложением, а не теловычитанием) героев арестовывают. Шел мимо бобби (полицейский), увидел, что мужики на заводе непонятное что-то вытворяют, забрал в участок. Пока задержанных оформляют, заодно и видеозаписи смотрят. И впадают в легкий ступор. Потому что многое Тагил повидал на своем веку, но это...

Конечно, в газете "Британский рабочий" их прописали, как у нас в комсомоле. Да мало чем отличается наш комсомол от их снобизма.

И как в сказке, ругательная статейка с фото стала им лучшей рекламой. Так что на их единственное выступление раскупили все билеты.

Были у них нравственные терзания, Валера охранником устроился, хотел свалить. Вот тут у меня просто челюсть отпала, потому что это так по-нашему, охранником устроиться, что мир схлопнулся. Это как продавцом в "Пятерочку" сейчас. Или в Макдональдс, а, нет, пардон, уже не так, как еще три года назад. Оставим "Пятерочку", не суть. В общем Валера свинтил. Но вывинтил на финалку, на выступление. А сломался Боба. Прямо перед занавесом. Прямо по-нашему, взял чекушку и в отказ пошел.



И если б не Натан, то так бы и спился потом. Но нет, сынок у него - что надо. Дал папе люлей и погнал на сцену.



А там, в зале, весь Тагил, пардон, Шеффилд. И Валерина жена, и мама негра, и все соседки, все Клавы с соседней улицы и все Настасьи с соседнего райёна.

И так это у них вышло хорошо, что режиссер то самое "full monty" и не показал. То есть, на сцену они все вышли, и давай жару поддавать, и в ритм попали, и брюки где надо лопнули, и даже красные подгузники удалось стянуть, несмотря на кожзам и стринго-подобие. А вот момент, когда осталась только фуражка, и та в руках на нужном месте, и когда эти фуражки летят в зал, и Тагил воплями просто сносит нафиг - не показали с первой камеры, а показали с заднего фона. Не, девоньки, вот щас обидно было!



На этой веселой задней камере фильм и кончается. Такой вот забористый фильм 1997 года выпуска, где сталевары дали стриптиз.

Тагил их, то есть Шеффилд, ничем не похож на наш какой-нибудь промышленный город. И одновременно - все они похожи, как братья, города с градообразующим предприятием. И Валера, Боба, Федя, негр, Вадик и Иван Семеныч ну ничем не похожи на тех людей, что носят эти имена у нас. А с другой стороны - да все мы одинаковые...



Господи, но ведь был момент, еще до эпидемии, когда Валеры, Бобы и Феди отличались от русских только размером и маркой семейников. Пили один и тот же вискарь, хотели одну и ту же марку машины. Даже гуглили в интернете один и тот же мем на одном языке. И даже встретились на Чемпионате Мира по футболу в Москве. И орали до рассвета где-нибудь на Садовом кольце, а полицейские их не трогали, а наоборот, помогали не потеряться, и чтоб лихие люди не обидели. Я свидетелем буду, в те дни я бродила по Москве и смотрела им в глаза, и фотографировала их, и это было до слез, как все они были здесь, работяги от Бразилии до Шеффилда, объединенные футболом и счастьем.

И наш Валера с их Валерой - выпили все пиво в барах Москвы за неделю. А потом перепутали Вологду с Питером, и бабушка на вокзале подобрала их, а утречком с пирожками отпустила первым поездом куда надо, перекрестив на дорожку. И неважно было нашей бабушке, как его там величать, Валера, Валериан, Валли, Валерио, Али или Мбонга Валр. Потому что он был в беде, один, вдвоем, втроем, а они неместные.

Не могу про это, простите. Не сейчас. Особенно не сейчас... Давайте про стриптиз. Прости, бабушка из Вологды.



Так мы похожи с ними были. Там, в 1997, тут, в 2022. Простые мы. Что Валера, что Боба, что я тут, с телефоном с непотребным названием Huawei, если одну букву заменить на русскую Й. Простите за опечатки, с телефона неудобно набирать большие тексты.



Были мы похожи. Тагил, Шеффилд. Сталевары там. Слесаря. Монтажники. Что они, что мы.

Выживали. Ну, у них было пособие по безработице и Тэтчер. А у нас "детские" и Регина Дубовицкая, но слава Богу, не в правительстве.



Ах, да, толерантность в фильме есть. Но так себе, невинная такая, потому что в 97-м у них там тоже вся эта братия, которая гномики, но без М, тоже только набирала обороты. Там секунды две, один взгляд, Роспотребнадзор может даже не приглядываться, там ничего нет, что под закон подпадает. Даже в лупу не разглядишь.

