ЛС10 Пушкин Метафабула Сатана 7 цитат не наугад

ЛС10
Пушкин
Метафабула творений
Сатана. 7 цитат не наугад

Гуданец Н.Л. в своей книге «Загадка Пушкина»  доказывает, что Пушкин на юге в 1821-23 гг пережил духовный кризис.

Я в своей концепции анализа Рока (курса, пути) и Судьбы (участи, доли, цели, удела) на основе реперов - перекрёстков судьбы — утверждаю,  что  то был мировоззренческий кризис на Перекрёстке Судьбы №1. 

На этом перекрестке родилась и оформилась сквозная тема творчества Поэта -
 «Бог или Сатана»,
которую он обозначил гениальной исповедальной формулой проблемы  веры  и разума =  Ум ищет божества, а сердце не находит!

(1) 1817 . Безверие

Взгляните — бродит он с увядшею душой,
Своей ужасною томимый пустотой,
То грусти слезы льет, то слезы сожаленья.
Напрасно ищет он унынью развлеченья;
Напрасно в пышности свободной простоты
Природы перед ним открыты красоты;
Напрасно вкруг себя печальный взор он водит:
Ум ищет божества, а сердце не находит.
***
Напрасный сердца крик! нет, нет! не суждено
Ему блаженство знать! Безверие одно,
По жизненной стезе во мраке вождь унылый,
Влечет несчастного до хладных врат могилы.
И что зовет его в пустыне гробовой —
Кто ведает? но там лишь видит он покой.

Поэт признается — кризис веры (религиозной, культовой) ему самому в себе разрешить не удается, он разумом  понимает значимость веры и благодати, он рассудком постигает риски безверия, но в его сердце — в центре его души- ей нет места…  божества он там не находит … И закончится эта мятежная пытка, сродни страстям  и мукам Микеланджело, только в гробу.
 
(2) 1821. Влюбленный бес

Т. Г. ЦЯВЛОВСКАЯ : Самый ранний след замысла о влюбленном бесе обнаруживается в рукописях весны 1821 г. Только что закончивший «Кавказского пленника», полный творческой силы поэт обдумывал тему для новой поэмы. Он сам писал об этом Дельвигу  (23.03 1821): «Что до меня, моя радость, скажу тебе, что кончил я новую поэму — Кавказский Пленник, ***. Ты ею не совсем будешь доволен и будешь прав; еще скажу тебе, что у меня в голове бродят еще поэмы, но что теперь ничего не пишу. Я перевариваю воспоминания».  Поэт лукавил — он уже с лукавым … Он обрабатывает свой коренной материал — Встречу со Злом и  записывает черновой вариант Влюбленного Беса:

[Вдали тех пропастей глубоких,
Где в муках вечных и жестоких]
———
Где слез во мраке льются реки,
Откуда изгнаны навеки
Надежда, мир, любовь и сон,
Где море адское клокочет,
Где, [грешника] внимая стон,
Ужасный сатана хохочет…
Но руки творца опережает стихотворца и он выдает серию рисунков с бесом: вот первый из них:
и вот последний — 9-ый:


(3) 1822. Бывало, в сладком ослепленье

Я верил избранным душам, Я мнил — их тайное рожденье Угодно властным небесам, На них указывало мненье —
Едва приближился я к ним    
Мое беспечное незнанье
Лукавый демон возмутил,
И он мое существованье
С своим навек соединил.

По мне — это центральная явка с повинной! И вот последний в иконографии этого синтеза 9-ый: рисунок к теме Влюбленного Беса: 

Автор изобразил себя синтезированным человеко-чертом, показав — существование его с Лукавым соединено и подчеркнув = навек!

«И далее мы пошли»

(4) 1823.  ДЕМОН

Тоской внезапной осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.

Демон уже вселился и прописался,  став злобным гением и по всей видимости - проявленным отъявленным

(5) 1824 — Евгений Онегин. Глава IV  Строфа XXI

Зато любовь красавиц нежных
Надежней дружбы и родства:
Над нею и средь бурь мятежных
Вы сохраняете права.
Конечно так. Но вихорь моды,
Но своенравие природы,
Но мненья светского поток...
А милый пол, как пух, легок.
К тому ж и мнения супруга
Для добродетельной жены
Всегда почтенны быть должны;
Так ваша верная подруга
Бывает в миг увлечена:
Любовью шутит сатана.

 
Прим. 4 глава романа «Евгений Онегин» была начата Пушкиным в октябре 1824 г, а закончена в январе 1826-го.

(6) 1826 — Пророк

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.

Знаете кто это шестикрылый? Ангелок нежный? Откройте кантику Ад Данте или  комментарий к ней…  В La Comedia у Данте его Сатана - как гигантский демон с 6-ю крыльями = ha-seraphim! = шестикрылый серафим в Пророке Пушкина!  АСП становится пророком по проекту серафима – вида змея с особой миссией соблазна и посвящения в культовые служители Слова Б-га!  Провидца Саровского звали Серафимом!
 
В ряде гностических (апокриф) толковниках серафим (seraphim или hf;seraphim на др евр) суть особый слуга бога — особый род змей исполняющих волю Бога и жалящих людей (см кн Исайи) = не этот ли Змей исполнил волю Творца соблазнить Хаву (Еву) и совратить пару адамитов пред строем всех человекообразных образцов его ОКБ на Земле!? (см фреску Микель Анджело!)

Друзья мои, что ж толку в этом?
Быть может, волею небес,
Я перестану быть поэтом,
В меня вселится новый бес,
 
Это было завершением Игры в Аду.

Поэтому оставалось совершить еще одну ошибку — жениться на Таше Гончаровой, купив ее у тещи за две годовые зарплаты губернатора, объявить ее ниспосланной небесами Мадонной и потом убедиться , что женат он а кокетке записной и женке, которая нашла своего котильонного принца когда пришла пора ... 

А ведь бесы его по дороге в Болдино за деньгами в сентябре 1830-го окружили и предупредили…

(7) 1830  БЕСЫ
***
 
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали... «Что там в поле?» —
«Кто их знает? пень иль волк?»
Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин...
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...

 рис. худ Симаков

И финальный  аккорд — на каждом Перекрёстке Судьбы  поэт-человек Пушкин с Демоном в груди да с чертями и бесами снаружи…
 
На каждом
 
Думаю и на дуэли тоже…


Рецензии