Белый танец

Боюсь, что немногие представители нынешнего поколения знают даже этот термин, не говоря уже о том, что умеют его танцевать.  А вот мальчишки и юноши моего поколения с замиранием сердца ждали, когда объявят белый танец. Разве не так, мужики?

Из века в век (а конкретнее с XIX  века) под белым танцем подразумевают приглашение на танец от девушки парню. Это общепринятое понимание танца.

Белый цвет сам по себе ассоциируется с чем-то свободным, кристально-чистым. К нему можно добавить понятия «многогранность», «светлость», «незапятнанность». Так можно было раньше охарактеризовать чистую девушку.

Традиция белого танца была активно распространена в Вене. Получается, родиной этого танца можно назвать Вену. Еще с XIX века ежегодным событием считался «придворный бал». На нем дамы обязательно приходили в нарядных платьях (часто именно в белых), в масках. Маски говорили о загадочности, таинственности. В ней девушка могла скрыть свои черты лица, если они ей не нравились. Представьте, там, на балу девушка могла пригласить своего возлюбленного (даже может и тайного), а он мог ее не узнать (или мог вообще не знать, что она его любит). А ведь так она могла выразить свою симпатию к мужчине. Со временем популярность придворных балов начала угасать и в итоге сейчас от них не осталось и воспоминаний. Может, это из-за строгих правил того времени?

Как бы ни было, пережитки прошлого остались. Например, белый танец. Понятно, что когда мальчик приглашает девочку на танец,  он так может показать свое не безразличие. А как она может показать взаимность ? Верно, девушка может пригласить парня сама во время "белого танца".   Именно поэтому и волновались мальчишки, гадая, какая из девушек тебя пригласит. Та, которая и тебе нравится, или другая.

Можно еще немного порассуждать на эту тему. Вот с чем у вас возникает сравнение «белого». Белое платье невеста одевает на свадьбу, во-первых потому, что оно красивое. Во-вторых, показывает свою невинность и девичество. В-третьих, это уже как традиция. А потом, девушке всегда хочется выглядеть красиво, ярко и привлекательно, соответственно она подбирает под себя что-то своеобразное. Вот, вероятно, еще по этому приглашение от девушки на танец парню, и принято считать белым танцем.

В обществе как-то делят понятия на черное-белое. Так, если по логике, танец по приглашению девушки зовут «белым», то приглашение на танец от мужчины нужно называть «черным»?  Или просто никах не называть.

Видимо, такое название - "белый танец"  когда-то должно  было вылиться в музыкальное произведение типа песни. И она прозвучала в 1973 году, в фильме "Эта веселая планета". Написали песню композитор Давид Тухманов и поэт Игорь Шаферан, авторы многие шлягеров советского периода. А исполнила песню Людмила Сенчина, внешний вид которой как нельзя лучше характеризовал красоту, невинность и девичество. И песня сразу стала популярной, особенно на танцах и дискотеках, потому что написана на мелодию вальса.

Вот слова песни, написанные Игорем Шафераном:

Музыка вновь слышна,
Встал пианист и танец назвал.
И на глазах у всех
К Вам я сейчас иду через зал.
Я пригласить хочу на танец Вас,
И только Вас,
И не случайно этот танец- вальс.
Вихрем закружит белый танец,
Ох, и услужит белый танец,
Если подружит белый танец нас.
Вальс над землей плывет,
Может быть, этот вальс
Нам предстоит запомнить навек.
Я пригласить хочу на танец Вас,
И только Вас,
И не случайно этот танец- вальс.
Вихрем закружит белый танец,
Ох, и услужит белый танец,
Если подружит белый танец нас.
Я пригласить хочу на танец Вас,
И только Вас,
И не случайно этот танец- вальс.
Вихрем закружит белый танец,
Ох, и услужит белый танец,
Если подружит белый танец нас

Долгое время я считал, что существует лишь одна песня "Белый танец" -Тухманова и Шаферана. Но когда начал работать над этой заметкой, узнал, что есть и другая песня с таким же названием, которую исполняла в своих концертах другая замечательная певица София Ротару.  Я нашел её в интернете и послушал.  Оказалось, что я её слышал, но не знал, что она тоже называется "Белый танец". Под неё невозможно танцевать, разве что какой-то медленный танец типа танго. 

Вначале об истории создания этой песни в исполнении Софии Ротару.

Работая на студии "Пионер", Олег Макаревич знакомится с уже известными тогда авторами Русланом Квинтой, Виталием Куровским.  Позже Руслан Квинта перешел работать на студию "Нова", куда к Руслану, по старой дружбе часто, приходил в гости Олег Макаревич. Однажды он принес туда свою новую песню "Белый танец", которую предложил неизвестной молодой исполнительнице, однако она отказалась взять ее в репертуар, но песню заметил и попросил молодой продюсер Руслан Евдокименко,  и через несколько дней Олега Макаревича пригласила на встречу...  София Ротару, которой песня очень понравилась и она решила познакомиться и поблагодарить автора лично. Так началась эта творческая и человеческая дружба двух талантливых людей.