Но и всё.



Остальное - такое русское-русское кино. Которое наполовину с жеребячьим ржачем, наполовину выть хочется, как же больно это всё. И так их жалко, Газа, Дейва, Ломпера, Коня, Джеральда, как Бобу, Валеру, негра, Федю, Иван Семёныча.

Да жизнь их до ручки довела! Нет там пилона (палки такой, на которой стриптиз крутят сверху вниз). Нет там даже мужских причиндалов! Ни разу, в фильме про стриптиз. Нет там порнухи и даже эротики. Ничего там нет, и всё там на месте.

Именно это - "всё на месте, всё при всём", что сложно перевести на английский, и сделало фильм "Мужской стриптиз" явлением в своем 1997 году.



Фильм-рассказ, фильм, вся прелесть которого - в интонации и искренности. В правде, брат. В правде. В самой что ни на есть правде. Которая отзывается в каждом зрителе, на любом континенте.

Безработица и как выжить. Как не потерять сына. Как любить жену. Как сказать жене правду, что тебя уволили. Как искать выход. Как не сойти с ума.

Как улыбаться, когда вокруг рухнул мир.

Нам это сейчас особенно надо, такое кино. Нет, не про стриптиз, а про то, как держаться. За что держаться?



Держитесь за улыбку. Она хоть чуть-чуть, но придает сил. Держитесь за друзей. Одна голова - хорошо, а две лучше. А три богатыря - это уже застава против той беспросветности, что прёт из всех щелей, а в наше время - с каждого экрана телефона и с каждой колонки новостей.

А если держать клюв повыше, пить поменьше и быть добрым, то вообще всё получится. А если добавить огоньку, перчику и забодяжить все с юмором, то всё получится. Слышишь, Валера, Тагил, у тебя всё получится. Ты справишься, Валера! Тагииил!!!



В фильме снимались простые британские актеры. Мальчишеской красоты Роберт Карлайл в роли Газа (Бобы). Милый Марк Эдди в роли Дейва (Валеры). Обаятельный Стив Хьюсон в роли Ломпера. Знаменитый Том Уилкинсон в роли Джеральда (Иван Семеныч). Неопознанный мной рыжий Федя и горячий Пол Барбер в роли Коня (Вадим рельефный).



Самая сложная роль - у Роберта Карлайла, выглядящего, как пацанчик, а играющего, как русский театральный актер нашей школы. То есть - со знаком качества на всю катушку, экранчик или кинотеатр.

Самая нежная и добрая - у жены Валеры, Лесли Шарп. Которая поддерживает своего медвежонка даже узнав, что муж подался в стриптиз.

И всё это вместе - фильм с такой энергетикой, с таким посылом всем безработным и отчаявшимся, что хочется назвать его современной киносказкой, доброй и мудрой.



Прошло 25 лет, и уже никогда мир не будет прежним. Но почему так смешно, до слез, смотреть фильм, который сняли за очень небольшие по меркам и того, и нашего времени деньги. Сегодня его бы распиарили в соцсетях, привлекли вирусную рекламу. "Дюна", блин. А тогда - его выпускали на видеокассетах, и он у нас затерялся среди бесконечных боевиков и Титаников. Как жаль.



Может, мир был бы другим, если бы мы тогда посмотрели его всем миром, вместо стрелялок и бандитских, суперсолдатских, одинаковых по содержанию кинолент.



Может быть, вы посмотрите его сегодня? Нет, он не решит наших проблем и не изменит ничего снаружи.

Но знаете, вам будет весело полтора часа, что длится этот фильм. Вам будет немного затянуто, потому что фильм снят в стиле 90-х с полными сценами и совсем без компьютерной графики. Там на экране красивые актеры, красивые духовно и физически, там такая Англия, в которую наши проклятые олигархи и чинуши не пошлют своих детей. Там такой английский воздух, как у нас, в Тагиле, где смешалась безнадега и желание хоть немножко пожить по-человечески. Там люди - а не "подданные Великобритании". Там не "гадит англичанка", но  зато "ни эллин, ни иудей". Там есть гномики, но нет гомиков.

Там хорошая актерская игра и хорошая режиссура, то, от чего мы уже отвыкли. Там нет пиара и проплаченных брендов, а те, что мелькают в кадре, мы не знаем.

Там вы отдохнете, в те полтора часа. И посмеетесь от души. От нашей русской души, которая больше географической составляющей. И которой, я уверена, хоть немного после просмотра станет легче.

С надеждой на лучшее, Диана Галли


Рецензии