ЛС12 Пушкин и русские метасюжеты - метели
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. (Зимний вечер, Пушкин. Но стих знаменит не метелью, а любимой всеми русскими душой кружкой…)
Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей.
«Мете;ль» — повесть Александра Сергеевича Пушкина из цикла «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», написанная в 1830 в Болдине и изданная в 1831 году.
Основой повести послужил кpупнейший великосветский скандал 1829 г: побег гpафини Стpогановой с графом Феpзеном. Побег, вызвавший гнев цаpя и окончившийся военным судом и наказанием участников, засвидетельствован многими совpеменниками. Он отмечен в пеpвой дневниковой записи гp. Даpьи Федоpовны Фикельмон, жены австpийского посла, котоpая пpиехала в СПб 30 июня 1829 г и поселилась недалеко от дачи Стpогановых, в доме Ланского.
По мнению А. Глассе «Метель» - паpодия на истоpию Стpогановой и Феpзена, созданная в контексте и сpедствами pомана Руссо «Новая Элоиза». Читатель должен хоpошо знать pоман, иначе паpодия не видна. Вне своеобpазного двойного паpодийного контекста иpония и скабpезные намеки Пушкина малоощутимы, и тpадиция воспpиятия «Метели» сложилась вне этого контекста.
По ходу pаботы над «Метелью» Пушкин пpидавал ей сходство еще с двумя текстами: с балладой Жуковского «Светлана», котоpая дала ему некотоpую композиционную основу и повтоpение мотивов и обpазов, и с собственным pоманом «Евгений Онегин».
2. «Метель» В. А. Соллогуба
Графу П. В. Орлову-Денисову
«Снег падал густыми хлопьями. По саратовской дороге медленно тащилась кибитка, запряженная тремя изнуренными лошадьми.
Кругом расстилалась снежная равнина, раскидывалась белая степь. Резкий ветер гулял на просторе.
Было холодно, грустно и мрачно.»
Молодой офицер на пути к брату попадает в метель. Маленькая станция. Здесь много народу, застигнутого стихией. Ночью молодой человек объясняется в любви женщине, которую видит впервые...
Сперва валит снег, и ветер порывисто сыплет им во все стороны, не зная отпора и преграды. Земля, как скованное море, покрытое беспредельною, хрупкою скатертью, резко отделяется от черного неба, нависшего над ней другой сплошною, черною степью. Ни птица не пролетит, ни заяц не промелькнет: все безлюдно, мертво, дико, беспредельно и полно суровой таинственности. Один голос начинающейся бури раздается свободно по плоскому пространству и плачет, и воет, и ревет страшными, одной степи известными голосами".
***
"Изба казалась им раем... - Светает, - сказала она. - Мы скоро расстанемся! Дайте мне что-нибудь на память от себя. Он поспешно выдернул из бумажника листок бумаги...
- Я не писатель, - сказал он, - другой написал бы вам стихи. - Напишите что-нибудь.
Он написал: "1849 год, ночь с 12 на 13-е января", а потом прибавил решительно: "Лучшая ночь в моей жизни". Потом, сняв с руки кольцо, он подал ей кольцо и бумажку. Она поспешно их спрятала".
Он и она. Двое провели лучшую ночь в своей жизни (до этой поры…), хотя он только держал незнакомку за руку и никто не узнал имени другого
Впервые напечатано: «Ведомости московской городской полиции», 1849, No№ 31–32.
Я не посмел изменить принятого им правописания. — Соллогуб не точен. Из двух форм написания слова «метель» (через «е» и через «я») нормированной считалась первая, что было отражено в Словаре Академии Российской уже в 1816 году. Пушкин употреблял обе. формы, преимущественно «мятель», так, в частности, он писал это слово в «Повестях Белкина». Форма «метель» появилась лишь в печатном издании, вероятно, по инициативе П. А. Плетнева. Таким образом, в написании через «е» нет ничего специфически пушкинского.
Источник: http://sollogub.lit-info.ru/sollogub/proza/metel.htm
3. «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя
4. «Метель» Л. Н. Толстого:
В сильную метель рассказчик на санях отправляется в путешествие. Он боязлив, не любит риска и, в отличие от пушкинского Владимира, много раз просит извозчика повернуть обратно. Извозчик упрям - не торопится возвращаться и продолжает движение... Он же на заработках.
"Напрасно глаз ищет нового предмета: ни столба, ни стога, ни забора — ничего не видно. Везде все бело, бело и подвижно: то горизонт кажется необъятно-далеким, то сжатым на два шага во все стороны, то вдруг белая высокая стена вырастает справа и бежит вдоль саней, то вдруг исчезает и вырастает спереди, чтобы убегать дальше и опять исчезнуть. Посмотришь ли наверх — покажется светло в первую минуту, — кажется, сквозь туман видишь звездочки; но звездочки убегают от взора выше и выше, и только видишь снег, который мимо глаз падает на лицо и воротник шубы; небо везде одинаково светло, одинаково бело, бесцветно, однообразно и постоянно подвижно".
5. «Горе», «Тоска» А. П. Чехова
6. В.Г. Сорокин "Метель»
Свидетельство о публикации №222040100427