Олег Макаревич вспоминал: «Белый танец», кстати, не возник бы без моей жены. Она в принципе у меня и помощник, и подсказчик, хотя не музыкант. Как-то я поймал один красивый музштрих, начал воспроизводить его на фортепиано, а супруга услышала и говорит: «Это что-то классное, запиши, чтоб не забылось!» Я записал на микрофон, но идею как бы отложил в долгий ящик.  Чуть позже Виталий Куровский придумал текст (хочу сказать о нем самые добрые слова, он очень одаренный человек). А София Михайловна, впоследствии прослушав композицию, просто протянула руку: «Спасибо, очень понравилось». И еще добавила, что за всю ее карьеру вот так сходу ее увлекли лишь две песни — «Лаванда» и «Белый танец».

Вот текст песни, написанный Виталием Куровским:

Я дарю печальный свой взгляд Тебе…
Он может все рассказать,
Он должен все объяснить сейчас.
Посмотри, как звезды глядят
С небес.
Им одиноко там,
Они безмолвно кричат.

ПРИПЕВ:
Легче мне не станет, и тебе не станет,
Но не в этом суть.
Навсегда запомни этот белый танец,
А хочешь — забудь.
Просто я всегда тебя ждала,
Одного тебя всегда ждала,
А сейчас я пришла, я пришла.

Гордость — это самый большой Костер,
В котором могут сгореть,
В котором наши горят мечты.
Сколько лет, не знаю, прошло
С тех пор,
Когда была твоей,
Когда мы были на «ты»…
ПРИПЕВ:
 Легче мне не станет, и тебе не станет,
Но не в этом суть.
Навсегда запомни этот белый танец,
А хочешь — забудь.
Просто я всегда тебя ждала,
Одного тебя всегда ждала,
А сейчас я пришла, я пришла.

Потом идет мелодия, и снова поет Ротару

ПРИПЕВ:
Легче мне не станет, и тебе не станет,
 Но не в этом суть.
Навсегда запомни этот белый танец,
А хочешь — забудь.
Просто я всегда тебя ждала,
Одного тебя всегда ждала,
А сейчас я пришла, я пришла.

В школьные годы я не был такой начитанный, как в зрелые годы и в старости, поэтому о том, что существует "белый танец", узнал лет в 16, когда со своим дядей, скорее старшим братом, потому что он был всего на год старше меня, стал ходить на танцы в Дом Культуры "Строитель" в Хабаровске, куда меня на лето привозили родители на свежее молоко и овощи.  Бабушка с дедушкой, родители моей мамы, жили в пригороде Хабаровска в частном доме и имели домашнее хозяйство - корову, свиней, кур, большой огород и небольшой сад. Вовка, так звали моего дядю, учился в 39 школе на "Стройке" , как в народе называли небольшой городской микрорайон на окраине города.  В нем было много общежитий строительных организаций и этот самый Дом Культуры. Летом танцы были  на танцплощадке рядом с ДК.

У Вовки была в школе симпатия, одноклассница Валя Жукова. Она жила на "Стройке". Так что летом единственным местом, где Вовка с Валей могли встречаться, была танцплощадка.  Я, хотя уже к своим 16 годам вырос до 178 ми и догнал по росту своего дядю,  во многом его копировал, и почти хвостиком таскался за ним.  Поэтому ходил с ним и на танцы, хотя в те годы умел разве что чуть передвигать ноги.  Но тогда в моду уже вошли быстрые зарубежные танцы, где двигать ногами можно было в любую сторону, и никто не понимал, кривляешься ты или так танцуешь.

Но если у Вовки была постоянная партнерша в танцах, то я был нарасхват. И не потому, что я мог танцевать, а просто был одним из немногих парней на этих танцах, где преимущественно тусовались девчонки-старшеклассницы. Вот они-то и приглашали меня потанцевать с ними. Так что для меня все танцы были "белыми".  Они же учили меня некоторым па в бальных танцах - вальсе, танго, фокстроте.  Я к этому времени уже несколько лет играл в школьном духовом оркестре и в музыке малость разбирался.  К тому спортивная закалка и хорошая координация помогала быстро схватывать правильные движения, чем даже немного удивлял своих партнерш.  И чем чаще я ходил на танцы, тем лучше танцевал.

Как обычно летом, нас с Вовкой задействовали на покосе. Мы обычно сгребали сено в валках и носили копна к стогу, чтобы потом увезти его к дому дедушки с бабушкой. И поэтому как-то целую неделю не появлялись на танцах.  И как же обрадовались Вовкины одноклассницы, когда мы пришли.  У девчонок наконец-то появились партнеры в медленных танцах.

Лето пролетело быстро, я вернулся в свой родной поселок, чтобы пойти в 10 класс.  Во время учебного года танцев в школе было немного. Только после концерта художественной самодеятельности в честь пролетарский праздников - 7 ноября и 1 мая, а также на Новый год и 8 марта.  На танцах в школе и потом в поселковом клубе играла "живая" музыка - наш духовой орестр. Так я мог потанцевать лишь во время перерыва для оркестрантов, когда включали радиолу с пластинками.  Совершенствовать свое танцевальное мастерство я не мог.

