Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже бы

Эккл.3:15.
Модель будущего, основанная на цикличности, повторении всего, что уже было - это лишь один из возможных вариантов. Само слово "уже" содержит в себе целую философию. В Экклесиасте оно повторяется 6 раз. Содержащее законченность, оно противостоит разомкнутому (безпредельному) движению. Для того, чтобы сказать "уже", нужно оглянуться назад, к уже известному. О неизвестном нельзя сказать "уже". Будущее имеет черты прошлого, потому что мы о будущем мыслим неправильно. А неправильное основание приводит к искажению всего остального. Будущее не противостоит прошлому, поскольку оно не имеет связи (в общепринятом смысле) с прошлым (в глубоком понимании). Будущее по своей сути не выводится из прошлого, хотя причинно-следственная связь, конечно, имеется, но связь эта не очевидная, она Божественна. Обычно понимаемая предсказуемость основана на возвращаемости, а это лишает предсказание его принадлежности будущему. Именно Бог ждёт нас за пределами того, что мы знаем, и куда смотрят наши глаза. То, что мы знаем - это уже не Бог, потому что знаем частное, уже выделенное из Всего. (А из частного частное и выводим). Здесь же Его имя, которое "да святится". То движение, в котором мы участвуем, лишь указывает на встречу с Богом, Который есть истинное Будущее, пока ещё не закристаллизованное в нашу личность. Этот наш путь спрямляется любовью и доверием.


Рецензии