Сход селя. Или история одного горного похода

Было это давным-давно, в середине 80-х годов 20 века. Ходил я тогда в горные походы с друзьями в Киргизии. И вот однажды со всеми нами произошел такой случай.

Дело было в середине августа, пошли мы не большой группой, в количестве около 10 человек на водопад, что в Белогорском ущелье. Просто на выходные дни, отдохнуть. А попали в сель и почти на целую неделю.

А случилось это так: договорились, собрались, как и всегда, поехали на маршрутном автобусе до конечной остановки, что в селе Белогорка. А потом путь мы продолжили пешком, 30 километров до водопада. По извилистой горной дороге шли и любовались красотой горной природы! Привычный маршрут, много раз проходили.

Но в этот раз нам попадались земноводные и грызуны, переползавшие и пробегавшие от берега реки Сокулучки в горы. С таким явлением мы столкнулись в первые, и даже не догадались почему это так?

Живность перебегала тропы и горную дорогу в сторону гор, то есть на высоту. Получается, они чувствовали. А нам было хорошо, мы были так рады рассмотреть их вблизи, что даже не додумались это явление не только сфотографировать, но и обсудить и задуматься.

Когда дошли до конечной точки нашего маршрута у подножия водопада и расположились лагерем, установив палатки, очаг, время было за полдень. Приготовили обед, поели, кто-то описывал в записной книжке наш маршрут, кто-то просто отдыхал, кто-то собирал травы. А я немного фотографировал, в общем как и всегда.

Я любитель фотографировать, в силу моих физических способностей — был внештатным, или более того – штатным поваром, то есть дежурным по кухне. А несколько ребят и девчат пошли выше, по горной тропе, дальше в разведку на другой (Кичиторский) водопад.

 Мне же как дежурному по кухни пришлось мыть посуду.

И вот… когда спустился в низ от водопада, к реке Сокулук, помыть посуду и котелки, я обнаружил – что вода пошла мутная, течение увеличилось в скорости, и даже уплыл наш большой котелок, в котором были овощи (поставили в заводь, чтобы охлаждались и не испортились). Вернувшись в лагерь, рассказал об этой новости своим друзьям.
А через некоторое время вернулись наши «разведчики», которые ходили в верховья реки, до другого водопада. И рассказали нам, что там произошел прорыв ледника от жары и вода со льдом хлынула по руслу водопада в реку.

Скорость воды большая, по пути сметая всё на своем пути, изменяя русло реки. И что нам надо перебираться в верх, менять место лагеря. Опасно оставаться вблизи реки. Что мы и стали делать, не мешкая.

Примерно через час мы организовали новое место стоянки, намного выше предыдущей, и стали оценивать обстановку (ведь опасность могла настигнуть нас и тут).
Наступал вечер. А в горах темнеет рано, об этом всем известно. На коллективном собрании решили поделиться на группы, кто-то будет наблюдать за поведением реки, а кто-то — производить разведку.

Этот час мы потратили на изучение обстановки у реки, а другие производили разведку для места стоянки лагеря ещё выше. И вот, подхожу в своем повествовании к своему курьезному случаю, о котором и хотел рассказать.

Пока суть да дело, все были заняты своими делами, а кто-то просто отдыхал. Пошла быстрая вода, она стала подниматься все выше, и наши наблюдатели прибежали с этой вестью.
Это произошло очень быстро. Вода поднималась быстро и подступила к палатке, где были мои вещи. Вот тут я прямо с разбега и нырнул в палатку, там у меня был фотоаппарат (чужой, я взял его на прокат у товарища, работали на одном заводе). У меня был и свой фотоаппарат, но это «ФЕД-3». А на прокат взял зеркальный, хороший: «Зенит-Е», это по тем временам – ВЕЩЬ!

Ну «нырнул», как в кино, и назад, как в обратной съёмки вынырнул. В одной руке фотоаппарат, а в другой — буханка хлеба. Сам не знаю, как это получилось, видно сработал закон самосохранения, выживания. С собой берем самое главное!

 Ребята, кто это видел и рассказали мне и всем, что посмотрели это, как в кино побывали, трюкачи-каскадеры так делают. Ещё и посмеялись от души! А что — юмор и смех всегда присутствовал у нас во всех походах. Курьезных случаев было много.

К слову сказать, в этот раз Его Величество Случай пожалел нас. Ведь с нами был ребенок. Моя племянница 6-ти лет. И была за неё ответственность не только у меня, но и у мамы моей, так как племянница каждый год прилетала к нам в Киргизию на лето.

Мама ребенка, это моя старшая сестра, отправляла дочь Аэрофлотом из Красноярска во Фрунзе. Я встречал племянницу на авто, вез домой. А тут и уговорил маму взять свою племянницу на два дня с нами в горы. Ребенок посмотрит красоту горную.

Да… было дело…, волнений всем хватило с горой. Ведь наши родители на третий день уже забеспокоились, мы не пришли в назначенный срок. Да и по радио услышали в новостях, что в горах произошло таяние двух ледников (лето выдалось жаркое), и получился СЕЛЬ.

Все мосты от водопада снес СЕЛЬ до самого села Белогорка. Вот там наши родители и дежурили каждый день, ждали нас. Про это мы потом узнали.

В первый день летал вертолет Спасателей. Но мы не могли им передать весточку. Они изучали обстановку таяния ледников и русло реки Сокулук, и не останавливались на наши призывы, мы махали красной одеждой и кричали. Вот так и остались мы на левом берегу реки у подножья первого водопада.

Стали пробираться как могли вниз вдоль реки, горными тропами и просто по горам, где не ходила нога человека, только животные.