На следующий 1964 год я кончил 10-й класс, а Вовка 11-й. Правда, экзамены он сдавал в больнице, куда попал в начале лета. Потом он долго еще лечился уже после выписки из больницы, у него возникли какие-то недомолвки с Валей Жуковой, так что на танцы летом мы не ходили. Я летом стал подрабатывать спасателем на пляже завода "Амуркабель" там же, на "Стройке". За лето хорошо загорел, так что приехал к началу школьного учебного года в хорошей физической форме.  И узнал новость - в школе появился кружок бальных танцев.  Его стала вести учительница нашей школы.  Я записался в этот кружок, мне подобрали партнершу, с которой мы стали танцевать.  Но вот сейчас, когда я вспоминаю наши занятия, не могу сказать, кто же была моей партнершей. По-моему, Таня Коростылева, моя одноклассница, самая высокая и спортивная девочка.

Нас учили правильно танцевать бальные танцы - вальс, танго, фокстрот, всякие польки. Я научился кружить в вальсе, причем в обе стороны, единственный из парней. Опять помогла спортивная подготовка и хорошая координация движений. Но занятия продолжались всего месяца 3,5. На зимних каникулах наша дама, учившая танцевать, сделала кульбит и уехала из поселка, прихватив с собой чужого мужа, учителя физкультуры, который работал у нас с сентября. На этом мои школьные университеты закончились.

После окончания школы в 1965 году все лето я готовился к поступлению в Хабаровский медицинский институт. По вечерам  позволял себе ходить только играть в волейбол в Ильинку, совхоз, рядом с которым жили мои бабушка с дедушкой. В Ильинскую восьмилетнюю школу ходил Вовка в свое время. Сейчас он работал слесарем на судостроительной заводе и решал, куда пойти учиться.  Потом выбрал себе профессию судостроителя, решил по направлению от завода ехать в Ленинград. Но надо было еще один год проработать на заводе, чтобы получить направление и получать стипендию от завода, которая была больше обычной студенческой.

Первые полгода учебы в институте я жил у дедушки с бабушкой за городом и хронически не высыпался.  На лекцию к 8 часам, надо ставать раньше 6, чтобы успеть дойти пешком до "Стройки" и потом почти час "пилить" на трамвае. 3 раза в неделю вечерня тренировка  по волейболу, которая заканчивалась  почти в 23 часа.  Потом обратная дорога почти до Ильинки.  Никуда я в эти полгода не ходил, все свободное время отсыпался.  Потом мне дали комнату в общежитии и и жизнь стала налаживаться.  Так что снова на танцы стал ходить, когда открылись танцплощадки в двух парках - ЦПКО и ОДОСА, под открытым небом.  Но ходил туда не часто, студенческая жизнь на первом курсе не сахар, особенно для такого парня, как я, который в школе не открывал учебники, предпочитая внимательно слушать объяснения учителя. Моей памяти хватало, чтобы отвечать на уроках правильно материал, который задавали на дом. А в институте лекцию по теме не прочитали, а на семинарах уже спрашивают.  Так что приходилось читать учебники, а материал по нормальной анатомии просто зазубривать. Все эти кости, мышцы, сухожилия, отверстия и т.д. и т.п. Ужас... Какие танцы? Хотя на зимних каникулах из Ленинграда приехал к родителям школьный друг Вовки Генка, и он научил меня танцевать неизвестный тогда в Хабаровске шейк. Его привезли из Англии курсанты мореходки, в которой учился Генка.

На втором курсе стало полегче.  И адаптировался, и зубрить надо было меньше.  Но зато стал больше тренироваться, занимаясь легкой атлетикой.  Переусердствовал, наступило состояние перетренированности.  Поехал на каникулах в родной поселок, там на домашних харчах и на свежем воздухе восстановил  работоспособность.  А вскоре и 23 февраля, праздник мужчин. В институте его отметили танцами, которые по традиции, проводились в спортзале. В институте был свой ВИА, небольшой, исполнявший в основном танцевальные мелодии.  Я в это время стал "кадрить" девушку, работавшую в институтском буфете,  её-то и пригласил на танцы в этот вечер.  Она оказалась большой любительницей танцев и даже умела кружить в вальсе.   Так что мое умение танцевать бальные танцы произвело на неё благоприятное впечатление.  А когда я "сбацал" шейк, это заставило взглянуть на меня другими глазами и  девчонок из института.  Так ко мне прилип неофициальный титул лучшего танцора ХГМИ.

Но подобные танцы уже нельзя внести в категорию "белых". Ты же приходишь на танцы с девушкой, с которой и танцуешь весь вечер.  Я не помню, чтобы объявляли "белый  танец", а если и объявляли, то тебя тут же приглашала твоя партнерша, чтобы никакая другая девушка не перехватила. Не зря же была популярной песня, в которой пелось, что на 10 девчонок приходилось только 9 ребят.  В ней были слова - "Пришли девчонки", стоят в сторонке".  Именно такие слова были написаны на плакате в нашем спортзале, их видно на фотографии, где изображена наша институтская волейбольная команда, в которой я играл. А вот фотографий на танцах у меня нет.


Рецензии