А началось наше возвращение вот с чего. Первую ночь мы переночевали на горном склоне, на выступах, просто полулёжа на расстеленных палатках и вещах на голых камнях, дежуря по очереди.

Утром все проснулись от возгласа одного нашего друга. Он прокричал на все горы: «Поздравляю свою маму с днем рождения!» Это послужило нам всем критерием не падать духом! Жизнь продолжается!

Позавтракав, мы проводили группу наших друзей в составе троих человек в путь (в дорогу домой), одному из них уж очень нужно было на базар. Но у них не получилось пройти даже переправу, мост был разрушен, и они вернулись назад к нам на поляну у водопада, вечером.

Уже прожив много лет после этого случая, а во время нашего похода нам всем было в среднем по 23-24 года (правда один человек был старше нас, ему было уже за 30, но он был новичок, первый раз в горы с нами пошел), только со временем мы поняли, какое с нами случилось происшествие, и как на самом деле всё таки было опасно!

А тогда наш юношеский оптимизм и энтузиазм не давал нам расслабляться и унывать. На третий день продукты у нас стали заканчиваться, мы ввели норму на паек. Ведь мы шли в горы отдыхать на двое суток. А тут получается — неизвестность. Сколько дней будем выбираться – даже не думали и не гадали.

На второй день нашего обратного пути мы уже прошли хорошее расстояние по бестропью и вышли на развилку другого ущелья «ТУЮК», где речка Туюк впадала в реку Сокулук, была ночевка.

Ночью мы видели лучи света от фар, они резко поднимались в горы. Оказывается это тракторист спасал трактор, это были дорожники, они строили дорогу к перевалу Туя – Ашу.

 Утром мы первый раз попробовали перейти реку в брод. Но сильное течение и высокая вода не дала нам это сделать. Хоть и связывались все одной веревкой и шли кольцом по воде, но не смогли даже до середины реки дойти, нас поднимало и сносило быстрое течение, камни били по ногам и ледяные куски, которые катились по дну реки.
А к обеду мы повстречали пастуха с отарой овец, он вел отару из перевала Туя -Ашу в село Белогорку и не знал что тут случилось.

Дороги нет. Мостов нет. Всё снесло водой, сель шел с камнями, большими и малыми, и льдом. И вырванными с корнем деревьями.

Третий день вода в реке была большая и грязная.Скорость водяного потока снижалась на один час, в районе 11 часов дня, а потом опять поднималась. Шум потока воды у реки были слышен на расстоянии.

Мы видели разбитые пасеки, автомобили, которые отдыхавшие люди загнали на сколько можно было проехать вверх. Воду набирали из реки рано утром, когда она была немного чище, процеживали через рубашку или футболку несколько раз и кипятили на костре, готовили чай с ягодой, если находили.

Чаще всего вокруг были скальники, а скалы почти без растительности. Так вот, это пастух помог нам с переправой. Ему тоже надо было в село, в колхоз, доложить начальству о состоянии отары.

Он дал нам лошадей для переправы, садились мы по двое на лошадь, чтобы груз был достаточным по тяжести и чтобы лошадей не гонять туда – обратно. Вот таким способом и переправились мы на правый берег.

Поблагодарили пастуха от всей души за помощь. И попросили передать от нас записку, дали координаты родных, чтобы сообщили им, что, мол, живы мы все и продвигаемся вниз.
Пообсохли после переправы, отдохнули, и пошли далее, в низ.

Во многих местах дорога обрушилась в реку и нам приходилось высоко подниматься в горы, обходя эти обвалы. В это день мы увидали на другом берегу отца нашего друга, которому нужно было первому возвратиться домой, ехать на базар.

Мы и кричали, и махали кто чем мог. Но куда там… расстояние было очень большим, а сами были высоко от реки на склоне.

Пройдя еще некоторое время в пути, спустились вниз к реке, шли по дороге вдоль реки. И.. О! Счастье! Увидали нашего друга Олега (его уже нет с нами 7 лет), с младшим братом одного из нашего сопутчика.

Эти наши друганы когда узнали про сель, договорились (тайно от родителей) идти нам на помощь. Взяли самое необходимое снаряжение, нужное в таких случаях, и пошли искать нас.

Помню, была ещё одна попытка наладить переправу, но не удачная, которая чуть не обошлась нам потерей одного смельчака из нас. Но об этом и не стоит углубляться. Главное – друзья наши нас заметили! Радости не было предела. Встретились мы на разных берегах реки. Подыскали самое узкое место на реке, с большим валуном и стали налаживать переправу.

Вот так мы воссоединились и уже пошли все вместе в путь домой. И уже со снаряжением, и зная где и как идти (по горам вверх или вдоль речки). Ведь наши хлопцы уже рассмотрели дорогу, идя нам на выручку. А мы были без снаряжения – ведь думали просто сходить на два выходных дня на водопад.

На какой именно день мы вышли на встречу на первом разрушенном мосту, где нас ждали родители, отпрашиваясь на работе (они по очереди дежурили там, ждали, и переживали за нас), я уже точно и не помню.

Там уже была налажена хорошая переправа на металлическом тросу. На нем мы переправились по очереди и встретились! И был праздник в душе у каждого из нас! Как-то при встречах потом мы не стали вспоминать эту нашу страничку из жизни. А жаль! Повзрослели, закружила нас жизнь, разбрелись по всему свету. Семья, дети, внуки…
Вспомнил про фотоаппарат как-то на днях и рассказ сам всплыл из памяти. Вот и решил написать.

Р. S.: Перевал теперь называется Тоо-Ашуу. Республика Кыргызстан. А скорость грязе-водяного потока была 240 кубометров в секунду, как потом мы узнали из новостей.

      


Рецензии